ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Тема: Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене.

Цель: развивать психологическую культуру педагогов через изучение возрастных особенностей детей 5-х классов; дать информацию о уровне сформированности мотивации у детей; разработать конкретные рекомендации для педагогов по работе с младшими подростками.

1 этап. Изучение возрастных особенностей пятиклассников.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Первые полгода обучения в средней школе - время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.

Очень важная задача - выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время.

Учащиеся пятого класса в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение кo взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период "зенита любознательности", по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Подростки ориентированы на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

«Какие трудности возникают у учащихся при переходе из начального звена в среднее?»

- Детям нелегко дается расставание с учителем начальных классов, сложно адаптироваться к новым учителям-предметникам;

- Дети не понимают требований новых учителей, методов и приемов их работы;

- Несформированность учебных умений и навыков, отсутствие самостоятельности, низкий темп работы, недисциплинированность, недостаточный уровень знаний препятствуют успешному обучению, ведут к снижению успеваемости учащихся.

- Дети с трудом привыкают к кабинетной системе.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников наиболее часто встречаются:

• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;

• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

• новые, непривычные требования к оформлению работ;

• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.

2 этап. Обсуждение результатов проведенной ранее психодиагностики.

3 этап. Разработка рекомендаций по улучшению процесса адаптации школьников.

Рекомендации:

В зависимости от вида деятельности и содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и затем к мотивации завершения.

1 этап. Возникновение мотивации. Зафиксировать мотивы предыдущих достижений, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

2 этап. Подкрепление и усиление возникающей мотивации. Использовать чередование разных видов деятельности, материалы различной трудности, отметки вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учащихся, подключая их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:

  1. Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.

  2. Повышенная моторность и эмоциональность.

  3. Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.

  4. Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.

Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.

А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.

Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.

Общие требования к каждому уроку.

  1. Положительный эмоциональный настрой на урок.

  2. Для пятиклассников более характерным является наглядно-образное мышление. Произвольное внимание концентрируется на небольшой срок.

Поэтому необходимо:

  • использовать яркую наглядность, разные виды игр, физминутки (по необходимости);

  • осуществлять частую смену деятельности;

  • уметь быстро изменить тактику урока или его частей (по необходимости);

  • обязательно проводить небольшие по объему письменные работы (для некоторых учащихся это способ психологической разгрузки).

  1. У пятиклассников еще не сформированы навыки самостоятельной работы.

Поэтому необходимо:

  • учить учиться,

  • объяснять, как выучить стихотворение, как работать с текстом, как пользоваться памятками в учебнике;

4. Для пятиклассников очень важна оценка его деятельности.

Поэтому необходимо:

  • использовать такие формы, как само - и взаимооценка;

  • обосновывать оценку, аргументировать ее.



© 2010-2022