- Преподавателю
- Школьному психологу
- Урок-тренинг Эффективные приемы общения
Урок-тренинг Эффективные приемы общения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миронова Л.Д. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка урока - тренинга «Эффективные приёмы общения»
Цель: знакомство с приёмами общения, расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Введение
Новой технологией в обучении является социально - психологический тренинг, позволяющий не только повысить компетентность в области общения, но и приобрести навыки межличностного общения. Эффективность технологии определяется тем, что участнику предоставляеися возможность непосредственно в самом процессе оценить свою индивидуальность, навыки общения и сорректировать их. Метод сциально - психологического тренинга позволяет:
- приобрести знания в области психологии индивидуальности, группы, общения;
- приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать. Убеждать и т. П.;
- сформировать установки, неоьходимые для успешного общения, например, готовность рассмотреть проблему «под другим углом»;
- развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей; сорректировать систему отношений к окружающему миру.
Базовыми методами группового тренинга считаются групповая дискуссия и ролевая игра. Основным обьектом воздействия в тренинге является группа.Совместная деятельность группы направлена на достижение цели.
Различают нормы группы - это совокупность правил поведения, руководящая действиями участников и определяющая санкции при их нарушении. Роль в структуре группы - это программа поведения, которая считается подходящей для данного члена группы. Ролевое поведение проявляется в особеностях общения: вербального и невербального.
Групповая сплочённость характерезуется приверженностью группе её членов. Показателями сплочённости являются:
А) уровень взаимной симпатии;
Б) степень привлекательности группы в целом для её членов.
Сила сплочённости определяется соотношением степени привлекательности своей группы по сравнению с другими доступными группами.Фазами развития группы являются этапы: образование, функционирование, развитие.
На первых этапах формирования групп тренинга ведущего наиболее активна и важна - он берёт на себя роль создания групповых норм. Моделей поведения, определения задач. Тренер должен:
А) быть способным рефлексировать задачу, которая поставлена в тренинге;
Б) уметь слушать.
Сначала группа разрабатывает принципы организации занятий.
Существует следующий перечень принципов:
-
Принцип активности участников.
-
Принцип творческой позиции участников.
-
Принцип обьективизации поведения.
Для создания обратной связи в процессе общения существуют правила:
А) говорить кратко;
Б) говорить конкретно;
В) говорить, что ты при этом чувствовал;
Г) слушать внимательно4
Д) запрашивать дополнительную информацию;
Е) не обьяснять своего поведения.
4. Принцип партнёрского общения.
При работе с конкретной группой могут быть предложены и такие принципы:
-
Принцип постоянства членов.
-
Принцип «здесь и теперь» ( не выносить информацию за пределы помещения).
-
Группа сама принимает все решения.
-
Каждый член группы несёт ответственностьза себя.
Особенно важно для группы тренинга создание климата доверияЮ позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи.
Цель социально - психологического тренинга - совершенствование коммуникативных качеств: умение воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способность к эмпатичевкому сопереживанию; умение слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения. Перед началом тренингового занятия учащимся предлагается рисунок ожинания от тренинга:
Участники тренинга получают сердечки и прописывают ожидания от тренинга и прикрепляют на ватмане.
ЭТАПЫ ТРЕНИНГА
-
Ритуал приветствия
( упражнение для разогрева) Восточный рынок
Цели:
-
помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
-
снизить чувство напряжённости благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;
-
обратить внимание участников друг на друга,обьединив их соревнованием в партнёрских отношениях.
Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/ карандаш на каждого игрока. Время: 10ми
Ход упражнения
Помните картинку восточного рыека в музыкальной сказке «Али - Баба и сорок разбойников»?. С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?
( крики…, запах еды и пряностей…,яркость, буйство красок…., бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…) - запись муз. и зарисовка на ватмане.
- Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадём через несколько минут. Но но сперва нам необходимо подготовиться.
Каждый получает лист бумаги и ручку/ карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем.получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперьу каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем своё имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Приготовленные записки со своими именами положите пожалуйста в центр комнаты ( на столике). ( Горка записок, слженных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)
- Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдёт к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.
Затем в течение 5 мин., нам придётся уговорами, спорами, путём обмена.. найти и вернуть себе - купить все восемь листкоа с вашим именем. Первые 3 покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет? Начали!
.. Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. Д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, обьявляя, сколько осталось минут до закрытия рынка. Закрывая рынок, обьявляет имена 3-х победителей игры.
Итоги упражнения:
- Что вам понравилось, а что - нет в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали во время торга:
Активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнёра?
- Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!
2. Коммуникативная игра. Встреча двух волшебников
Эта игра дидактична, так как выигрышная стратегия в ней более очевидна и более ясно связана с моральными нормами. Игру можно проводить как в парах так и в командах.
Описание игровой ситуации, предлагаемую в парах. Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку ещё один стул, у каждого - по десять белых карточек и по десять синих и по индивидуальному бланку результатов.
Инструкция:
- Однажды в тёмном дремучем лесу, таящем в себе множество опасностей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них держал в руках волшебный жезл свой колдовской инструмент. Ни один из них не знал, кем является другой: злым или добрым волшебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл. В этой игре вам придётся решать, как поступить, совешив десять ходов. В зависимости от выбора - твоего собственного и выбора твоего партнёра складываются разные ситуации, оценка которых в баллах
приведена в таблице
1-й волшебник
2-й волшебник
1-й волшебник
2-й волшебник
поднять жезл
поднять жезл
-3
-3
поднять жезл
опустить жезл
+5
-5
опустить жезл
поднять жезл
-5
+5
опустить жезл
опустить жезл
+3
+3
Что означает эта табличка? Если оба волшебника поднимают жезлы ( то есть они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по три балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый получает пять баллов, а второй столько же теряет. И наконец, если оба волшебника решают просто мирно поговорить друг с другом, не используя колдовские жезлы, то они получают по три балла. В нашей игре будет десять ходов. Через каждые тридцать секунд ( при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по одной карточке: синяя означает поднятие жезла, белая - отказ от его использования. Увидев решение своего партнёра, каждый игрок заполняет свой бланк игры.
Ваша задача - набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количество баллов.
Разумеется, результаты игры при любом варианте её проведения необходимо обсудить с групппой.
Бланк для игры
Имя участника______________ Имя партнёра________________
Номер хода
Ход участника
Ход партнёра
Результат хода
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итоговая сумма
Бланк для игры
Имя участника______________ Имя партнёра________________
Номер хода
Ход участника
Ход партнёра
Результат хода
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итоговая сумма
Бланк для игры
Имя участника______________ Имя партнёра________________
Номер хода
Ход участника
Ход партнёра
Результат хода
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итоговая сумма
3.Тестирование
Какой я в общении?
- Слово «диагноз» скорее медицинское чем психологическое, но для вас оно будет означать возможность узнать о себе что - то новое. Для более продуктивной работы во время занятия вам необходимо в самом начале получить исходную информацию об уровне вашей коммуникабельности, общительности. Мы это сделаем с помощью небольшого теста. Поэтому внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа. Особенно не думайте над каждым вопросом. Ещё раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам.
Вопросы теста
-
Умение вести разговор - это талант
Составить ситуации для команд