Тренинг коммуникативных умений педагогов

Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия. Задачи:   Ознакомление с принципами работы тренинговой группы. Создание благоприятного психоэмоционального климата. Выявление стиля общения участников. Ознакомление с приемами конструктивного общения. Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов конструктивного общения. Ознакомление с типами поведения в конфликтных ситуациях, выбор эффективного пути выхода из конфликта. Цель: повышение уро...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг коммуникативных умений педагогов

Цель: повышение уровня эмпатии.

Обязательное условие проведения упражнений:

  1. Это доброжелательное отношение друг к другу.

  2. Оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения.

  3. Тренер должен преодолеть собственную внутреннюю скованность, уметь смотреть всем участникам прямо, и открыто в глаза.

  4. Ситуации, созданные в ходе тренинга, должны быть благожелательны

  5. Успешное проведение тренинга требует от тренера большой психической, интеллектуальной и организационной работы.

  6. Тренинг проводится в атмосфере доверительного взаимодействия.

Упражнение № 1 «Разминка»

Каждый участник тренинга должен объяснить цель своего прихода в группу.

Упражнение № 2 «Знакомство»

По указанию тренера один из участников называет свое имя. Следующий называет имя первого участника и свое. Третий участник называет имя первого, второго и свое. И так до последнего участника, который называет имена всех членов группы. Так происходит знакомство.

Упражнение № 3 «Передача импульса по цепи»

Участники тренинга берутся за руки. По сигналу тренера один из членов группы легким и незаметным движением чуть сжимает руку своего соседа слева. Поочередно это сжатие передается каждому члену группы по цепи. Постепенно темп увеличивается, и в идеальном варианте он должен дойти до одновременного ритмичного (пульсирующего) сжатия рук у всех членов тренинга.

Упражнение № 4 «Степень доверия»

Один из участников садится на табурет. Сидящему участнику нужно выбрать участника, пользующегося у него наибольшим доверием. Выбранный участник становится за спиной сидящего участника и приближает свою руку к его затылку. Сидящий выполняет наклон назад. Вместе с наклоном движется и рука доверенного лица. чем ниже наклон сидящего, тем выше степень доверия его к партнеру.

Упражнение № 5 «Слепой и поводырь»

Упражнение выполняется попарно. Партнеры периодически меняются ролями. При большом доверии к «поводырю» «слепой» чувствует себя уверенно, его шаги равномерны и спокойны. В противоположном случае шаги мелкие, неуверенные, частые, ноги напряжены.

Упражнение № 6 «Память»

Каждый участник тренинга должен вспомнить и рассказать о событии, вызвавшем у него бурю положительных эмоций, которые сохранились в памяти до настоящего времени. Тренер обращает внимание на умение каждого участника раскрыть себя, изменить отношение к самому себе, показать свое эмпатийное состояние.

Упражнение № 7 «Горячий стул»

Что нравится тебе в самом себе, в общение с окружающими? Один из участников тренинга делает анализ своего характера: как он раскрывается в общении, рассказывает о том, что мешает ему, какие затруднения он испытывает в общении с окружающими. Все члены группы дают анализ самооценке, отмечают, что было преувеличением или недооценкой.

Упражнение № 8 «В чем моя сила?»

Все садятся в круг, и тренер начинает рассказывать о сильных сторонах людей вообще. Затем каждому члену группы предлагает в течение 3 - 4 минут рассказать о своих сильных сторонах; о слабых сторонах и ошибках говорить не нужно. Все должны внимательно слушать. По окончание предлагается составить перечень сильных сторон участников тренинга.

Упражнение № 9 «Прорыв»

Все члены группы стоят в кругу, взявшись за руки. Кто-либо один находится вне круга и должен «прорваться» внутрь. При этом ему не дается никаких инструкций по поводу того, как это сделать; он сам выбирает тактику и способы поведения. Остальные также не получают никаких указаний.

Упражнение № 10 «Первое впечатление»

Тренер предлагает участникам зафиксировать свое первое впечатление о самих себе и о других. Что можно сказать о самом себе или о ком-то другом? Какой человек, какие предметы, животные, природные явления могут быть с ним связаны? Какого сказочного персонажа он напоминает? Ассоциации должны обрисовывать человека - его характер и внешний облик. Данная процедура проводится в отношении каждого участника тренинга.

Упражнение №11 «Мимические маски»

Каждый из участников получает листок с заданием: мимически представить эмоциональное состояние (например, горе, радость, смущение и др.). через полторы минуты после получения задания все участники по очереди представляют свои «маски». Остальные пытаются понять «маску».

Упражнение № 12 «Выбери партнера»

Все члены группы сидят полукругом. Один участник выбирает себе партнера и, используя только движение глаз, дает ему почувствовать, что он выбрал именно его. После того как все участники закончили упражнение, обсуждаются возможности визуального взаимодействия в общении.

Упражнение №13 «Ожившая картина»

Сначала всем членам группы предъявляются фотографии, передающие невербальное поведение двух и более людей, и предлагается коллективно определить характер взаимоотношений людей и их общения, «вжиться» в ситуацию, принять аналогичные позы и выражения лица, то есть предлагается «оживить» картину.

В заключение тренинга организуется дискуссия, в ходе которой должны быть проанализированы суждения о том, что участники вынесли из группового тренинга, что приобрели, что им понравилось и что не понравилось. Тренер должен сказать, что эффективность совместно проделанной работы во многом зависит от дальнейшей активности участников, от их стремления к совершенствованию эмпатии и общения в целом.


© 2010-2022