Программа деятельности педагога по созданию общекультурной среды

Пояснительная записка к программе «Я познаю психологию жизни»  Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека могут оказывать знания об устройстве мира, общества и личности. К...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Я познаю психологию жизни»


Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации программы: 4 года


Программа деятельности педагога по созданию

общекультурной среды


Авторы-составители:

учителя начальных классов

М.Р. Равчева,

Л.Б. Пахмутова



г. о. Тольятти

2011 года



Программа деятельности педагога по созданию общекультурной среды

Пояснительная записка к программе

«Я познаю психологию жизни»

Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу.
Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.
Лев Николаевич Толстой

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Комплексное воздействие на все стороны личности человека могут оказывать знания об устройстве мира, общества и личности. Курс даёт объём разнообразной информации о знаниях собственного мира, помогает справляться с текущими делами. Подготавливает учащихся к взрослой жизни, воспитывает самостоятельность, ответственность социально-актив­ной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные за­дачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.

Ученик начальной школы - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается потребностью в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли, младший школьник может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность выражается в: эмоционально - окрашенном отношении и откровенностью в выражении радости; эмоционально неустойчивы частой смене настроений. Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный При­казом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 26.11.2010 № 1241). Введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, соци­ально-педагогическая поддержка становления и развития высоко­нравственного, ответственного, творческого, инициативного, ком­петентного гражданина России. ФГОС НОО устанавливает опре­деленные требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспечено при освоении учениками про­граммы начальной школы: к ним были отнесе­ны метапредметные и личностные результаты.

В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту, где перед педагогом встают новые профессиональные задачи. Программа может быть со­ставной частью Программы формирования УУД конкретного об­разовательного учреждения и реализовываться в рамках внеуроч­ной деятельности.

Цель данной программы дать младшим школьникам безболезненно адаптироваться к школьным условиям, осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания и ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адап­тироваться к школьным условиям;

  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом пси­хологии;

  • учить методам и приемам познания себя;

  • учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой пси­хики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

  • помочь детям осознать ведущие каналы восприятия инфор­мации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

  • познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;научить детей осознавать и называть собственные переживания;

  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Развивающие:

  • помочь осознать свои задатки и способности;

Воспитательные:

  • познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека.

Основные методы и технологии

  • информационно-коммуникативные;

  • инновационные технологии;

  • технология обучения в сотрудничестве.

Применяемые в программе методы обладают следующими осо­бенностями. Они:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружа­ются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологичес­ких техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведен­ческими метафорами - ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обой­тись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

· субъектно-деятельностный подход;

· научность, доступность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· занимательность;

· связь теории с практикой.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, уп­ражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

  1. традиционные обучающие приемы;

  2. ритуалы знакомства, представления, прощания;

  3. «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

  4. приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

  5. техники релаксации;

  6. психотехники самооценки и взаимооценки;

  7. упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

  8. экспрессивные техники (приемы самовыражения); развивающе-тренировочные упражнения;

  9. сказкотерапевтические упражнения;

  10. иллюстрационно-демонстрационные задачи;

  11. подвижные игры.

Основные принципы:

  • принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик);

  • принцип личностно-ориентированного подхода;

  • принцип позитивного восприятия образовательной среды;

  • коммуникативный - ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

  • этика - эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка, культуры речевого поведения);

  • концентрический - соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Метапредметные результаты

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, меж­личностных отношениях

Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление.

  2. Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодоле­нию разрыва между этими областями.

  3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценива­ние усваиваемого содержания исходя из социальных и лич­ностных ценностей.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетент­ность и учет позиции других людей - партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудни­чество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст­никами - определение цели, функций участников, спосо­бов взаимодействия.

  2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в по­иске и сборе информации.

  3. Разрешение конфликтов - выявление, идентификация про­блемы, поиск и оценка альтернативных способов разреше­ния конфликта, принятие решения и его реализация.

  4. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения раз­личных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собствен­ной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совмест­ной деятельности, в том числе в ситуации столкновения ин­тересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организа­цию своей учебной деятельности.

Виды регулятивных УУД:

  1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  2. Планирование - определение последовательности проме­жуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

  4. Контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и от­личий от эталона.

  5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррек­тив в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товари­щами.

  6. Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уров­ня усвоения; оценка результатов работы.

  7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энер­гии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион­ного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутрен­нем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его за­вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и ино­странном языках;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результа­тов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логи­ческие УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существен­ных, несущественных).

  2. Синтез - составление целого из частей, в том числе само­стоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

  4. Подведение под понятие, выведение следствий.

  5. Установление причинно-следственных связей, представле­ние цепочек объектов и явлений.

  6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис­тинности утверждений.

  7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  8. Формулирование проблемы.

  9. Самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится.

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по задан­ным критериям;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение об­щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек­те, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.

Ожидаемые результаты

а) конкретные ожидаемые результаты:

У выпускника начальной школы будут сформированы.

  • внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально­положительного отношения к школе, ориентации на со­держательные моменты школьной действительности и при­нятия образца «хорошего ученика» как примера для под­ражания;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятель­ности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, то­варищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, вклю­чающая социальные, учебно-познавательные и внешние мо­тивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному матери­алу и способам решения новой задачи;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их вы­полнение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как соб­ственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопережива­ние им.

б) результаты детской продуктивной деятельности:

  • коммуникативные качества учащихся;

  • размещение публикаций учащихся в региональной газете «Ставроша»;

  • выпуск классных газет «На зелёной полянке», «Семеро одного не ждут», «Быть культурным хорошо», т.д.

Дальнейшее развитие программы

В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию личностных и метапредметных результатов.

Предполагаемое использование результатов реализации программы

  1. Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.

  2. Включение программы «Я познаю психологию жизни» в Программу развития общеобразовательного учреждения.

Программа «Я познаю психологию жизни» формирует основы самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющи­ми ребенка от излишней «боли самопознания».


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Равчева Маргарита Раилевна

МБОУ лицей № 67

445051, Самарская область,

г.о. Тольятти,

пр-т С. Разина, д. 73

Учителя начальных классов

18 лет

Пахмутова Лия Борисовна

28 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Практическая направленность преподавания курса

«Я познаю психологию жизни» с применением информационно - коммуникационных технологий.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Необходимость внедрения в учебный процесс инновационных технологий как средства повышения качества знаний учащихся, межличностных отношений.

Между необходимым на сегодняшний день умением осознать ведущие каналы восприятия инфор­мации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в использовании возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс.

Целесообразно организованная деятельность способствует созданию условий формирования общекультурной, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

Необходимость в создании инновационной программы обусловлена следующими причинами:

- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адап­тироваться к школьным условиям;

- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;

- помочь осознать свои задатки и способности;

- познакомить детей с типологиями индивидуально-психологически особенностей человека.

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Программа «Я познаю психологию жизни» формирует основы самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющи­ми ребенка от излишней «боли самопознания».

Наша программа обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, меж­личностных отношениях.

С помощью предлагаемой программы педагогу под силу решать задачи по реализации ФГОС.

При всех вариантах использования программы неизменным остаётся одно: закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Применение технологий: информационно - коммуникативных, инновационных, обучения в сотрудничестве позволяет ученикам осознанно

осваивать данную программу.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

- Владение учителем современными образовательными

и информационными технологиями, активными формами, методами и приемами обучения.

- Создание условий (содержательных, технологических, организационно-педагогических) для индивидуализации образовательного процесса на занятиях.

- Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.

Достигнуть поставленных целей помогают принципы:

1) креативности (работа учащихся носит не репродуктивный, а продуктивный характер);

2) от простого к сложному (постепенное усложнение коммуникативной задачи).

Реализация данной методики возможна учителями начальных классов, психологами.

6.Результат изменений

Внешние результаты: учащиеся нашего лицея являются победителями и призерами районных предметных олимпиад, стабильно имеют высокий процент качества знаний, регулярно печатаются в региональной и школьной газетах.

Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1) Программа деятельности педагога по созданию общекультурной среды «Я познаю психологию жизни»

2) Наши методические разработки, творческие работы наших учащихся - презентации, конспекты занятий, беседы, праздники, статьи и др. представлены на следующих сайтах: сайт лицея № 67, nsportal.ru, pedsovet.su, pedsovet.org, zavuch.info, numi.ru

III. Описание инновационного опыта

Главная цель программы - развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения. Ведущей педагогической идеей является развитие интереса к обучению в результате применения новых информационных технологий.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Решение этой задачи предполагает формирование коммуникативных умений, информационной грамотности, обеспечивающих школьникам более успешное освоение школьной программы, развитие творческих способностей.

Ведущей педагогической идеей является важность подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-актив­ной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные за­дачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.

Применение информационно - коммуникационных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные электронные учебные пособия, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют в большей мере реализовать развивающую задачу в образовании.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Используемые на уроках в нашем лицее интерактивные ресурсы - существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера. Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент. В настоящее время опыт работы программы «Я познаю психологию жизни» внедряется в лицее № 67, в перспективе мы планируем распространение опыта на уровне города и области.

Тематическое планирование для первого класса (34 ч)

занятия

Название занятия

Кол-во

часов

1.

Прошепчи имя!

1

2.

Имя и движение!

1

3.

Я теперь школьник

1

4.

Что значит быть школьником?

1

5.

Знакомство с Пси-Магом

1

6.

Королевство Внутреннего Мира

1

7.

Сказка о волшебных зеркалах-1

1

8.

Все мы чем- то похожи!

1

9.

Что я знаю о себе?

1

10.

Установление контакта!

1

11.

Я - это кто?

1

12.

Мои ощущения

1

13.

Передай записку!

1

14.

Мое восприятие мира

1

15.

Мое восприятие мира

1

16.

Мое внимание

1

17.

Как быть внимательным?

1

18.

Развиваем внимание

1

19.

Я умею быть внимательным

1

20.

Что такое темперамент?

1

21.

Типы темперамента

1

22.

Разные люди - разные типы темперамента

1

23.

Сколько нас!

1

24.

Разные люди - разные характеры

1

25.

Какой у меня характер?

1

26.

Описание с закрытыми глазами!

1

27.

Мой характер: оценим недостатки

1

28.

Что такое эмоции?

1

29.

Какие бывают эмоции?

1

30.

Конкурс чувствоведов

1

31.

Конкурс чувствоведов

1

32.

Что я знаю о своих эмоциях?

1

33.

Королевство Внутреннего Мира

1

34.

Дружеское интервью!

1

Тематическое планирование для второго класса (34 ч)

Занятия

Название занятия

Кол-во

часов

1.

Мои летние впечатления

1

2.

Я уникальный!

1

3.

Психология - знакомая незнакомка

1

4.

Мои желания

1

5.

Мои желания

1

6.

Сказка о борьбе мотивов

1

7.

Мои мотивы

1

8.

Какие мотивы у других?

1

9.

Загадка Психоочистителя-1

1

10.

Ты мне нравишься

1

11.

Что такое память?

1

12.

Виды памяти

1

13.

Какая у меня память?

1

14.

Эмоциональная память

1

15.

Как лучше запоминать?

1

16.

Как лучше запоминать?

1

17.

Я умею запоминать!

1

18.

Что я знаю о памяти?

1

19.

Сказка о профессоре Мышлении

1

20.

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1

21.

Учимся думать вместе!

1

22.

Учимся обобщать и находить закономерности

1

23.

Учимся находить противоположности

1

24.

Учимся находить противоположности

1

25.

Учимся думать логично-1

1

26.

Роботы

1

27.

Учимся думать творчески

1

28.

Творческое прикосновение

1

29.

Что я знаю о мышлении?

1

30.

Фантазируем с Фантузей

1

31.

Что такое способности?

1

32.

Я знаю, что я...

1

33.

Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ

1

34.

Я уникальный!

1

Тематическое планирование для третьего класса (34 ч)

заня­тия

Название занятия

Кол-во

часов

1.

Чувство принодлежности к группе

1

2.

Начало путешествия в Страну Общения

1

3.

Семейная история

1

4.

Что взять с собой в путешествие?

1

5.

Что я знаю о себе?

1

6.

Как и почему начинаются ссоры?

1

7.

Сказка о конфликте и контакте

1

8.

Качества, важные для общения

1

9.

Какие мы в общении?

1

10.

Я общительный или замкнутый?

1

11.

Королевство Разорванных Связей

1

12.

Свои и чужие

1

13.

Свои и чужие

1

14.

Девчонки + мальчишки = ...

1

15.

Друзья и недруги

1

16.

Друзья и недруги

1

17.

Дружба - это...

1

18.

Мы - дружная команда!

1

19.

Правила доброжелательного общения

1

20.

Дружная страна

1

21.

Дружная страна

1

22.

Как мы все похожи!

1

23.

Какие мы все разные!

1

24.

Сказка о Другой Точке Зрения

1

25.

Скажи мне, кто твой друг...

1

26.

Отдам тебе то, что у меня есть

1

27.

Комплимент - это...

1

28.

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

29.

Давайте говорить друг другу комплименты!

1

30.

Накопительные комплименты

1

31.

Как мы переживаем эмоции?

1

32.

Мы умеем выражать свои эмоции!

1

33.

Как мы понимаем эмоции других?

1

34.

Говорящие вещи

1


Тематическое планирование для четвёртого Б класса (34 ч)

с01.09.2014г. по 30.05.2015г.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Ключевые задания

Планируе-мые сроки

Скорректи-рованные сроки

Знакомьтесь - психология!

Изучение нового

Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира; пока­зать важность развития коммуни­кативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции

01.09.14г.

02.09.14г.

Мир людей и личностей

Урок -диалог

Способствовать развитию у детей навыков рефлексии; содейство­вать формированию умения оказывать психологическую под­держку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоин­ства, способности, достижения

08.09.14г.


Что важно для меня?

Комбини-рованный урок

Способствовать актуализации материала из важнейших тем 3-го года занятий по программе; содействовать развитию рефлек­сивной позиции в сфере общения

15.09.14г.


Семейная история

Урок-диалог

Развивать экспрессивные способ­ности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

22.09.14г.


Как хорошо уметь... слушать!

Мастер-класс

Познакомить учащихся с поня­тием «слушать»; содействовать развитию умения слушать

29.09.14г.


Как хорошо уметь... слушать!

Повторе-ние

Познакомить учащихся с поня­тием «слушать»; содействовать развитию умения слушать

06.10.14г.


Активное и пассивное слушание

Круглый стол

Помочь осознать различие по­нятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возмож­ность побывать в роли и говоря­щих, и слушающих

13.10.14г.


Как важно уметь задавать вопросы

Комплекс-ное примене-ние знаний

Познакомить с понятием ак­тивного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для пра­вильного понимания собеседника

20.10.14г.


Практикум активного слушания

Комбини-рованный урок

Развивать умения активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

27.10.14г.


Поговорим без слов

Изучение нового

Познакомить с неречевыми сред­ствами общения

10.11.14г.


Практикум неречевого общения

Повтори-тельно-обобщаю-щий

Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции

17.11.14г.


Концентрические круги

24.11.14г.


Речь

Изучение нового

Показать значимость грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении

01.12.14г.


Берегите, пожалуйста, речь!

Урок закрепле-ния

Способствовать развитию на­выков эффективного речевого взаимодействия

08.12.14г.


А умеете ли вы спорить?

Урок-диспут

Раскрыть содержание понятий «спор» и «дискуссия»; развивать умение убеждать; показать важность использования аргументов в споре

15.12.14г.


Чемоданчик Мастера Общения

Мастер-класс

Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности

22.12.14г.


В море знаний

Изучение нового

Мотивировать учащихся на со­трудничество в ситуации со­вместного поиска новой инфор­мации; развивать навыки взаи­модействия и сотрудничества в команде; научить детей работать с различными словарями

29.12.14г.


Коротко да ясно, оттого и прекрасно...

Круглый стол

Развивать умение обобщать информацию и точно ее переда­вать; способствовать сплочению классного коллектива

12.01.15г.


Имя мое...

Комплекс-ное применение знаний

Пробудить интерес к истории своего имени; помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности

19.01.15г.


Имя мое...

26.01.15г.


Моя семья

Урок-диалог

Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различ­ным членам семьи

02.02.15г.


Семейная история

09.02.15г.


В пещере эмоциональных взрывов

Урок изучения нового

Показать роль негативных эмо­ций в общении; развивать спо­собности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помо­щью неречевых средств

16.02.15г.


Научно-практическое исследование конфликта

Урок-диалог

Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стра­тегиях поведения в конфликтных ситуациях

23.02.15г.


Рецепт приготовления друга

Коиплекс-ное примене-ние знаний

Познакомить с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов; способствовать осознанию причин возникающих конфликтов и поиску способов разрешения конфликта; развивать умения учитывать мнения разных людей и работать в команде

02.03.15г.


Сказка о понимании

Комбини-рованный урок

Развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях; дать представление о том, что по­могает людям понимать друг друга; помочь детям увидеть, что умение понимать причины своего поведе­ния тесно связано с умением по­нимать причины поведения других людей; содействовать осознанию различных аспектов Я-образа

16.03.15г.


Сказка о понимании

06.04.15г.


День рождения - День творения

Урок-концерт

Содействовать осознанию богат­ства и цельности собственного Я через ресурсы метафоры; способ­ствовать развитию творческих способностей

13.04.15г.


Могу и хочу

Повтори-тельно обобщаю-щий урок

Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения; показать значимость позитивной установки для ком­фортного общения

20.04.15г.


Когда приходит понимание?

Урок-диалог

Помочь осознать важность вни­мательного отношения к другому человеку; развивать способность к пониманию внутреннего мира другого человека

27.04.15г.


Разведчик

Урок повторе-ния

Помочь актуализировать психо­логическое содержание сказок из книги «Королевство Разорванных Связей»; развивать способность к самопознанию через идентифи­кацию со сказочными персона­жами; навыки взаимодействия в команде

04.05.15г.


В королевстве...

Урок-практикум

Напомнить правила комфортно­го общения в классе; развивать навыки сотрудничества и творче­ские способности

11.05.15г.


Встреча с Мастером Общения

Урок собеседо-вания

Содействовать осознанию полу­ченного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач; обеспечить «укоренение» правил комфортного общения в классе

18.05.15г.


До новых встреч!

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Стимулировать интерес к само­познанию и психологии; обоб­щить полученный на занятиях в течение четырех лет опыт

25.05.15г.

Итого: 34 часа



Содержание программы для первого класса

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Прошепчи меня

познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу

Имя и движение

создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание;

Я теперь школьник

познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть школьником?

помочь в осознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси-Магом

создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Королевство Внутреннего Мира

поддержать мотивацию на позна­ние самих себя и одноклассников, создать первоначальное представ­ление о специфике психической реальности

Сказка о волшебных зеркалах-1

укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными состав­ляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Все мы в чём то похожи…

Что я знаю о себе?

актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии

Установление контакта

помочь посмотреть на себя глазами других людей

Я - это кто?

помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоана­лизу и рефлексии

Мои ощущения

показать роль ощущений в позна­нии окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

Мои ощущения

Мое восприятие мира

содействовать осознанию уникаль­ности собственного восприятия окружающего мира

Передай маску!

Мое внимание

содействовать осознанию актуаль­ного состояния своего внимания, развивать внимательность

Как быть внимательным?

развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчи­вость, распределение и переключе­ние внимания

Развиваем внимание

помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание

Я умею быть внимательным

мотивировать на развитие соб­ственного внимания, развивать произвольное внимание и наблю­дательность

Что такое темперамент?

содействовать осознанию индиви­дуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента

Типы темперамента

способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Разные люди - разные типы темперамента

закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осо­знанию собственной уникальности и неповторимости через обнаруже­ние у себя особенностей того или иного типа темперамента, разви­вать экспрессивные возможности

Сколько нас?

Разные люди - разные характеры

обогатить запас слов, используе­мых для обозначения черт характе­ра, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Какой у меня характер?

мотивировать на осознание черт соб­ственного характера, актуализировать нравственные представления о хоро­ших и плохих чертах характера, спо­собствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступ­ков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представ­лений о себе

Описание с закрытыми глазами

Мой характер: оценим недостатки

содействовать осознанию неприв­лекательных черт своего характера за счет получения от одноклассни­ков обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

Что такое эмоции?

мотивировать на познание собственного эмоционального мира,

способствовать осознанию собственных эмоций

Какие бывают эмоции?

показать богатство и многообразие

эмоциональных проявлений

людей, расширить активный

словарь для обозначения эмоций,

Конкурс чувствоведов

мотивировать на понимание

собственных и чужих эмоций,

развивать способности к их «про­

чтению», мимический и жестовый

репертуар выражения эмоций,

содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Конкурс чувствоведов

Что я знаю о своих эмоциях?

способствовать осознанию богат­ства и уникальности собственного

эмоционального мира, развивать

способности к дифференцировке

различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Королевство Внутреннего Мира

стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию

содержания собственной психи­ческой реальности, развивать рефлексию

Дружеское интервью

Планируемые образовательные результаты к концу первого класса


  • Эмоционально ­положительное отношение к школе;

  • адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

  • принятие образца «хоро­шего ученика» как примера для подражания способность к самопозна­нию и само­оценке;

  • зачатки личностной рефлексии, осознание и оценка особен­ностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • стремление к самоизменению;

  • осознание и оценка особен­ностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

  • позитивное самоотношение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как соб­ственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • осознание и оценка соб­ственных эмоций как регуляторов;

  • межличностно­го взаимодействия;

  • использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

  • зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.

Содержание программы для второго класса

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Мои летние впечатления

научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобрази­тельных средств, содействовать развитию умения слушать, создать мотивацию на совместную работу

Я уникальный!

помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества

Психология - знакомая незнакомка

актуализировать имеющиеся у детей психологические знания, показать ценность и пользу психо­логических знаний для школьной и повседневной жизни, способство­вать развитию умений коллектив­ного сотрудничества

Мои желания

познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии

Мои желания

Сказка о борьбе мотивов

показать разнообразие мотивов, познакомить детей с феноменом борьбы мотивов; содействовать осознанию детьми своих мотивов; способствовать развитию у детей рефлексии

Мои мотивы

содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения; способ­ствовать развитию позитивных мотивов

Какие мотивы у других?

содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения, учить анализировать мотивы поведения других людей

Загадка Психоочистителя-1

помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развивать рефлексивные способно­сти и навыки коллективной работы

Ты мне нравишься

Что такое память?

содействовать осознанию особен­ностей своей памяти, развивать мнемические способности, упоря­дочить представления о памяти, познакомить с видами памяти

Виды памяти

Какая у меня память?

дать детям возможность изучить особенности собственной памяти, осознать ее сильные и слабые стороны, развивать мнемические способности

Эмоциональная память

познакомить с особенностями эмоциональной памяти, развивать рефлексию переживаний и мнемические способности

Как лучше запоминать?

мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти, познако­мить с некоторыми способами эффек­тивного запоминания и с преимуще­ствами смыслового запоминания

Как лучше запоминать?

Я умею запоминать!

Что я знаю о памяти?

мотивировать на дальнейшую тренировку памяти, закрепить способы эффективного запомина­ния, обобщить сведения о памяти

Сказка о профессоре Мышлении

познакомить с содержанием понятия «мышление», развивать умения ана­лизировать, сравнивать, обобщать

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

Учимся думать вместе!

Учимся обобщать и находить закономерности

развивать логическое мышление

Учимся находить противоположности

развивать логическое мышление и диалектический взгляд на действи­тельность, актуализировать само- оценочную деятельность

Учимся находить противоположности

Учимся думать логично-1

развивать логическое мышление, содействовать осознанию своих умственных возможностей, актуа­лизировать самооценочную деятельность

Роботы

Учимся думать творчески

развивать у детей способность гиб­ко и оригинально мыслить, стиму­лировать проявления креативности

Творческое прикосновение

Что я знаю о мышлении?

закрепить умения обобщать, мыслить логично, развивать рефлексию способов умственной деятельности, обобщить сведения о мышлении

Фантазируем с Фантузей

стимулировать креативные способ­ности, развивать навыки совмест­ной творческой деятельности, упо­рядочить представления о фанта­зии и воображении, познакомить детей с понятием «способности»

Что такое способности?

Я знаю, что я...

стимулировать интерес к самопоз­нанию, содействовать осознанию

своих способностей, развивать

интерес к собственному внутренне­му миру

Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ

стимулировать интерес к самопоз­нанию и психологии, обобщить

полученный на занятиях в течении

двух лет опыт

Я уникальный!

Планируемые образовательные результаты к концу второго класса


  • мотивация на самопознание и самоизменение;

  • зачатки осознания своих досто­инств и недо­статков;

  • умение работать в паре;

  • осознание актуальных желаний и мотивов поведения;

  • сформирован­ная мотивация достижения результата;

  • зачатки рефлексивной самооценки;

  • осознание своих когни­тивных воз­можностей и способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении;

  • стремление к совершенство­ванию своих способностей;

  • произвольное запоминание с использовани­ем мнемотехнических приемов;

  • анализ объек­тов с выделени­ем существен­ных и несуще­ственных признаков;

  • синтез как составление целого из частей;

  • сравнение, сериация и клас­сификация по существенным признакам;

  • генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единич­ных объектов;

  • подведение под понятие на основе распоз­навания объек­тов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • сформиро­ванное на уровне пред­ставления умение решать проблемы творческого характера, мотивация на дальнейшее самопознание.


Содержание программы для третьего класса

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Чувство принадлежности к группе

Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и реф­лексии, способствовать развитию навыков эффективного взаимо­действия и сотрудничества

Начало путешествия в Страну Общения

Показать важность развития на­выков взаимодействия и сотруд­ничества; настроить учащихся на осмысление своих отношений с одноклассниками, на развитие собственных коммуникативных возможностей

Семейная история

Что взять с собой в путешествие?

Помочь в развитии умения осоз­навать свои желания, развивать навыки взаимодействия и сотруд­ничества; формировать умение действовать согласованно

Что я знаю о себе?

Пробудить интерес к своему Я, содействовать развитию рефлек­сивной позиции в сфере общения

Как и почему начинаются ссоры?

Научить учащихся осознавать причины своих ссор; развивать экспрессивные способности, уме­ние действовать согласованно

Сказка о конфликте и контакте

Дать учащимся представление о содержании понятий «конфликт» и «контакт», развивать экспрес­сивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

Качества, важные для общения

Содействовать осознанию ка­честв, необходимых для эффек­тивного взаимодействия, разви­вать экспрессивные способности, навыки эффективного взаимодей­ствия и сотрудничества

Какие мы в общении?

Научить понимать разницу между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, помочь учащимся осознать, как к ним относятся родители и однокласс­ники, содействовать развитию реалистичной самооценки и самовосприятия

Я общительный или замкнутый?

Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей; дать представление об индивиду­альных различиях в этой сфере

Королевство Разорванных Связей

Помочь осознать ценность глу­боких и содержательных кон­тактов между людьми, развивать навыки невербального взаимо­действия

Свои и чужие

Содействовать осознанию ценно­сти теплых эмоциональных отношений между людьми, по­мочь осознать различия в от­ношении к «своим» и «чужим», развивать толерантное отношение к «другим», способствовать полу­чению опыта сотрудничества и конкуренции

Свои и чужие

Девчонки + мальчишки = ...

Помочь учащимся осознать особенности своего отношения к представителям противопо­ложного пола, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе совместного принятия группового решения

Друзья и недруги

Содействовать осознанию ценно­сти дружеских отношений между людьми, помочь осознать, как воспринимают друзей и недругов мальчики и девочки, развивать толерантное отношение к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения

Друзья и недруги

Дружба - это...

Познакомить с содержанием по­нятия «дружба», развивать навы­ки совместной деятельности

Мы - дружная команда!

Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде, со­действовать возникновению у членов команды чувства «Мы», создавать условия для самовы­ражения в команде, разработать с учащимися правила доброжела­тельного и эффективного общения

Правила доброжелательного общения

Дружная страна

Закрепить правила доброжела­тельного и эффективного обще­ния, помочь учащимся понять, кто составляет круг их ближай­шего общения, развивать способ­ности самовыражения

Дружная страна

Как мы все похожи!

Развивать стремление к самопо­знанию, помочь увидеть сходные черты у разных людей и осознать важность этого сходства для об­щения, содействовать осознанию своего сходства с другим, раз­вивать умение учитывать мнения разных людей

Какие мы все разные!

Развивать способности к само­познанию и интерес к познанию других людей, помочь увидеть психологические различия людей и осознать важность наличия этих различий для общения, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разные мнения

Сказка о Другой Точке Зрения

Способствовать развитию вза­имопонимания, показать цен­ность уникальности и индиви­дуальности каждого человека, содействовать осознанию того, что собственная точка зрения и точки зрения других людей могут различаться, развивать толерант­ное отношение к другой точке зрения

Скажи мне, кто твой друг...

Помочь учащимся осмыслить ценность дружеских отношений, осознать качества, присущие дру­гу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношени­ях, развивать умения представ­лять себя в общении, выражать невербально свое Я, действовать согласованно

Отдам тебе то, что у меня есть

Комплимент - это...

Познакомить учащихся с по­нятием «комплимент», показать значимость комплиментов для поддержания комфортных вза­имоотношений, познакомить с «формулами» комплимента; развивать стремление к освоению навыков оказания психологиче­ской поддержки

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

Развивать навыки оказания пси­хологической поддержки, помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоин­ства, способности, достижения; актуализировать чувства самоцен­ности и самоуважения

Давайте говорить друг другу комплименты!

Развивать навыки оказания пси­хологической поддержки, помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоин­ства, способности, достижения; осознать отношение к ним других людей; способствовать получению опыта самопринятия и принятия других

Накопительные комплименты

Как мы переживаем эмоции?

Ориентировать учащихся на осоз­нание роли эмоций в общении, содействовать осознанию смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширить эмоциональ­ный словарь общения учащихся

Мы умеем выражать свои эмоции!

Содействовать осознанию дина­мики своих эмоций и влияния других людей на этот процесс, помочь осознать актуальные эмо­ции, развивать чувствительность к восприятию эмоций других людей, умение выражать свои эмоции

Как мы понимаем эмоции других?

Развивать у учащихся умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции и чувства

Говорящие вещи

Развивать умение понимать эмо­ции других людей, выражать эмо­ции; формировать способность к сопереживанию и сочувствию; обобщить изученный в течение учебного года материал

Планируемые образовательные результаты к концу третьего класса


  • осознание важности обще­ния со свер­стниками и взрослыми;

  • мотивацион­ная основа для усвоения знаний по психологии;

  • учебно-познавательный инте­рес к новым об­ластям знаний, новым способам решения задач;

  • формулиро­вать собствен­ное мнение и позицию;

  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не со­впадающих с собственной;

  • ориентиро­ваться на по­зицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудниче­стве;

  • договаривать­ся и приходить к общему реше­нию в совмест­ной деятельно­сти, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • предвидеть последствия коллективных решений;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопере­живание им;

  • эмоциональ­но позитивное отношение к процессу сотруд­ничества

  • формулировать собственное мне­ние и позицию;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не со­впадающих с его собственной;

  • и ориентировать­ся на позицию партнера в обще­нии и взаимодей­ствии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд­ничестве;

  • договаривать­ся и приходить к общему реше­нию в совмест­ной деятельно­сти, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • усвоение моральных цен­ностей: «друж­ба», «настоящий друг», «инди­видуальность», «понимание друг друга», «толе­рантность»;

  • формулиро­вать собствен­ное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных ком­муникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • задавать во­просы.

  • строить по­нятные для партнера выска­зывания, учи­тывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопере­живание им;

  • умение стро­ить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет;

  • усвоение моральных ценностей «со­переживание», «сочувствие»;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопере­живание им.

Содержание программы для четвёртого класса

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Знакомьтесь - психология!

Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира; пока­зать важность развития коммуни­кативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции

Мир людей и личностей

Способствовать развитию у детей навыков рефлексии; содейство­вать формированию умения оказывать психологическую под­держку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоин­ства, способности, достижения

Что важно для меня

Способствовать актуализации материала из важнейших тем 3-го года занятий по программе; содействовать развитию рефлек­сивной позиции в сфере общения

Семейная история

Развивать экспрессивные способ­ности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

Как хорошо уметь... слушать!

Познакомить учащихся с поня­тием «слушать»; содействовать развитию умения слушать

Как хорошо уметь... слушать!

Активное и пассивное слушание

Помочь осознать различие по­нятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возмож­ность побывать в роли и говоря­щих, и слушающих

Как важно уметь задавать вопросы

Познакомить с понятием ак­тивного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для пра­вильного понимания собеседника

Практикум активного слушания

Развивать умения активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

Поговорим без слов

Познакомить с неречевыми сред­ствами общения

Практикум неречевого общения

Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции

Концентрические круги

Речь

Показать значимость грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении

Берегите, пожалуйста, речь!

Способствовать развитию на­выков эффективного речевого взаимодействия

А умеете ли вы спорить?

Раскрыть содержание понятий «спор» и «дискуссия»; развивать умение убеждать; показать важность использования аргументов в споре

Чемоданчик Мастера Общения

Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности

В море знаний

Мотивировать учащихся на со­трудничество в ситуации со­вместного поиска новой инфор­мации; развивать навыки взаи­модействия и сотрудничества в команде; научить детей работать с различными словарями

Коротко да ясно, оттого и прекрасно...

Развивать умение обобщать информацию и точно ее переда­вать; способствовать сплочению классного коллектива

Имя мое...

Пробудить интерес к истории своего имени; помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности

Имя мое...

Моя семья

Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различ­ным членам семьи

Семейная история

В пещере эмоциональных взрывов

Показать роль негативных эмо­ций в общении; развивать спо­собности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помо­щью неречевых средств

Научно-практическое исследование конфликта

Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стра­тегиях поведения в конфликтных ситуациях

Рецепт приготовления друга?

Познакомить с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов; способствовать осознанию причин возникающих конфликтов и поиску способов разрешения конфликта; развивать умения учитывать мнения разных людей и работать в команде

Сказка о понимании

Развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях; дать представление о том, что по­могает людям понимать друг друга; помочь детям увидеть, что умение понимать причины своего поведе­ния тесно связано с умением по­нимать причины поведения других людей; содействовать осознанию различных аспектов Я-образа

Сказка о понимании

День рождения - День творения

Содействовать осознанию богат­ства и цельности собственного Я через ресурсы метафоры; способ­ствовать развитию творческих способностей

Могу и хочу

Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения; показать значимость позитивной установки для ком­фортного общения

Когда приходит понимание?

Помочь осознать важность вни­мательного отношения к другому человеку; развивать способность к пониманию внутреннего мира другого человека

Разведчик

Помочь актуализировать психо­логическое содержание сказок из книги «Королевство Разорванных Связей»; развивать способность к самопознанию через идентифи­кацию со сказочными персона­жами; навыки взаимодействия в команде

В королевстве...

Напомнить правила комфортно­го общения в классе; развивать навыки сотрудничества и творче­ские способности

Встреча с Мастером Общения

Содействовать осознанию полу­ченного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач; обеспечить «укоренение» правил комфортного общения в классе

До новых встреч!

Стимулировать интерес к само­познанию и психологии; обоб­щить полученный на занятиях в течение четырех лет опыт

Планируемые образовательные результаты к концу четвёртого класса


  • осознание важности по­знания и улуч­шения навыков общения;

  • формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию;

  • адекватно ис­пользовать рече­вые средства для решения различ­ных коммуника­тивных задач;

  • формулировать собственное мне­ние и позицию;

  • задавать пар­тнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;

  • слушать;

  • ориентиро­ваться на по­зицию партнера в общении и взаимодействии;

  • строить по­нятные для партнера выска­зывания, учи­тывающие, что партнер знает и видит, а что - нет;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопере­живание им;

  • умения учитывать по­зиции других людей;

  • обосновывать собственную по­зицию;

  • координи­ровать в ходе сотрудничества;

  • договаривать­ся и приходить к общему решению, в том чис­ле в ситуации столкновения интересов;

  • усвоение та­ких ценностей, как «семья», «родительская любовь»;

  • формирование качеств, не­обходимых для эффективного взаимодействия и сотрудниче­ства;

  • формирова­ние: положитель­ной адекватной самооценки, эмпатии как понимания чувств других людей и сопере­живание им;

  • умения видеть свои достоинства и недостатки;

  • мотивация на дальнейшее самопознание и саморазвитие

Список литературы

1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникатиная игра для детей 4-10 лет. - М.: Когито-центр, 2008.

2. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. - М.: Генезис, 2012.

3.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение; Владос, 1995.

5. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослы­ми. - СПб.: Образование, 1995.

6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник. - М. Генезис: 2005.

7. Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. - Ульяновск, 1995.

8. Вачков И.В., Лыкова И.А. Фантазируем с Фантузей (развитие воображения). - М.: Ансел-М, 1995.

9. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Генезис, 2012.

10. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Генезис, 2012.

11. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Генезис, 2012.

Тетрадь предназначена для работы учениками третьего класса по программе "Психологическая азбука".

12. КолмогороваЛ.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии. - М.: Генезис, 1998.

13. Колмогорова Л.С., Грязнова Н.С. Альбом моих успехов. - М.: Генезис, 1998.

14. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьни­ку? - М.: Ось-89,1997.

15. Лыкова И.А., Вачков И.В. Фантузя-сыщик. - М.: Ансел-М,1995

Дет. детектив : Для занятий с детьми 5-7-ми лет

16. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. - СПб.: Речь, 1998.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

18. Федеральный государственный стандарт начального обще­го образования. - М.: Просвещение, 2009

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 2010.

20. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-­коммуникативная игра для детей 4-10 лет. - М.: Когито- центр, 2008. М., Когито-Центр, 2008.

21. Лютова Е.К., Монина Г.С. Шпаргалка для взрослых. Психо­коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

22. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. - М.: Генезис, 2012.

23. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе. - М.: Генезис, 2012.

24. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 3-м классе. - М.: Генезис, 2012.

25. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-ком­муникативная игра для детей 4-10 лет. - М.: Когито-центр, 2008.

26. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Содержатель­ные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. - М.: Эксмо, 2007.

27. Примерная основная образовательная программа образова­тельного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2012.

28. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.


© 2010-2022