Выступление на родительском собранииТемперамент-основа характера

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Темперамент - основа характера



Ребенок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.
Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одной из индивидуальной особенностей ребенка является темперамент. Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующие динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью объема взаимодействия человека

с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек

может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным,

стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать

как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм

и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду

впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама - холерик, ребенок - флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т.к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у ребенка комплекс неполноценности.

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все, же преобладает один тип. На основе врожденного темперамента формируются черты личности, которые определяют поведение в различных ситуациях и отношение к окружающему миру. Это и есть ХАРАКТЕР.


Сангвиник

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в

руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко

увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях

живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны

и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции

выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать

его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него

занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для

него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями,

зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно.

Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит

такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение

его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже

расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная

бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым

требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом

детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и

теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас

знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений.

Холерик

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и

живые. Во время занятия постоянно меняет позу.Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.

Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями,

выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив .

Но в выполнении поручений проявляет уверенность,упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются

устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают,

пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что

для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики

этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются

большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные

жесты.

Флегматик

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без

какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает

промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если

много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и

рассудительно. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить.

Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить,но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и

речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонация мало

выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при

чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и

слабой переключаемостью.

. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко

поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые

необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время

диктантов отстает от класса.Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик

. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно.

Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу

смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то

задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца.

Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в

выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в

новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях

его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему

добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами,

животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики которые, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы дляотдыха. Меланхолики, как правило, немногословны.

Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних

раздражителей.

. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.


Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность (летчик, сборщик часов и др.) или, наоборот, большая эмоциональность (артист, художник) и т. д.

На основе темперамента идет формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребенка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Воспитание навыков культуры общения, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребенка в зависимости от его темперамента.


Рекомендации родителям по воспитанию детей с разным темпераментом.


Флегматик

Ребенок характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие, постоянные.
Воспитание ребенка должно быть направлено на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребенка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.



Сангвиник

Ребенок характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Он подвижный, с выразительной мимикой, все делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки.

При воспитании ребенка нужно поддерживать в нем такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребенка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребенок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.



Холерик

Ребенок характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.
Воспитание такого ребенка должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребенка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний. Рекомендуется спокойный, ровный тон взрослого.


Меланхолик

Ребенок с этим темпераментом быстро устает, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются.

В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно. Дети этого типа больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжелому состоянию угнетенности и подавленности.









© 2010-2022