- Преподавателю
- Школьному психологу
- Комплексная программа психологического сопровождения детей для профилактики и коррекции школьной дезадаптации Особенности адаптации первоклассников к школьным условиям
Комплексная программа психологического сопровождения детей для профилактики и коррекции школьной дезадаптации Особенности адаптации первоклассников к школьным условиям
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аминникова Н.С. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
|
|
§ 1. Пояснительная записка.
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы - предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведении и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся образовательных школ. Согласно данным выборочных исследований уже в начальных классах выявляется около 25 - 30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствия специальных коррегирующих программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и вторичным нарушениям психосоциального развития к различным формам отклоняющего поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Учитывая то, что к числу основных первичных внешних признаков школьной дезадаптации и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения, к категории детей с нарушениями школьной адаптации относят, прежде всего, детей с недостаточными способностями к обучению. И относят вполне правомерно, так как среди требований, которые предъявляют ребенку, в первую очередь выделяется необходимость успешно овладевать учебной деятельностью.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей у школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В работах советских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе - многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-ые годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Поэтому принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
-
личностная готовность;
-
интеллектуальная готовность ребенка к школе;
-
социально-психологическая готовность к школьному обучению.
В комплексную программу для профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся начальных классов входят следующие программы:
1. Программа для дошкольников: «Введение в школьную жизнь»
2. Программа для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять июньских встреч»
3. Мини-тренинг: «Сердце»
4. Программа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников
§ 2. Общий обзор целей составляющих частей программы
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»
(30 ЗАНЯТИЙ)
-
Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
-
Формирование школьной мотивации.
-
Формирование и развитие произвольной деятельности.
-
Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
-
Формирование и развитие планомерного и расчлененного восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенных форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания.
-
Формирование умения выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
-
Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
В цели так же входит непосредственная работа с родителями:
-
Психологическая подготовка родителей к школе.
-
Что надо делать родителям, чтобы облегчить детям начало школьного пути и предупредить возможные неудачи?
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ «ПЯТЬ ИЮНЬСКИХ ВСТРЕЧ»
(5 ЗАНЯТИЙ)
-
Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
-
Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
В цели так же входит непосредственная работа с родителями:
1. Психологическая подготовка родителей к школе.
-
Что надо делать родителям, чтобы облегчить детям начало школьного пути и предупредить возможные неудачи?
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
МИНИ - ТРЕНИНГА «СЕРДЦЕ»
(1 ЗАНЯТИЕ)
1. Снятие тревоги первых дней и месяцев.
2. Смягчение адаптации к школе, первому детскому коллективу.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
(10 ЗАНЯТИЙ)
1. Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослыми, осознать себя как личность.
2. Познакомить детей с правилами поведения на уроке.
3. Научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками.
4. Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
5. Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональное состояние.
6. Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.
7. Психологическая поддержка родительской готовности к началу обучения в школе.
§ 3. Тематический план занятий по программе психологических адаптационно-развивающих занятий для дошкольников посещающих детский сад «Введение в школьную жизнь»
номер
темы
название темы
кол-во
часов
1
«Я и школа»
1
2
«Правила поведения на уроке»
1
3
«Школьные правила»
1
4
Развитие психосоциальной зрелости
2
4.1. формирование произвольности в общении ребенка со взрослыми
1
4.2. формирование произвольности в общении ребенка со сверстниками
1
5
Развитие мелких мышц кисти и их координация
2
6
Развитие свойств центральной нервной системы: функциональная асимметрия больших полушарий
1
7
Развитие наглядно-образного мышления
2
8
Развитие речи
2
9
Развитие логического мышления
2
10
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве
2
10.1. отработка понятий «левый», «правый»
1
10.2. освоение пространственных отношений
1
11
Развитие внимания
10
11.1. увеличение объема внимания
2
11.2. увеличение уровня распределения внимания
2
11.3. усиление концентрации и устойчивости внимания
2
11.4. тренировка переключения внимания
2
11.5. тренировка распределения и избирательности внимания
2
12
Развитие памяти
2
12.1. развитие способности к воссозданию мысленных образов
2
13
Первичная диагностика готовности к школе
1
14
Экскурсия в школу
1
всего часов
30
§ 4. Обоснование выбора тем для работы по программе психологических адаптационно-развивающих занятий для дошкольников посещающих детский сад «Введение в школьную жизнь»
Первые три занятия рассчитаны на непосредственное введение дошкольников в правила жизни и режима школы.
Далее два занятия на формирование коммуникативных умений детей (общение со взрослыми и сверстниками). Основа произвольного общения со взрослыми заключается в понимании позиции взрослого и условности смысла его вопросов. Дети, имеющие низкий уровень общения со взрослыми затрудняются в принятии учебных задач. Общение ребенка со взрослыми является хотя и очень важным, но не единственным компонентом психологической готовности к школе. Общение и взаимодействие со сверстниками при соответствующем уровне его развития, во-первых, позволяет ребенку адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности; во-вторых, оказывается, что общение со сверстниками тесным образом связано с компонентом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебным действием дает возможность усваивать общий способ решения целого класса задач.
Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. С большими трудностями сталкиваются дети в процессе обучения письму. Поэтому необходим достаточно высокий уровень развития мелких мышц кисти и их координация.
Функциональная асимметрия больших полушарий определяет важные индивидуальные особенности мышления человека. У подавляющего большинства «праворуких» людей области коры головного мозга, управляющие движением ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии. Меньше встречаются «леворукие» и амбидекстры («обоерукие»). Врожденные предпосылки являются только исходными условиями, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Доказано, что у детей от 3 до 7 лет активнее работает правое полушарие и только с 10-ти летнего возраста - левое, причем коренной перелом начинается с овладения письменностью.
Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся к практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. Поэтому в семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой.
Развитие наглядно-образного мышления способствует развитию второй сигнальной системы и речи.
Развитие речи. В конце 6-го года ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Но дети с дефектами произношения звуков нередко имеют нарушения фонематического восприятия, которые затрудняют усвоение звукового анализа слов, необходимого для овладения грамотой.
Память - это общее свойство мозга. Без памяти не может происходить обучение, мышление. Существуют два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т. е. зазубривание, приводит к тому, что ребенок не может применить свои знания в жизни. При осмысленном запоминании ребенок усваивает гораздо больше информации и сознательно пользуется своей памятью в решении разнообразных жизненных задач.
§5. Тематический план социально-психологических занятий для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения «Пять июньских встреч»
номер темы
название темы
кол-во
часов
1
Правила поведения группы. Установление контакта.
1
2
Распознавание и регуляция своего состояния. Внимание к партнеру.
1
3
Сплочение детей в группе. Навыки взаимодействия.
1
4
Умение вступать в контакт. Групповое взаимодействие.
1
5
Повышение самоуважения. Самооценка. Социометрия.
1
всего часов
5
§6. Коммуникативный мини-тренинг «Сердце»
Первое сентября. Громкая музыка, цветы, незнакомые дети, взрослые, пустые коридоры школы, незнакомый класс. Сквозь радость и удивление первоклассников просвечивается тревога, испуг, чуткое ожидание того, что же будет. А тут еще беспокойство взрослых, их воспоминание о школьном детстве, серьезный настрой и уже угрозы. Ребенок теряется в этом противоречивом мире с его праздником, громкими приветствиями и строгим шепотом взрослых…
Одним из вариантов снятия тревоги первых дней и месяцев, смягчения адаптации к школе, к новому детскому коллективу может стать коммуникативный мини-тренинг «Сердце».
Единение и сплочение, слитые в образе-метафоре тренинга, продолжают потом жить в сердце ребенка и бережно хранят его в сутолоке школьных дней.
Материалы: Клей, маленькие сердечки, вырезанные из белой бумаги (по 2 на каждого ребенка), большое сердце из красной бумаги, мягкое сердечко из мягкой ткани с ватой внутри. У детей - цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения:
30 - 40 минут
Части тренинга:
- вступление
- знакомство
- беседа на тему центрального образа
- подарки всем
- единение в образе
- заключительное слово
- мои подарки
Условия проведения:
Дети сидят за партами - весь класс.
§7. Тематический план занятий по программе по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников «Я школьник»
номер
темы
название темы
кол-во
часов
1
Знакомство
1
2
Я и мое тело
1
3
Я и моя семья
1
4
Урок и перемена
1
5
Экскурсия по школе
1
6
1
7
1
8
Ученье - свет, а неученье - тьма
1
9
Когда всем весело, а одному грустно
1
10
Волшебные слова
1
всего часов
10
§8. Опробация программы на будущих первоклассниках
Таким образом, первоклассники полностью прошедшие все этапы программы, как видно из представленных данных, имеют более высокие показатели:
-
увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития произвольной сферы на 6%,
-
увеличилось количество школьно-зрелых учащихся на 41%,
-
в норме адаптированных детей увеличилось на 13%.
-
если у учащихся прошедших частично разработанную программу или не прошедших ее вовсе среди основных причин дезадаптации выступала на первом месте неготовность к школе, то у учащихся полностью прошедших программу основной причиной дезадаптации является недостаточная произвольность психических функций и исключена неготовность к школе.
§9. Выводы
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы и в частности перед психологом - создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социально - психологической готовности к школьному обучению
Анализ данных после проведения разработанной программы показал, что мероприятия предусмотренные программой возымели положительный эффект. Увеличилось количество учащихся в высоким уровнем подготовленности к школьному обучению. А это в свою очередь ведет к снижению уровня дезадаптации первоклассников, что выражается в успешном усвоении учебного материала, конструктивном общении со сверстниками и учителем, а следовательно и личностному и интеллектуальному и социальному развитию ребенка.
Но данные проведенного исследования наводят на постановку новых вопросов и поиску решений новых проблем. Если до проведения мероприятий разработанной программы основной причиной дезадаптации являлась неготовность к школе, то после - эта проблема снимается вовсе. Но на первое место выходит новая проблема дезадаптации - недостаточная произвольность психических функция. А это требует особого пристального внимания и поиска новых решений проблемы.
Следовательно, данная разработанная программа возымела свой положительный эффект, так как снизилось количество дезадаптированных первоклассников. Считаю, что цель, поставленная в начале работы - достигнута. И подталкивает на новые исследования, новые разработки, поиск новых путей преодоления школьной дезадаптации учащихся первых классов.
Список используемой литературы
-
Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. «Подготовка ребенка к школе», М., 1991 г.
-
Анисимова Т.Б. «Ваш ребенок идет в школу», Ростов-на-Дону, 2005 г.
-
Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика», М., 1991 г.
-
Венгер Л.А. «Психологическая готовность детей к школьному обучению», М., 1985 г.
-
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста», М., 1988 г.
-
Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М., 1991 г.
-
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», журнал «Начальная школа» №7 - 1996 г.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология», М. 2005 г.
-
Немов Р.С. «Психология», М. 1998 г.
-
«Рабочая книга школьного психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991 г.
-
«Психологический словарь», под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, М.,
1997 г.
-
Чистякова М. И. «Психодиагностика», М., 1990 г.
-
«Школа и психическое здоровье учащихся», под ред. С. М. Громбаха, М., 1998 г.