Программа занятий по развитию памяти, мышления и внимания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа занятий по развитию памяти, мышления и вниманияПрограмма занятий по развитию памяти, мышления и вниманияПрограмма занятий по развитию памяти, мышления и вниманияПрограмма занятий по развитию памяти, мышления и вниманияПрограмма занятий по развитию памяти, мышления и вниманияМБОУ «Новосельская средняя школа»

Муниципального образования

Черноморский район Республики Крым





УТВЕРЖАЮ:

Директор МБОУ

«Новосельская средняя школа»

_____________Л.Н. Калетинец







Упражнения для проведения занятий по развитию памяти, мышления и внимания





Разработал:

Педагог- психолог

А.В. Худзинская













с. Новосельское, 2016 г.

График проведения занятий

п/п

Категория участников

Дата и время проведения

1.

1 - А класс

19 января (вторник) 10.25 - 11.10


2.

1- Б класс

18 января (понедельник)

10.25 - 11.10

3.

2 класс

19 января (вторник) 12.30 - 13.15


4.

3 - А класс

27 января (среда) 12.30 - 13.15


5.

3 - Б класс

21 января (четверг) 12.55 - 13.40


6.

4 - А класс

27 января (среда) 9.25 - 10.10


7.

4 - Б класс

22 января (пятница) 12.30 - 13.15












Коррекционно-развивающее занятие.

Тема: Развитие внимания, памяти и мышления.
Класс: 1 класс
Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся, посредством выполнения индивидуальных заданий.
Задачи занятия:
• Профилактика девиации в поведении;
• Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операций;

• Коррекция отклонений в развитии, поведении.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас развивающее занятие. Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.

Итак, послушайте первое задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.

  • Метод «Заучивание 10 слов»

Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же напишите столько слов, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? - Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Брат, Конь, Гриб, Игла, Мед.

Теперь считайте свои слова. Если у вас 10 слов - это значит, что у вас замечательная память. Если 6 - значит не плохая память, ну и если меньше 5 - значит нужно тренировать память.

  • Задание на внимание

Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек - 16. Вам нужно найти и записать отсутствующие цифры в каждой таблице.

1

14

7

5

10

6

11

8

17

20

2

15

3

9

19

13

9

4

7

6

10

13

2

16

15

5

1

19

3

12

8

20

1

12

5

4

17

7

19

10

6

14

2

9

3

11

8

20

Ответы: 1) 4 , 12, 16 , 19. 2) 11, 14, 17, 18. 3) 13, 15, 16, 18

  • Метод «Исключение лишнего»

Ребята, у меня есть карточки, на которых изображено по 4 четыре предмета. Я вам показываю карточку, а вы должны сказать мне какой из четырех предметов является лишним и объяснить почему.

  • Физ. Минутка. На внимание.

«Летает-не летает». Если летает - хлопаем, если не летает - топаем.

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.



  • Метод «Классификация предметов»

Я вам опять буду показывать карточки, на которых изображен рисунок. На доске я напишу группы, а вы распределите в какую группу отнести данные рисунки.

  • Умные карточки «Овощи, фрукты, ягоды»

Данная методика познакомит малыша с названиями овощей, ягод, фруктов, злака. Карточки помогут запомнить, как они выглядят, и укажут вам направление для бесед, совместной деятельности и развития ребенка (его речи, мышления, памяти).

Карточки содержат задания различного уровня сложности. Начинать занятия по карточкам лучше со знакомства с изображением овощей, фруктов, ягод, злака.

Покажите карточку и четко проговорите название того, что изображено на ней. Попросите повторить название за вами. На обратной стороне карточки - вопросы двух уровней сложности: для совсем маленьких детей и детей постарше.

В каждой из этих групп содержаться задания, направленные на разностороннее развитие ребенка. Вопросы способствуют артикуляционному развитию, обогащению словаря ребенка, формированию у него начальных знаний об окружающем мире. Другие вопросы связаны с познаванием окружающего мира через игру или действие. Задания направлены на развитие мышления ребенка через диалог со взрослым, беседу с элементами рассказа.

Также в карточках предлагаются задания для совместной деятельности ребенка и взрослого: развивающих игр, рисования, изготовления поделок, занимательных экспериментов по теме: «Овощи, фрукты, ягоды».




Коррекционно-развивающее занятие.

Тема: Развитие внимания, памяти и мышления.
Класс: 2-4 классы
Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся, посредством выполнения индивидуальных заданий.
Задачи занятия:
• Профилактика девиации в поведении;
• Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операций;

• Коррекция отклонений в развитии, поведении.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас развивающее занятие. Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.

Итак, послушайте первое задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.

  • Запоминание 10 слов

Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 3 минут. Слова:

Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Музыка.

- Если у вас написано 10 слов, значит у вас замечательная память.

- Если у вас написано 6 слов у вас неплохая память.

Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

  • Запомни картинку

Упражнение на память. Посмотрите на картинку. В течение 30 секунд рассмотрите внимательно рисунки, запомните их расположение, форму, мелкие детали. Я уберу слайд и после этого, вы постараетесь ответить на заданные мной вопросы. Вопросы:Программа занятий по развитию памяти, мышления и внимания



  • Сколько карандашей было на рисунке?

  • Каких цветов?

  • Сколько было книг?

  • Какого цвета они были?

  • Какого цвета чашка?

  • Что на ней было нарисовано?

  • Опишите как выглядел домик: какого цвета крыша? Какого цвета труба? Что еще было возле домика?

  • Какой рисунок мы не назвали?

  • Сколько всего было рисунков на слайде?

  • Задание на внимание

Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек - 16. Вам нужно найти и записать отсутствующие цифры в каждой таблице.

1

14

7

5

10

6

11

8

17

20

2

15

3

9

19

13

9

4

7

6

10

13

2

16

15

5

1

19

3

12

8

20

1

12

5

4

17

7

19

10

6

14

2

9

3

11

8

20

Ответы: 1) 4 , 12, 16 , 19. 2) 11, 14, 17, 18. 3) 13, 15, 16, 18

  • Физ. Минутка. На внимание.

«Летает- не летает». Если летает - хлопаем, если не летает - топаем.

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

  • Найди слова.

У каждого из вас на столах карточки с рядами букв. Вам нужно найти все слова в строчках и подчеркнуть их (см. Приложение 1).

  • Задание на проверку логического мышления.

Нарисуйте 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя - самая маленькая.

Ну а сейчас мы рассмотрим парочку пословиц и посмотрим, как вы их понимаете. Итак, задание: я озвучиваю пословицу, а вы объясняете ее смысл.

  1. Не все золото, что блестит (не все то, что бросается в глаза, представляет собой настоящую ценность).

  2. Цыплят по осени считают (не торопись, чтобы не испортить дела и не сожалеть о сделанном).

  3. Шила в мешке не утаишь (недостатки, проблемы не скроешь от чужих глаз).

  4. Любишь кататься, люби и саночки возить (если ты к чему стремишься, то для этого нужно что-то делать).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Зарубить на носу

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.













Приложение 1

Солнцеапркнрайонлдшгаенновостьдлшгзхкэкзаменвлпшлкдпхвостергрлгкщзотощшпаорлрчхоккейьтчвнгпфралюбовьстиснекпаоспектакльджшлогркгпрапорконкурсстршолдллздриплаваниетмпенковрпзавтракьтисвнкхзоапнейрыбадопеекуццйзшапказгнупимьорвпфвымагазинбячкграеицсумкаждрректджзщнкчмикартинаукгйшщвтмиапоывтморедщшгкцйясмавверблюдитрцкйасимтикомпьютерзенцуйчтплвэфтгрибпукцймтицветокднгнекйсстпраиишколаюьйгмтмтлофдьмттучительларвамытмолмпарталмььутушиткарандашидлтимитьог

10

Педагог-психолог, А.В. Худзинская

© 2010-2022