Профориентационная программа «Дорога в будущее»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Кондинский район

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа

Принята Утверждена

на заседании директором МКОУ Мулымская СОШ

педагогического совета ______________ В.П.Широкова

протокол №___ от _______2014г. приказ № _____-од от _______2014 г






Профориентационная программа «Дорога в будущее».











Составитель: педагог-психолог

первой кв.категории

Таршилова Е.А.





п. Мулымья

Пояснительная записка

Программа по профориентации «Дорога в будущее» для учащихся 1-11 классов на 2014-2016 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.

Данная программа включает различные компоненты профориентационной работы:

  • профессиональное просвещение (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий);

  • профессиональная консультация (консультирование по вопросам выбора профессии и трудоустройства);

  • профессиональная адаптация (психологическое привыкание к профессии).

В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:

  • получение воспитанником знаний о себе самом (образ "Я");

  • информация о мире профессионального труда;

  • осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).

Обоснование программы


Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры - коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно - нравственной ориентации.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положено трехфакторная модель Е.А. Климова (Хочу - Могу - Надо).

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

условно выделяют следующие этапы:

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

---средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

Таким образом необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Дорога в будущее».

Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

  5. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.

  6. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией Модернизации российского образования;

-Устав школы.

Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение - педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

  2. Диагностика и консультирование - с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

  3. Взаимодействие с предприятиями - с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

  4. Профадаптация - с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.


Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН


  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)

  2. Экскурсии

  3. Ролевые игры

  4. Конкурсы

  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения - адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьного психолога

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор»и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)




Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы - классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.

Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы.

Планируемые результаты

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;

  • оказать адресную психологическую помощь обучающимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;

  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2014 - 2016 годы

I этап: проектный -2014-2015 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1.Изучить нормативную базу.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практически - аналитический- 2015-2016 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.Обогащать содержание профпросвещения.

3.Развивать ученическое самоуправление.

4.Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

9.Обобщить результаты работы школы.

10.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

11. Спланировать работу на следующий период.

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Дорога в будущее» на 2014-2016 г.


пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно - правовой базы


1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.


Август 2014

Заместитель директора по ВР

2.

Создание банка данных об учебных заведениях города.

Сентябрь 2014

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь 2014

Заместитель директора по УВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Заместитель директора по ВР, кл.руководители

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»

Октябрь 2014

Руководитель МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в читальных залах.


2014 - 2016

Библиотекарь

7.

Обновление информации по профориентационной работе: обновление регионального банка о возможностях трудоустройства и профессионального обучения


1 раз в квартал


Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы


  1. Профпросвещение

Реализация программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия района.

Ежегодно

Кл.рук

2.

Экскурсии в учебные заведения

Ежегодно по плану школы

Классные руководители 9 классов

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее».

Ежегодно в сентябре

Классные руководители 10-11 классов

4.

Акция «Чистый двор».

Ежегодно в апреле

Зам директора по ВР

5.

Проведение областного месячника профориентационной работы и содействия занятости молодежи «Твой выбор» (9-11кл): формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет решения знаний о мире профессионального. труда, информирование о многообразии профессий и основных правил выбора профессии и содействия занятости молодежи.

Март-апрель





Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии».

Октябрь 2014-2015

Заместитель директора по ВР, кл.рук

4.

Конкурс творческих проектов

203-2015

Учителя технологии

5

Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи»

2014

Учителя русского языка и литературы

6.

Проведение тематических классных часов:

  • Мастерим мы - мастерят родители (1 класс).

  • Профессии моего города (2 класс).

  • Трудовая родословная моей семьи (3 класс).

  • Известные люди нашего города (4 класс).

Мир профессий (5 класс).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 класс)

Внутренняя культура - гарант удачного бизнеса (8 класс).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 класс).

Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 класс).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

В течение года

Классные руководители, библиотекарь психолог школы

7.

Проведение спецкурсов профессиональной направленности

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

8

Проведение «Недели защиты профессий»

  • в сфере обслуживания;

  • в промышленности;

  • в науке.

Ежегодно в мае

Заместитель директора по УВР, соц.педагог, кл.руководители

9.

Информационно - просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»

  • «Типы профессий»

  • « Куда пойти учиться»

  • «Структура трудовой деятельности»

  • Потребности труда

2014 - 2016

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

10.

Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

  • «Хочу, могу, надо» изучение склонностей и способностей ребенка.

  • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

  • Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

  • Родительское собрание для будущих 10- классников. Знакомство с элективами.

  • Образовательные услуги, предоставляемые районом , областью

Ежегодно:

октябрь

декабрь

апрель

май

апрель

май

Классные руководители, психолог,

администрация

9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

В течение всего периода


Классные руководители



2.Диагностика и консультирование.


1.

Консультированиеи Тестирование учащихся8-9 классов:

  • « Карта интересов».

  • «Склонности и профессиональная направленность».

● «ДДО»

● Профессиональные склонности

● Профессиональный тип личности

● Мотивы выбора

● Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, психолог школы

.

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный педагог

3

Консультация медработника по теме: «Здоровье и выбор профессии»

В течение года

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

Августе

Классные руководители, заместитель директора по УР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Организация работы трудовой бригады.

Май, июнь

социальный педагог

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

Феврале

Классные руководители.

4.Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2014-2016

Рук.МО

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.

2014-2016

Социальный педагог

3.

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

эффективности профориентации

старшеклассников

- конфликты профессионального

Самоопределения

2015

Социальный педагог, психолог


5. Совместная деятельность с социальными партнёрами

1

Организация экскурсий на предприятия социальных партнёров

По отдельном плану

Зам. директора по ВР, кл.руководители

2

Совместное празднование профессиональных праздников

В канун праздника

Зам. директора по ВР, кл.руководители

3

Составление каталогов профессий социальных партнёров

В течение года

Социально-психологическая служба

4

Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений

В течение года

Зам. директора по ВР, кл.руководители

5

Участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов



Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

№ п/п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.

Классный руководитель

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведени

2.

Учителя-предметники

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

3.

Библиотекарь

- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

4.

Социальный педагог

- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

5.

Педагог-психолог

- проводит психолого-педагогическое консультирование;

- изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

6.

Мед.работник.

- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

- организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

7


Зам.директора по ВР


- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными образовательными учреждениями и предприятиями города через экскурсии;

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы с учащимися

- проводит консультирование с родителями;

- проводит анкеты по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся;

- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными образовательными учреждениями и предприятиями

- проводит уроки занятости, уроки труда

-оказывает методическую помощь зам.директора по ВР, кл.руководителям по профориентацииучащихся


© 2010-2022