Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Сказкотерапия как вид коррекционной  работы с детьми с ОВЗ Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться. Программа  коррекционных и развивающих занятий для учащихся с ОВЗ (занимающихся по программе 7 вида) Количество...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Вдович Светлана Анатольевна -

педагог-психолог, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Аромашевская СОШ им. В. Д. Кармацкого».

Согласно Стандарту, данная программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории

с целью освоения Образовательной программы.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.


Программа коррекционных и развивающих занятий для учащихся с ОВЗ

(занимающихся по программе 7 вида)

Количество часов в неделю - 1, 5

Занятия: индивидуальные и групповые

занятия

Тема занятия

Цель

Колич. часов

Диагностика

1

ДДЧ

Изучение состояниия эмоциональной сферы

0,5

2

Тест Филлипса

Выявление уровня школьной тревожности

0,5

Сказкотерапия

3

«Как потрудились, так и наградились» (работа с текстом)

Выявление затруднений в межличностном общении, определить приемы их преодоления

1

4

5

Изображение (изготовление) персонажей сказки из природного материала

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

6

7

«Этот пес верно службу нес»

(работа с текстом)

Выявление проблем с проявлением эмпатии (сопереживания) к более слабым существам или к младшим по возрасту

1

8

9

Изображение (изготовление) аппликации из подручного материала

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

10

Диагностика

11

КРС - кинетический рисунок семьи

Изучение статуса ребенка в семье, детско-родительских отношений

0,5

Сказкотерапия

12

«Не строй домок из чужих досок» (работа с текстом)

Показать пути восстановления детско-родительских отношений

1

13

14

Изготовление из картона понравившихся персонажей и «сказочной» (старинной) одежды для них

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

15

16

«Сколь грехов накопила - туда и место получила»

Обсудить причины возникновения неуравновешенного эмоционального состояния (страхов, неуверенности), привести к пониманию того, что человек сам может управлять своим состоянием, своей судьбой

1,5

17

18

19

Изготовление (шитье) куклы Таисии до встречи ее с темными силами

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1 час

20

21

«Не гоже чужую жизнь проживать» (работа с текстом)

Введение понятий жертвенности, ответственности

1 час

22

23

Изготовление бумажной «двойной» куклы (Катерина - Августа)

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1 час

24

25

«Скажи, мол, мамка так велела»

Ввести понятие «право на ошибку», подвести к осознанию понимания и принятия другого человека, с его достоинствами и недостатками

1,5

26

27

Изготовление коллективной аппликации из кусочков ткани «Корова на лугу»

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1 час

28

«Знаешь, какие книжки умные бывают»

Расширение кругозора об историческом прошлом русского народа, обсуждение отношений барин - раб; активизация мышления и воображения при обсуждении мотивов поведения персонажей

1,5

29

30

31

«Книжкин Айболит» (Оказание помощи работникам библиотеки в ремонте старых книжек)

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

32

Диагностика

33

ДДЧ (Дом - дерево - человек)

Повторная диагностика состяния эмоциональной сферы

0,5

34

Анкетирование по результатам занятий

Изучение предпочтений учащихся в развивающих занятиях, изучение мнения о предложенных методах развивающей деятельности

0,5


Пример работы с текстом сказки

(занятия №№12-15)

НЕ СТРОЙ ДОМОК ИЗ ЧУЖИХ ДОСОК

(семейная притча)

В каждой семье есть свои предания да сказы, какие с дедами-прадедами случались, вот в памяти семейной и остались. Так и в этой крестьянской семье передавались из уст в уста такие-то истории. Только все они невиди­мыми ниточками соединены были с покровителем их не­бесным, Николаем Чудотворцем. Ежели бы только с од­ним кем в семье встретился святой, то и тогда бы сказывать было о чем. Ну, а ежели встреч таких больше случилось? То кого же иначе семейным покровителем счи­тать? Кого за помогу вспоминать-почитать?

Одно-то предание - вовсе давнее. Бабку Марину Сень­кову знаешь? Так история эта приключилась еще с ее пра­дедом. Отправился он как-то в лес за дровами. Было дело весной. Речка наша, Клязьма, в те времена не такой ши­рокой была, только по весне и ее перейти - надо брод найти. Договорился Архип с барином тутошним, денег зап­латил, сколько положено, ну и поехал, благословясь. Ранним утром по знакомому броду на тот берег переехал, давай в Барской Дубраве сушняк валить да бревна пи­лить. Нагрузил полный воз, а там уж и солнце садиться собралось. Ну, он прямиком к знакомому броду лошадку и направил. .

Только выехал Архип из Барской Дубравы и речку не узнал. Разлилась Клязьма за один день так, что уж и не проехать никак. Даже брода знакомого сыскать нельзя, ­одна вода. Архип остановился у воды - кругом ни души. Огляделся и горько задумался. Ежели до утра тут, возле Барской Дубравы ночевать, то волки - звери могут зад­рать и его самого, и лошадку его. А до дому спешить - кабы обоз не утопить: без броду-то в речной разлив из речки не выбраться. До захода солнца было всего ничего, а выхода не виделось ни одного. Тут и про своих пятерых детиш­ек Архипу вдруг вспомнилось, а на душе как-то пасмурн­о сделалось. Вот и начал Архип молиться. И так он сердечно молитвы читал, что, видать, Господь услыхал.

Видит Архип: на том берегу появился старик. С седой бородой и в одежде простой. Ничего старик мужику не кричал, только глядел и молчал. А потом и давай мужику рукою место казать, где переехать-то с возом через речку можно.

Архип, недолго думая, туда лошадку свою и направил; шел по воде да по стариковой руке, что дорогу ему казала. А как лошадка речку миновала, хотел Архип старичка того поблагодарить, а на том берегу - нет ни­кого! Нет старичка, как и не было.

Tы мecтa наши знаешь: поле широкое, без бугорка, без деревца. И куда, скажи, мог тот старичок уйти, если он все время переправы Архиповой на берегу стоял да путь ему казал? Вот с Архиповой легкой руки да от сердечной его благодарности и стали потом всей семьей Николая Чудот­ворца поминать и Архип, и жена, и вся его детвора.

Размечтался Архип, как подрос его старший сын, гра­моте наследника своего обучить. Хоть и не барином, но почтенным человеком своего Егора видеть хотел. День­ги собрал, сам с семьей голодал, но Егор его науку по­стиг, аптекарем вскорости сделался. Только к тому вре­мени в семье уж еще девчонка родилась. Вот всего шестеро детишек в семье и получилось: пять девок да сын - надежа. Что, окромя детей, для крестьянина дороже? .

Ну, а сын его, как на ноги встал, из семьи родной ухо­дить не желал. Да у Егора и другая причина была дома остаться: полюбилась ему деревенская девка-красавица. И стройна, и круглолица, и на рукоделие мастерица. Ну, куда ж еще лучше-то? Любушка еще года два свадьбы ждала, хоть и были с Егором помолвлены. Только и сест­рам накопить на приданое - дело важное. А как молодым свадьбу сыграли, Любушка к мужу в дом пришла. А в доме этом - теснота. И сваты, как нарочно, их дом стороной обошли. Четверо девок плачут-рыдают, для себя женихов уж давно поджидают. А пятая, Лизутка, еще в куколки играет.

Года три так минуло, а ни одна сваха к ним в дом не заг­лянула. У Егора с Любашей уж своих трое детишек народилось. Жили тесно, что и говорить. Вот и решила Лю­баша, в Троице-Сергиеву. Лавру сходить. Может, там облегченье и вымолю? В Лавру пеше отправилась. День светлый для того выбрала - Никола Зимний, по нынешнему - 19 декабря. В пути Любаша притомилась, вот на де­рево поваленное и присела. Вдруг откуда ни возьмись, старичок к ней и подходит. Увидала его Любаша, с собой поесть-попить позвала. Только об том все думала, где же раньше старичок тот был, и впереди на дороге его Люба­ша не видала и сзади не примечала? А дорога прямая, с огромными сугробами по сторонам.

Старичок Любашу за хлеб-соль поблагодарил, а как поел-попил, так Любашу и спросил: далеко ли путь дер­жит? Та и давай старичку тому сказывать. И про мужа Его­ра, и про тесноту дома, и про деток малых, и про золовок не просватанных. Может, спросишь: почему она всю душу раскрывала ему? Так этот самый старичок уж больно слу­шал хорошо и Любаше от сердца сочувствовал. А на про­щанье душевно напутствовал. А вот слова, какие сказал, ­Любаша сразу запомнила:

- Иди, милая, с Богом! В Лавре помолись да скорее домой воротись. Там тебя добрая весть поджидает. Какой никто не ожидает ...

Любаша из лавры вернулась, родной калитки косну­лась, а тут ворота и раскрылись нараспашку. И выезжают из ворот сани, украшенные лентами да бубенцами. Любаша сразу в дом, а уж радость в нем. У жениха того - два брата неженатые. Вот так и случилось, что три брата на трех сестрах женились. Свадьбу одну играли, деньгами не швыряли. А последнюю девку-золовку еще через неделю сваха приглядела. Уж к весне остались в избе: родители, Егор с женой, детишки ихние да сестра Лизутка-подрос­точек. Ну, теперь-то уж стало свободнее. Можно еще де­ток рожать и спокойнее жить-поживать.

Так и жизнь между тем протекала, а Лизутка росла-­подрастала. А как стала невестой на выданье, так Егору сказали родители:

- Пора, сынок, тебе строить свой домок. А мы тут с Ли­зуткой останемся. Ее-то женишок взять в свой дом не мог. Ясное дело - сирота.

Мать кое-что для сына припасла, вот его и уговарива­ла еще денег у сватов попросить да вскладчину дом и по­строить. Так и сам Егор хотел. Он тогда уж пятерых детей имел, хотелось и в своем дому пожить. Но тут, видать, уж тому быть, соблазнили его соседи на одно нечистое дело. Уговорили, пока барин в отъезде, к нему в Бар-Дубраву съездить. Деревьев втихую навалить да все на сруб и за­готовить. Мать Егора и плакала, и просила, только сына не умалила. Втроем решили лес воровать, так и не отго­ворила их мать.

И ведь случается порой такое: никто тех деревьев не хватился, никто за ворами не кинулся. Да что там скрывать: даже никто того воровства не видал и не прознал. Бревен не целых три сруба припасли, на ого­родах своих сложили. Решили немного повременить, домов до весны не строить. А как от народа скроешь­ся? Ведь кто-никто, а догадается: бревна-то из ничего не появляются ...

А однажды утром мать и давай сына своего совестить-ругать:

- На ворованных полах счастье не попляшет. А в ворованных горшках не наваришь каши. И семья в таком дому счастлива не будет. И народ за воровство поделом осудит, и еще запомни, сынок: не строй домок из чужих до­сок. Это мне верный человек сказал, да тебе передать приказал.

Вот и предлагает Егору мать все, что ценного в дому есть, барину в уплату за лес отдать. Повиниться и просить с остатками долгов погодить. Егор с Любашею своей поговорил-посоветовался, а потом и решился. Тут и женина семья зятю с дочкой по­могла, чем могла. Собрали по двум домам золотишка, да ценных бумаг, да кольца обручальные. Только решил Егор про одного себя барину сказать, свою вину признать, а соседей не выдавать. Чужая покража - дело их собствен­ной совести. Барину Егор в ноги упал, прощения просил, все добро принесенное с собой перед барином разложил. Просит остатний долг пока не требовать, повременить. Чтобы семью не разорить.

Барин молча Егора выслушал. А потом так рассудил: долг остатний ему простил, а колечки обручальные не взял. Бумаги да золотишко в уплату за лес принял. С тем Егора и отпустил.

Выросли в деревне в одно, считай, лето три дома соседних. У Егора, у соседей Прохоровых да у соседей Воробьевых. У Прохоровых в избе так счастья и не было: через пять годов уж не осталось в том доме му­жиков. Кто помер, кто утоп ... А бабы из дома того как-­то сами собой разъехались. Последний хозяин продал дом тот чужим; только не было счастья и им. А то бы зачем новые хозяева дом-пятистенок разобрали? До последнего венца. И на месте том уж строили, снова, но из другого леса.

А у Воробьевых и того меньше дом стоял. Уж на дру­гое лето полыхнул сарай, а с него огонь и перекинулся на дом. Сгорел тот дом до бревнышка, до досочки, до печной трубы. Вот, как хочешь, так и рассуди! А при чем тут Николай Чудотворец, спросишь? А кто матери тогда во сне слова сказал, какие передать Егору следовало? «Не строй домок из чужих досок!»

Нравственный урок.

  • Вранье не введет в добро.

  • Разум, совесть, да честь - лучшее, что у человека есть.

  • Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

  • Честные глаза вбок не глядят.

Воспитание добрых чувств.

  • Почему старичок помог Любаше?

  • Почему Егор попался на уговоры соседей?

  • Что заставило Егора признать свою вину перед бари­ном и к чему это привело?

  • Почему так говорят: «Тайное всегда становится яв­ным»? И еще: «Без Бога не до порога».

Речевая зарядка.

  • Объясните слова «сваха» и «золовка».

  • Как понимать слова: «Не строй домок из чужих до­сок?

  • Чему пыталась научить мать сына, говоря: «На воро­ванных полах счастье не попляшет, а в ворованных гор­шках не наваришь каши»?

Развитие мышления и воображения.

  • Что бы случилось с Архипом, не приди ему на помощь старичок?

  • Смогли бы без помощи старичка Архип, а потом Лю­баша самостоятельно справиться с трудностями? Каким образом?

  • Можно ли сказать, что старичок готовил сердце Лю­баши к предстоящей радости, когда сказал: «Тебя добрая весть поджидает, какой никто не ожидает»?

  • А разве нуж­но готовить сердце для радости? Зачем?

  • Что было бы, если бы Егор не пошел к барину и не сознался в краже?

Сказка и экология.

  • Kaкова, на ваш взгляд, добрая цель, с которой можно вырубить лес?

  • Что случится, если вырубить весь лес на земле или в нашем районе?

  • Что случается с рекой ранней весной или осенью?

  • Половодье полезно или вредно? Чем? Что доброго оно несет земле и ее обитателям?

Сказка развивает руки.

Предложить ребенку вместе с родителями сделать из картона понравившихся героев сказки и одеть их так, как было принято в стародавние времена

Цель: познакомить детей с текстом сказки, выделив три основных ее фрагмента. Установить родственную связь между героями. Подвести детей к пониманию значимости и реальной возможности помощи судьбы лишь тем людям, которые добры, честны и совестли­вы. Установить прямую связь между поступками человекa и дальнейшей судьбой его самого и его близких.

Сформулировать справедливость утверждения: «Народ за воровство поделом осудит».

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

  • Отчего Архипу на душе пасмурно сделалось, когда подумал он о своей беде?

  • Почему об Архипе, его жене и ребятишках можно сказать, что они были благодарными?

  • Каким хотел видеть своего сына Архип и зачем его грамоте учил?

  • С какой целью отправилась Любаша на богомолье?

  • Почему старичок был так добр к Любаше и как он ее отблагодарил?

  • Зачем Егору понадобился новый дом и что он для этого сделал?

  • Почему Егор поддался на уговоры соседей?

  • Что заставило Егора сознаться в воровстве?

  • Что бы случиться могло, если бы Егор так и скрыл воровство леса?

  • Как «расплатились» соседи с судьбой за грех свой?

Использовать сказку во фронтальной работе целесо­образнее при изучении в школе темы «Моя семья» или «Наш: семейный альбом», для восстановления родослов­ной семьи учеников начальной школы. А для работы с кон­кретным ребенком выбрать эту сказку можно при на­личии у него таких негативных черт, как эгоцентризм и завышенная самооценка, болезненный интерес к чужим вещам и чужому богатству.

Сказка эта будет полезна и тому ребенку, который уже не раз без разрешения брал деньги у родителей, либо «выгребал» мелочь из карма­нов членов своей семьи для покупки облюбованной ве­щицы.

Средствами этой сказки и последующей беседы сле­дует помочь ребенку в осознании того, что воспользо­ваться чужой вещью - это и есть воровство (даже если взят пустяк, не очень-то кому и нужный). для некото­рых детей это откровение; раскрывающее основы мо­ральных ценностей, а для других - напоминание о свя­зи нынешних поступков человека с будущими событиями его жизни и жизни его детей и внуков.

Можно использовать сказку и в работе с ребенком, который переоценивает свою значимость в семье и недооценивает интересы и потребности других близких: болезненно относится к покупкам, предназначенным для родителей или братьев-сестер, завидует или актив­но противодействует таким покупкам: капризничает, упрекает в несправедливости, устраивает скандалы ради получения нужной ему вещи, портит вещи, купленные вопреки его желаниям.

Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Коллективная работа учащихся к сказке

«Скажи, мол, мамка так велела»

Коллективная работа учащихся

«Костюм Лесной Девы»

к сказке «Как потрудились, так и наградились»


Используемая литература:

  1. Введение в психологию сказки. Школьный психолог - М., «Первое сентября» -№12/2001.

  2. Л. Д. Короткова. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений и поведении детей. - М.. 2006

  3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр "Академия", 1997.

  4. Тест со всех сторон. Школьный психолог - М., «Первое сентября», - 2004 - 2009 г.

  5. С.А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.

  6. umnyedetki.ru/skazki.html


© 2010-2022