Программа профилактики употребления ПАВ среди подростков

Программа профилактики употребления ПАВ предназначена для работы со старшими подростками, воспитанниками детских домов, детьми группы риска. Данная разработка представляет собой цикл из 10 занятий с указанием тем и их содержания, проводимых в форме или с элементами тренинга. Содержание занятий охватывает проблемы не только связанные с употреблением ПАВ, но и проблему ВИЧ\СПИДа, формирования зависимости от алкоголя. Особое внимание в содержании занятий уделяется выработке навыков уверенного отказ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа

профилактики употребления ПАВ cреди подростков






























Пояснительная записка

Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовершеннолетних на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 4, пункт 2) устанавливает приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Особую актуальность проблема профилактики употребления ПАВ принимает среди воспитанников детских домов. Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления личности, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по профилактике вовлечения в употребление ПАВ. К таким индивидуальным особенностям воспитанников можно отнести: невысокие интеллектуальные способности, повышенную возбудимость НС, агрессивность, эмоционально - волевую неустойчивость, акцентуации характера, внушаемость. Среди особенностей семейного воспитания можно выделить аморальный образ жизни родителей и, отрицательный микроклимат семьи. Профилактика употребления ПАВ предполагает не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации - умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья - понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Сохранение здоровья воспитанников детского дома является приоритетной задачей коллектива и в то же время одним из условий успешной социализации. Сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Поэтому профилактическая работа является важным условием укрепления здоровья детей детского дома.

Данная программа направлена на предупреждение вовлечения воспитанников детского дома в употребление ПАВ, формирование у воспитанников навыков уверенного отказа от наркотиков, коррекцию дезадаптивных форм поведения воспитанников, имевших опыт употребления ПАВ. Программа представляет собой цикл из 10 занятий, посвященных проблеме вовлечения в употребление ПАВ, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ\СПИДа. Каждое занятие рассчитано на 1 час. Структура занятия включает: теоретическую часть по продолжительности не более 15 минут, и практическую часть, в рамках которой отрабатываются подростками способы эффективного поведения в ситуациях выбора, осознание ценности собственной жизни, сильных сторон собственной личности. Практическая часть включает использование в тренинге методов эмоционально - образной терапии, метода ФБУ аппаратного комплекса Волна для обучения навыку диафрагмального дыхания как способа саморегуляции, работу элементов сенсорной комнаты по снятию психоэмоционального напряжения. Программа предполагает использование результатов диагностики особенностей личности воспитанников, данных личного дела, наблюдений за подростком при формировании целевых групп для первичной и вторичной профилактики. В качестве диагностических методик выявления индивидуальных особенностей личности используются: методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда - Шмишека, склонности к девиантному поведению, восьмицентовой тест Люшера. оценки диагностики уровня информированности по проблеме используются методики анкетирования на отношение к проблеме употребления ПАВ, анкета - интервью по проблеме ВИЧ\СПИДа, ситуаций.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание адекватного информационного поля, формирующего установку на неприятие ПАВ.

Задачи, решаемые данной программой:

  1. Обеспечение подростков адекватной и актуальной информацией о проблемах ПАВ.

  2. Выявление и разрушение мифов о наркотиках, существующих в подростковой среде.

  3. Формирование критической установки на распространение позитивной информации о ПАВ.

  4. Формирование навыков отказа воспитанников от ПАВ в ситуации выбора.

  5. Обучение подростков навыкам саморегуляции как способа борьбы со стрессом.

  6. Преодоление негативных родительских предписаний, жизненных сценариев личности подростка, отказа от бессознательного стремления к саморазрушению.

Принципы реализации программы:

  • комплексный характер профилактики, рассмотрение вопросов употребления ПАВ в контексте совместной работы педагогического коллектива детского дома, являющееся частью общего воспитательного процесса;

  • системный характер предполагает последовательность изложения материала в виде системы занятий, объединенных рамках одной темы;

  • актуальность изложения информации о проблемах, связанных с различными аспектами наркотизма, соответственно возрасту воспитанников; соответствие содержания мероприятий профилактической программы знаниям о отношению воспитанников разных возрастных групп к проблеме ПАВ;

  • опережающий характер профилактики предполагает работу с воспитанниками до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания становится реальным; направленность программы на предотвращение первичного обращения ребенка к одурманиванию;

  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий наряду с запретом на вовлечение в употребление ПАВ, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию;

  • запретность информации на использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).

Цели первичной профилактики:

  • Изменение ценностного отношения воспитанников к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение;

  • Пропаганда здорового образа жизни как альтернативы ПАВ, формирование антинаркотических установок, осуществляемых сотрудниками детского дома.

  • Раскрытие личностного потенциала.

Цели вторичной профилактики:

  • Отказ от установки на саморазрушающее поведение;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Формирование навыков саморегуляции;

  • Формирование личностного потенциала, ресурсов психики воспитанников.







Тематическое планирование


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ


1. Стресс. Понятие, стадии и последствия воздействия стрессов на личность.


2. Мифы о наркотиках. Факторы вовлечения подростков в употребление ПАВ.



3. Воздействие наркотиков на организм, механизм формирования зависимости.



4. Последствия употребления наркотиков, воздействие наркотиков на личность.


5. Проблемы отказа от наркотиков. Умение принимать решение в ситуации выбора.


6. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять рекламе.


7. Алкоголь и последствия его употребления.


8. Понятие ВИЧ, СПИД, пути его распространения.


9. Осознание ресурсов собственной личности, использование альтернативных способов выходов из кризисных ситуаций

1. Групповая дискуссия «Списки стрессовых ситуаций»

2. Упражнение «Стакачик»

3. Ситуационная игра по теме: Выхода из стрессовых ситуаций

4. Упражнение на релаксацию.

1.Обсуждение в группе: «Настроение»

2. Упражнение «Манифест»

3. Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики», выявление причин употребления.

4. Групповая дискуссия «Мифы о наркотиках».

5. Ситуационная игра: Способы формулирования отказа от предложения однократного приема ПАВ»

1. Упражнение «Чувства»

2. Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика»

3. Упражнение«Зависимость (незаконченные предложения)»

4.Упражнение «Барьеры в структуре взаимодействия здоровые люди - наркоманы, преодоление барьера»

5. Упражнение на релаксацию.

1. Упражн. «Портрет наркомана»

2.Упражнение «Ценности»

3. Упражнение «Линия жизни»

4.Упражнение «Хорошо - плохо»

1 Упражнение: «Учимся говорить «НЕТ

2.Упражнение «Телефонная будка».

3.Групповая дискуссия: «Кто отвечает в толпе»

4. Упражнение на релаксацию

1. Упражнение «Похвала»

2. Упражнение: «Давай покурим».

3. Упражнение: « Табу»

4.Ролевая игра «Ситуация принуждения».

5. Упражнение на релаксацию



1. Мозговой штурм «За и против алкоголя»

2. Альтернативная реклама.

3. Упражнение: «Решение проблем»

1.Упражнение «Сюрприз»

2. Ролевая игра на усвоение знаний о способах передачи ВИЧ.

3. Упражнение «Волшебник»

1.Упражнение «Штурвал самопознания»

2. Упражнение «Я и мое будущее»

3.Упражнение Прошлое - Настоящее - Будущее».

4.












Оценка эффективности и результативности профилактической программы профилактики употребления ПАВ


1.Определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями с помощью диагностики анкетирования, опроса.

2. Коррекция содержания реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов.



Литература


  1. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов

  2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов

  3. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец

  4. Методическое пособие по информационно - профилактической программе «Сталкер» Н.А.Зубовой, В.Ю.Лединой.

  5. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,

  6. А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)

  7. «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,

  8. А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов












© 2010-2022