- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа занятий по развитию памяти, мышления и внимания
Программа занятий по развитию памяти, мышления и внимания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Худзинская А.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Новосельская средняя школа»
Муниципального образования
Черноморский район Республики Крым
УТВЕРЖАЮ:
Директор МБОУ
«Новосельская средняя школа»
_____________Л.Н. Калетинец
Упражнения для проведения занятий по развитию памяти, мышления и внимания
Разработал:
Педагог- психолог
А.В. Худзинская
с. Новосельское, 2016 г.
График проведения занятий
№
п/п
Категория участников
Дата и время проведения
1.
1 - А класс
19 января (вторник) 10.25 - 11.10
2.
1- Б класс
18 января (понедельник)
10.25 - 11.10
3.
2 класс
19 января (вторник) 12.30 - 13.15
4.
3 - А класс
27 января (среда) 12.30 - 13.15
5.
3 - Б класс
21 января (четверг) 12.55 - 13.40
6.
4 - А класс
27 января (среда) 9.25 - 10.10
7.
4 - Б класс
22 января (пятница) 12.30 - 13.15
Коррекционно-развивающее занятие.
Тема: Развитие внимания, памяти и мышления.
Класс: 1 класс
Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся, посредством выполнения индивидуальных заданий.
Задачи занятия:
• Профилактика девиации в поведении;
• Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операций;
• Коррекция отклонений в развитии, поведении.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас развивающее занятие. Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.
Итак, послушайте первое задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
-
Метод «Заучивание 10 слов»
Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же напишите столько слов, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? - Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Брат, Конь, Гриб, Игла, Мед.
Теперь считайте свои слова. Если у вас 10 слов - это значит, что у вас замечательная память. Если 6 - значит не плохая память, ну и если меньше 5 - значит нужно тренировать память.
-
Задание на внимание
Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек - 16. Вам нужно найти и записать отсутствующие цифры в каждой таблице.
1
14
7
5
10
6
11
8
17
20
2
15
3
9
19
13
9
4
7
6
10
13
2
16
15
5
1
19
3
12
8
20
1
12
5
4
17
7
19
10
6
14
2
9
3
11
8
20
Ответы: 1) 4 , 12, 16 , 19. 2) 11, 14, 17, 18. 3) 13, 15, 16, 18
-
Метод «Исключение лишнего»
Ребята, у меня есть карточки, на которых изображено по 4 четыре предмета. Я вам показываю карточку, а вы должны сказать мне какой из четырех предметов является лишним и объяснить почему.
-
Физ. Минутка. На внимание.
«Летает-не летает». Если летает - хлопаем, если не летает - топаем.
Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.
-
Метод «Классификация предметов»
Я вам опять буду показывать карточки, на которых изображен рисунок. На доске я напишу группы, а вы распределите в какую группу отнести данные рисунки.
-
Умные карточки «Овощи, фрукты, ягоды»
Данная методика познакомит малыша с названиями овощей, ягод, фруктов, злака. Карточки помогут запомнить, как они выглядят, и укажут вам направление для бесед, совместной деятельности и развития ребенка (его речи, мышления, памяти).
Карточки содержат задания различного уровня сложности. Начинать занятия по карточкам лучше со знакомства с изображением овощей, фруктов, ягод, злака.
Покажите карточку и четко проговорите название того, что изображено на ней. Попросите повторить название за вами. На обратной стороне карточки - вопросы двух уровней сложности: для совсем маленьких детей и детей постарше.
В каждой из этих групп содержаться задания, направленные на разностороннее развитие ребенка. Вопросы способствуют артикуляционному развитию, обогащению словаря ребенка, формированию у него начальных знаний об окружающем мире. Другие вопросы связаны с познаванием окружающего мира через игру или действие. Задания направлены на развитие мышления ребенка через диалог со взрослым, беседу с элементами рассказа.
Также в карточках предлагаются задания для совместной деятельности ребенка и взрослого: развивающих игр, рисования, изготовления поделок, занимательных экспериментов по теме: «Овощи, фрукты, ягоды».
Коррекционно-развивающее занятие.
Тема: Развитие внимания, памяти и мышления.
Класс: 2-4 классы
Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся, посредством выполнения индивидуальных заданий.
Задачи занятия:
• Профилактика девиации в поведении;
• Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операций;
• Коррекция отклонений в развитии, поведении.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас развивающее занятие. Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.
Итак, послушайте первое задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
-
Запоминание 10 слов
Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 3 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Музыка.
- Если у вас написано 10 слов, значит у вас замечательная память.
- Если у вас написано 6 слов у вас неплохая память.
Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.
-
Запомни картинку
Упражнение на память. Посмотрите на картинку. В течение 30 секунд рассмотрите внимательно рисунки, запомните их расположение, форму, мелкие детали. Я уберу слайд и после этого, вы постараетесь ответить на заданные мной вопросы. Вопросы:
-
Сколько карандашей было на рисунке?
-
Каких цветов?
-
Сколько было книг?
-
Какого цвета они были?
-
Какого цвета чашка?
-
Что на ней было нарисовано?
-
Опишите как выглядел домик: какого цвета крыша? Какого цвета труба? Что еще было возле домика?
-
Какой рисунок мы не назвали?
-
Сколько всего было рисунков на слайде?
-
Задание на внимание
Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек - 16. Вам нужно найти и записать отсутствующие цифры в каждой таблице.
1
14
7
5
10
6
11
8
17
20
2
15
3
9
19
13
9
4
7
6
10
13
2
16
15
5
1
19
3
12
8
20
1
12
5
4
17
7
19
10
6
14
2
9
3
11
8
20
Ответы: 1) 4 , 12, 16 , 19. 2) 11, 14, 17, 18. 3) 13, 15, 16, 18
-
Физ. Минутка. На внимание.
«Летает- не летает». Если летает - хлопаем, если не летает - топаем.
Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.
-
Найди слова.
У каждого из вас на столах карточки с рядами букв. Вам нужно найти все слова в строчках и подчеркнуть их (см. Приложение 1).
-
Задание на проверку логического мышления.
Нарисуйте 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя - самая маленькая.
Ну а сейчас мы рассмотрим парочку пословиц и посмотрим, как вы их понимаете. Итак, задание: я озвучиваю пословицу, а вы объясняете ее смысл.
-
Не все золото, что блестит (не все то, что бросается в глаза, представляет собой настоящую ценность).
-
Цыплят по осени считают (не торопись, чтобы не испортить дела и не сожалеть о сделанном).
-
Шила в мешке не утаишь (недостатки, проблемы не скроешь от чужих глаз).
-
Любишь кататься, люби и саночки возить (если ты к чему стремишься, то для этого нужно что-то делать).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Приложение 1
Солнцеапркнрайонлдшгаенновостьдлшгзхкэкзаменвлпшлкдпхвостергрлгкщзотощшпаорлрчхоккейьтчвнгпфралюбовьстиснекпаоспектакльджшлогркгпрапорконкурсстршолдллздриплаваниетмпенковрпзавтракьтисвнкхзоапнейрыбадопеекуццйзшапказгнупимьорвпфвымагазинбячкграеицсумкаждрректджзщнкчмикартинаукгйшщвтмиапоывтморедщшгкцйясмавверблюдитрцкйасимтикомпьютерзенцуйчтплвэфтгрибпукцймтицветокднгнекйсстпраиишколаюьйгмтмтлофдьмттучительларвамытмолмпарталмььутушиткарандашидлтимитьог
10
Педагог-психолог, А.В. Худзинская