- Преподавателю
- Школьному психологу
- Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вдович С.А. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Вдович Светлана Анатольевна -
педагог-психолог, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Аромашевская СОШ им. В. Д. Кармацкого».
Согласно Стандарту, данная программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории
с целью освоения Образовательной программы.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Программа коррекционных и развивающих занятий для учащихся с ОВЗ
(занимающихся по программе 7 вида)
Количество часов в неделю - 1, 5
Занятия: индивидуальные и групповые
№
занятия
Тема занятия
Цель
Колич. часов
Диагностика
1
ДДЧ
Изучение состояниия эмоциональной сферы
0,5
2
Тест Филлипса
Выявление уровня школьной тревожности
0,5
Сказкотерапия
3
«Как потрудились, так и наградились» (работа с текстом)
Выявление затруднений в межличностном общении, определить приемы их преодоления
1
4
5
Изображение (изготовление) персонажей сказки из природного материала
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1
6
7
«Этот пес верно службу нес»
(работа с текстом)
Выявление проблем с проявлением эмпатии (сопереживания) к более слабым существам или к младшим по возрасту
1
8
9
Изображение (изготовление) аппликации из подручного материала
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1
10
Диагностика
11
КРС - кинетический рисунок семьи
Изучение статуса ребенка в семье, детско-родительских отношений
0,5
Сказкотерапия
12
«Не строй домок из чужих досок» (работа с текстом)
Показать пути восстановления детско-родительских отношений
1
13
14
Изготовление из картона понравившихся персонажей и «сказочной» (старинной) одежды для них
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1
15
16
«Сколь грехов накопила - туда и место получила»
Обсудить причины возникновения неуравновешенного эмоционального состояния (страхов, неуверенности), привести к пониманию того, что человек сам может управлять своим состоянием, своей судьбой
1,5
17
18
19
Изготовление (шитье) куклы Таисии до встречи ее с темными силами
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час
20
21
«Не гоже чужую жизнь проживать» (работа с текстом)
Введение понятий жертвенности, ответственности
1 час
22
23
Изготовление бумажной «двойной» куклы (Катерина - Августа)
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час
24
25
«Скажи, мол, мамка так велела»
Ввести понятие «право на ошибку», подвести к осознанию понимания и принятия другого человека, с его достоинствами и недостатками
1,5
26
27
Изготовление коллективной аппликации из кусочков ткани «Корова на лугу»
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час
28
«Знаешь, какие книжки умные бывают»
Расширение кругозора об историческом прошлом русского народа, обсуждение отношений барин - раб; активизация мышления и воображения при обсуждении мотивов поведения персонажей
1,5
29
30
31
«Книжкин Айболит» (Оказание помощи работникам библиотеки в ремонте старых книжек)
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1
32
Диагностика
33
ДДЧ (Дом - дерево - человек)
Повторная диагностика состяния эмоциональной сферы
0,5
34
Анкетирование по результатам занятий
Изучение предпочтений учащихся в развивающих занятиях, изучение мнения о предложенных методах развивающей деятельности
0,5
Пример работы с текстом сказки
(занятия №№12-15)
НЕ СТРОЙ ДОМОК ИЗ ЧУЖИХ ДОСОК
(семейная притча)
В каждой семье есть свои предания да сказы, какие с дедами-прадедами случались, вот в памяти семейной и остались. Так и в этой крестьянской семье передавались из уст в уста такие-то истории. Только все они невидимыми ниточками соединены были с покровителем их небесным, Николаем Чудотворцем. Ежели бы только с одним кем в семье встретился святой, то и тогда бы сказывать было о чем. Ну, а ежели встреч таких больше случилось? То кого же иначе семейным покровителем считать? Кого за помогу вспоминать-почитать?
Одно-то предание - вовсе давнее. Бабку Марину Сенькову знаешь? Так история эта приключилась еще с ее прадедом. Отправился он как-то в лес за дровами. Было дело весной. Речка наша, Клязьма, в те времена не такой широкой была, только по весне и ее перейти - надо брод найти. Договорился Архип с барином тутошним, денег заплатил, сколько положено, ну и поехал, благословясь. Ранним утром по знакомому броду на тот берег переехал, давай в Барской Дубраве сушняк валить да бревна пилить. Нагрузил полный воз, а там уж и солнце садиться собралось. Ну, он прямиком к знакомому броду лошадку и направил. .
Только выехал Архип из Барской Дубравы и речку не узнал. Разлилась Клязьма за один день так, что уж и не проехать никак. Даже брода знакомого сыскать нельзя, одна вода. Архип остановился у воды - кругом ни души. Огляделся и горько задумался. Ежели до утра тут, возле Барской Дубравы ночевать, то волки - звери могут задрать и его самого, и лошадку его. А до дому спешить - кабы обоз не утопить: без броду-то в речной разлив из речки не выбраться. До захода солнца было всего ничего, а выхода не виделось ни одного. Тут и про своих пятерых детишек Архипу вдруг вспомнилось, а на душе как-то пасмурно сделалось. Вот и начал Архип молиться. И так он сердечно молитвы читал, что, видать, Господь услыхал.
Видит Архип: на том берегу появился старик. С седой бородой и в одежде простой. Ничего старик мужику не кричал, только глядел и молчал. А потом и давай мужику рукою место казать, где переехать-то с возом через речку можно.
Архип, недолго думая, туда лошадку свою и направил; шел по воде да по стариковой руке, что дорогу ему казала. А как лошадка речку миновала, хотел Архип старичка того поблагодарить, а на том берегу - нет никого! Нет старичка, как и не было.
Tы мecтa наши знаешь: поле широкое, без бугорка, без деревца. И куда, скажи, мог тот старичок уйти, если он все время переправы Архиповой на берегу стоял да путь ему казал? Вот с Архиповой легкой руки да от сердечной его благодарности и стали потом всей семьей Николая Чудотворца поминать и Архип, и жена, и вся его детвора.
Размечтался Архип, как подрос его старший сын, грамоте наследника своего обучить. Хоть и не барином, но почтенным человеком своего Егора видеть хотел. Деньги собрал, сам с семьей голодал, но Егор его науку постиг, аптекарем вскорости сделался. Только к тому времени в семье уж еще девчонка родилась. Вот всего шестеро детишек в семье и получилось: пять девок да сын - надежа. Что, окромя детей, для крестьянина дороже? .
Ну, а сын его, как на ноги встал, из семьи родной уходить не желал. Да у Егора и другая причина была дома остаться: полюбилась ему деревенская девка-красавица. И стройна, и круглолица, и на рукоделие мастерица. Ну, куда ж еще лучше-то? Любушка еще года два свадьбы ждала, хоть и были с Егором помолвлены. Только и сестрам накопить на приданое - дело важное. А как молодым свадьбу сыграли, Любушка к мужу в дом пришла. А в доме этом - теснота. И сваты, как нарочно, их дом стороной обошли. Четверо девок плачут-рыдают, для себя женихов уж давно поджидают. А пятая, Лизутка, еще в куколки играет.
Года три так минуло, а ни одна сваха к ним в дом не заглянула. У Егора с Любашей уж своих трое детишек народилось. Жили тесно, что и говорить. Вот и решила Любаша, в Троице-Сергиеву. Лавру сходить. Может, там облегченье и вымолю? В Лавру пеше отправилась. День светлый для того выбрала - Никола Зимний, по нынешнему - 19 декабря. В пути Любаша притомилась, вот на дерево поваленное и присела. Вдруг откуда ни возьмись, старичок к ней и подходит. Увидала его Любаша, с собой поесть-попить позвала. Только об том все думала, где же раньше старичок тот был, и впереди на дороге его Любаша не видала и сзади не примечала? А дорога прямая, с огромными сугробами по сторонам.
Старичок Любашу за хлеб-соль поблагодарил, а как поел-попил, так Любашу и спросил: далеко ли путь держит? Та и давай старичку тому сказывать. И про мужа Егора, и про тесноту дома, и про деток малых, и про золовок не просватанных. Может, спросишь: почему она всю душу раскрывала ему? Так этот самый старичок уж больно слушал хорошо и Любаше от сердца сочувствовал. А на прощанье душевно напутствовал. А вот слова, какие сказал, Любаша сразу запомнила:
- Иди, милая, с Богом! В Лавре помолись да скорее домой воротись. Там тебя добрая весть поджидает. Какой никто не ожидает ...
Любаша из лавры вернулась, родной калитки коснулась, а тут ворота и раскрылись нараспашку. И выезжают из ворот сани, украшенные лентами да бубенцами. Любаша сразу в дом, а уж радость в нем. У жениха того - два брата неженатые. Вот так и случилось, что три брата на трех сестрах женились. Свадьбу одну играли, деньгами не швыряли. А последнюю девку-золовку еще через неделю сваха приглядела. Уж к весне остались в избе: родители, Егор с женой, детишки ихние да сестра Лизутка-подросточек. Ну, теперь-то уж стало свободнее. Можно еще деток рожать и спокойнее жить-поживать.
Так и жизнь между тем протекала, а Лизутка росла-подрастала. А как стала невестой на выданье, так Егору сказали родители:
- Пора, сынок, тебе строить свой домок. А мы тут с Лизуткой останемся. Ее-то женишок взять в свой дом не мог. Ясное дело - сирота.
Мать кое-что для сына припасла, вот его и уговаривала еще денег у сватов попросить да вскладчину дом и построить. Так и сам Егор хотел. Он тогда уж пятерых детей имел, хотелось и в своем дому пожить. Но тут, видать, уж тому быть, соблазнили его соседи на одно нечистое дело. Уговорили, пока барин в отъезде, к нему в Бар-Дубраву съездить. Деревьев втихую навалить да все на сруб и заготовить. Мать Егора и плакала, и просила, только сына не умалила. Втроем решили лес воровать, так и не отговорила их мать.
И ведь случается порой такое: никто тех деревьев не хватился, никто за ворами не кинулся. Да что там скрывать: даже никто того воровства не видал и не прознал. Бревен не целых три сруба припасли, на огородах своих сложили. Решили немного повременить, домов до весны не строить. А как от народа скроешься? Ведь кто-никто, а догадается: бревна-то из ничего не появляются ...
А однажды утром мать и давай сына своего совестить-ругать:
- На ворованных полах счастье не попляшет. А в ворованных горшках не наваришь каши. И семья в таком дому счастлива не будет. И народ за воровство поделом осудит, и еще запомни, сынок: не строй домок из чужих досок. Это мне верный человек сказал, да тебе передать приказал.
Вот и предлагает Егору мать все, что ценного в дому есть, барину в уплату за лес отдать. Повиниться и просить с остатками долгов погодить. Егор с Любашею своей поговорил-посоветовался, а потом и решился. Тут и женина семья зятю с дочкой помогла, чем могла. Собрали по двум домам золотишка, да ценных бумаг, да кольца обручальные. Только решил Егор про одного себя барину сказать, свою вину признать, а соседей не выдавать. Чужая покража - дело их собственной совести. Барину Егор в ноги упал, прощения просил, все добро принесенное с собой перед барином разложил. Просит остатний долг пока не требовать, повременить. Чтобы семью не разорить.
Барин молча Егора выслушал. А потом так рассудил: долг остатний ему простил, а колечки обручальные не взял. Бумаги да золотишко в уплату за лес принял. С тем Егора и отпустил.
Выросли в деревне в одно, считай, лето три дома соседних. У Егора, у соседей Прохоровых да у соседей Воробьевых. У Прохоровых в избе так счастья и не было: через пять годов уж не осталось в том доме мужиков. Кто помер, кто утоп ... А бабы из дома того как-то сами собой разъехались. Последний хозяин продал дом тот чужим; только не было счастья и им. А то бы зачем новые хозяева дом-пятистенок разобрали? До последнего венца. И на месте том уж строили, снова, но из другого леса.
А у Воробьевых и того меньше дом стоял. Уж на другое лето полыхнул сарай, а с него огонь и перекинулся на дом. Сгорел тот дом до бревнышка, до досочки, до печной трубы. Вот, как хочешь, так и рассуди! А при чем тут Николай Чудотворец, спросишь? А кто матери тогда во сне слова сказал, какие передать Егору следовало? «Не строй домок из чужих досок!»
Нравственный урок.
-
Вранье не введет в добро.
-
Разум, совесть, да честь - лучшее, что у человека есть.
-
Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.
-
Честные глаза вбок не глядят.
Воспитание добрых чувств.
-
Почему старичок помог Любаше?
-
Почему Егор попался на уговоры соседей?
-
Что заставило Егора признать свою вину перед барином и к чему это привело?
-
Почему так говорят: «Тайное всегда становится явным»? И еще: «Без Бога не до порога».
Речевая зарядка.
-
Объясните слова «сваха» и «золовка».
-
Как понимать слова: «Не строй домок из чужих досок?
-
Чему пыталась научить мать сына, говоря: «На ворованных полах счастье не попляшет, а в ворованных горшках не наваришь каши»?
Развитие мышления и воображения.
-
Что бы случилось с Архипом, не приди ему на помощь старичок?
-
Смогли бы без помощи старичка Архип, а потом Любаша самостоятельно справиться с трудностями? Каким образом?
-
Можно ли сказать, что старичок готовил сердце Любаши к предстоящей радости, когда сказал: «Тебя добрая весть поджидает, какой никто не ожидает»?
-
А разве нужно готовить сердце для радости? Зачем?
-
Что было бы, если бы Егор не пошел к барину и не сознался в краже?
Сказка и экология.
-
Kaкова, на ваш взгляд, добрая цель, с которой можно вырубить лес?
-
Что случится, если вырубить весь лес на земле или в нашем районе?
-
Что случается с рекой ранней весной или осенью?
-
Половодье полезно или вредно? Чем? Что доброго оно несет земле и ее обитателям?
Сказка развивает руки.
Предложить ребенку вместе с родителями сделать из картона понравившихся героев сказки и одеть их так, как было принято в стародавние времена
Цель: познакомить детей с текстом сказки, выделив три основных ее фрагмента. Установить родственную связь между героями. Подвести детей к пониманию значимости и реальной возможности помощи судьбы лишь тем людям, которые добры, честны и совестливы. Установить прямую связь между поступками человекa и дальнейшей судьбой его самого и его близких.
Сформулировать справедливость утверждения: «Народ за воровство поделом осудит».
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Вопросы по содержанию.
-
Отчего Архипу на душе пасмурно сделалось, когда подумал он о своей беде?
-
Почему об Архипе, его жене и ребятишках можно сказать, что они были благодарными?
-
Каким хотел видеть своего сына Архип и зачем его грамоте учил?
-
С какой целью отправилась Любаша на богомолье?
-
Почему старичок был так добр к Любаше и как он ее отблагодарил?
-
Зачем Егору понадобился новый дом и что он для этого сделал?
-
Почему Егор поддался на уговоры соседей?
-
Что заставило Егора сознаться в воровстве?
-
Что бы случиться могло, если бы Егор так и скрыл воровство леса?
-
Как «расплатились» соседи с судьбой за грех свой?
Использовать сказку во фронтальной работе целесообразнее при изучении в школе темы «Моя семья» или «Наш: семейный альбом», для восстановления родословной семьи учеников начальной школы. А для работы с конкретным ребенком выбрать эту сказку можно при наличии у него таких негативных черт, как эгоцентризм и завышенная самооценка, болезненный интерес к чужим вещам и чужому богатству.
Сказка эта будет полезна и тому ребенку, который уже не раз без разрешения брал деньги у родителей, либо «выгребал» мелочь из карманов членов своей семьи для покупки облюбованной вещицы.
Средствами этой сказки и последующей беседы следует помочь ребенку в осознании того, что воспользоваться чужой вещью - это и есть воровство (даже если взят пустяк, не очень-то кому и нужный). для некоторых детей это откровение; раскрывающее основы моральных ценностей, а для других - напоминание о связи нынешних поступков человека с будущими событиями его жизни и жизни его детей и внуков.
Можно использовать сказку и в работе с ребенком, который переоценивает свою значимость в семье и недооценивает интересы и потребности других близких: болезненно относится к покупкам, предназначенным для родителей или братьев-сестер, завидует или активно противодействует таким покупкам: капризничает, упрекает в несправедливости, устраивает скандалы ради получения нужной ему вещи, портит вещи, купленные вопреки его желаниям.
Коллективная работа учащихся к сказке
«Скажи, мол, мамка так велела»
Коллективная работа учащихся
«Костюм Лесной Девы»
к сказке «Как потрудились, так и наградились»
Используемая литература:
-
Введение в психологию сказки. Школьный психолог - М., «Первое сентября» -№12/2001.
-
Л. Д. Короткова. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений и поведении детей. - М.. 2006
-
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр "Академия", 1997.
-
Тест со всех сторон. Школьный психолог - М., «Первое сентября», - 2004 - 2009 г.
-
С.А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.
-
umnyedetki.ru/skazki.html