Воспитание в неполных семьях

Материал,затрагивает распространенную проблему,проблему неполных семей. К сожалению,такое явление сейчас очень распространено. Не всегда молодому специалисту просто понять как вести себя с детьми из неполных семей. Бытует мнение,что неполная семья,это неблагополучная семья,но то совершенно не так. Бывает,что в полных семьях психологический климат,гораздо тяжелее и более неблагоприятен для ребенка.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста в неполных семьях.

1.Определение неполной семьи и причины возникновения.

Актуальность данной проблемы обусловлена ростом количества неполных семей в современном обществе. Неполная семья - это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской.

2.Психологические особенности младших школьников из неполных семей.

Различные психологические исследования, свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношениям к родителям, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью её повышения, неадекватной требовательности к матери и высоким желанием изменения её поведения, активном поиском «значимого взрослого».

В большинстве случаев дети младшего возраста из неполных семей имеют общее пессимистическое отношение к прошлому. Серьезный отпечаток на взаимоотношение с окружающими накладывают бывшие травмы, считают, что все события их жизни предопределенны судьбой, и они не в силах, что-либо изменить. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Пережитая ими психологическая травма способствует проявлениям сочувствия. Такие дети имеют желания быть полезным другим даже в ущерб себе. Умеют сопереживать, проявлять заботу к другим - поскольку на собственном опыте познали боль и обиду от окружающего общества.

Существуют в неполных семьях такие недостатки характера у детей как: недисциплинированность, грубость, лживость, педантичность. Основным направлением социально - педагогической работы с неполными семьями должна быть: поддержка родителей в воспитание детей; помощь в определение их физических, психологических и социальных нужд, социальное содействие семьям в трудном положении, юридическая помощь и советы.

3.Особенности воспитания

Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка младшего возраста, воспитывающего в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания:

- Авторитет и личностный пример матери (отца)

Глубокое уважение детьми родителей стремление подражать им, прислушиваться к советам.

- Педагогический такт матери (отца)

Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в общении с детьми.

- Культура быта в неполной семье

Правильное взаимоотношение между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи

- Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей

Позволяет матери или отцу научится правильно обращаться с детьми, повышает ответственность за их воспитание

- Удовлетворение потребностей в эмоциональном контакте с матерью (отцом)

- Потребность смысла жизни

- Потребность достижения

Воспитание ребенка добиться всего, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий.

Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимания на собственные слова и поступки и на быт в семье. На основании этого строить систему воспитания собственного ребенка, формировать его личностные качества.

4.Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.






Список использованной литературы



  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

  2. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 108-113.

  3. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 459 с.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 705 с.

  5. Столяренко Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. - М.: Питер, 2012. - 591 с.


© 2010-2022