Программа по внеурочной деятельности Психологическая азбука

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Психологическая азбука» является авторской. Авторами данной программы являются: Аржакаева Т,А., Вачков И.В., Попова А.Х.. Программа составлена на основе следующих документов:

- Утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (в редакции приказа от 26.11.2010 №1241) и введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО);

- Рекомендованная Координационным советом по введению ФГОС Минобрнауки Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Курс «Психологическая азбука» представляет собой систему развивающих групповых занятий, в ходе которых, учащиеся знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.

Преподавание курса «Психологическая азбука» ведется с учетом психологических особенностей учащихся начальных классов.

Форма проведения занятий: рассказ педагога-психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и психологических сказок» и т.д.

Развивающие методики используемые в программе имеют следующею классификацию:

- традиционные обучающие приемы;

- ритуалы знакомства, представления, прощания;

- «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- техники релаксации;

- психотехники самооценки и взаимооценки;

- упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

- экспрессивные техники (приёмы самовыражения);

- развивающе - тренировочные упражнения;

- сказкотерапевтические упражнения;

- иллюстрационно-демонстрационные задачи;

- подвижные игры.

Особенности используемых методов в программе:

- активныи основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

- эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции «затрагивают» интересы детей;

- рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник, предусматривает наличие рефлексивной позиции у учащихся;

- оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

- метафоричны: во-первых используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами - ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которые очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;

- событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №21 данная программа рассчитана на преподавание курса внеурочной деятельности в 1-х классах в объёме 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование рассчитано в 1-ых классах 33 часа.

Актуальность программы

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Целью программы является развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Задачи программы:

- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьной жизни;

- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

- учить методам и приемам познания себя;

- учить осмысленно, относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

- помочь детям осознавать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

- помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

- познакомить детей с типологиями индивидуально- психологических особенностей человека;

- познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

- научить детей осознавать и называть собственные переживания;

- помочь осознать свои задатки и способности;

- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия (УУД).

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.

Виды личностных УУД:

- эмоционально положительное отношение к школе;

- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- принятие образа «хорошего ученика» как примера для подражания;

- способность к самопознанию и самооценке;

- задатки личностной рефлексии;

- осознание и особенности своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- стремление к самоизменению

- осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школ;

- позитивное самоотношение;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия;

- использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

- зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.

Коммуникативные универсальные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей - партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимоотношение и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия;

- использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

- зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании» в Российской Федерации

№ 273 -ФЗ от 01.09.2013 г.

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияот 6 октября 2009г. №373 (в редакции приказа от 26.11.2010 №1241) и введенный с 1 сентября 2011 года.

7. Приказ министра образования Московской области «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области» от 13.03.2013 г. № 986.

8. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

9.Авторская программаАржакаевой Т,А., Вачкова И.В., Поповой А.Х. «Психологическая азбука».



Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Психологическая азбука» в 1 классе ученик должен:

- безболезненно адаптироваться к школьной жизни;

- овладеть понятийным аппаратом психологии;

- обучиться методам и приемам познания себя;

- эффективно использовать человеческие ресурсы психики во всех основных видах и формах познания;

- осознавать ведущие каналы восприятия информации;

- понимать, что такое «чувства» и «эмоции»;

- осознавать и называть собственные переживания;

- развивать свои творческие способности и воображение.


Основное содержание курса

1 класс


Раздел содержания курса

Кол-во часов

1.

Я теперь школьник

5

2.

Введение в мир психологии

7

3.

Психика и познавание мира

7

4.

Темперамент и характер

8

5.

Я и мои эмоции

6


Итого 33


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Наименование тем уроков

Количество часов

Планируемая дата урока

Дата проведения урока

Теоретических

Практических

Я теперь школьник

5

Знакомство

1

01.09-04.09

Знакомство продолжается

1

07.09-11.09

Я теперь школьник

1

14.09-18.09

Что значит быть школьником?

1

21.09-25.09

Знакомство с Пси-Магом

1

28.09-02.10

Введение в мир психологии

6

1

Королевство Внутреннего Мира

1

05.10-09.10

Сказка о волшебных зеркалах - 1

1

12.10-16.10

Сказка о волшебных зеркалах - 2

1

19.10-23.10

Что я знаю о себе?

1

26.10-30.10

Что я знаю о себе и других?

1

09.11-13.11

Я - это кто?

1

16.11-20.11

Психологический практикум «Представление о своем Я»

1

23.11-27.11

Психика и познание мира

6

1

Мои ощущения

1

30.11-04.12

Моё восприятие мира

1

07.12-11.12

Моё внимание

1

14.12-18.12

Как быть внимательным?

1

21.12-25.12

Развиваем внимание

1

11.01-15.01

Я умею быть внимательным

1

18.01-22.01

Психологический практикум «Развиваем своё внимание»

1

25.01-29.01

Темперамент и характер

7

1

Что такое темперамент?

1

01.02- 05.02

Типы темперамента

1

15.02-19.02

Разные люди - разные типы темперамента

1

22.02-26.02

Разные люди - разные характеры

1

29.03 - 04.03

Какой у меня характер?

1

07.03 - 11.03

Какой характер у других?

1

14.03 - 18.03

Мой характер: оценим недостатки

1

28.03 - 01.04

Психологический практикум «Мой темперамент и мои черты характера»

1

04.04 - 08.04

Я и мои эмоции

5

1

Что такое эмоции?

1

11.04-15.04

Какие бывают эмоции?

1

18.04-22.04

Конкурс чувствоведов

1

25.04-29.04

Что я знаю о своих эмоциях?

1

02.05-06.05

Королевство внутреннего мира

1

10.05-13.05

Психологический практикум «Развитие эмоциональной сферы»

1

16.05-20.05

Итого

33






Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. -144с.

2. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. - М.: Когито-центр,2008.

3.Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство внутреннего мира. Королевство Разорванных связей. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 416с.

4. Вачков И.В.,Аржакаева Т.А, Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Генезис 2013. - 60с.: ил.

5.Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвящение; Владос, 1995.


© 2010-2022