Система работы педагога по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы педагога по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.


А.П. Пампареу, педагог- психолог ОГАОУ «Центр образования «Ступени».

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.

Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса педагогов и психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований.

Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них 80%- это дети с ограниченными возможностями здоровья. Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Гуманистическая позиция педагога предполагает не только исправление того или иного нарушения, но и создание условий для формирования личности в целом. Успех психолого- педагогического сопровождения во многом зависит от педагогического мастерства учителя, целенаправленной и организованной работы, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально - личностном развитии.

Развитие эмоций учащихся данной категории в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в социуме, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.

Все эти особенности развития эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья говорят о том, что необходима постоянная глубоко продуманная система работы по коррекции данной сферы личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы организуется с учетом диагностических данных - уровня психологической комфортности обучения, школьной тревожности и страхов, самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений в семье и эмоциональное благополучие ребенка в семье.

Учащиеся с особыми образовательными потребностями являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, направленные на:

-формирование умения адекватно принимать самого себя и других;

-формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирование личностной рефлексии;

-коррекцию проблем в эмоциональной сфере, произвольной регуляции поведения.

Проведение коррекционно -развивающей работы является специфической и очень важной задачей, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов. Коррекционная работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, пронизывает всю систему деятельности учреждения.

Комплексная работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие эмоциональной сферы и личности ребенка в целом.

Основанием для проведения коррекции и развития эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложных видов психической деятельности.

Как уже говорилось выше, дети с особыми образовательными потребностями являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт-терапия. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: формированию представлений о себе; изучению и выражению своих чувств и эмоций; формированию позитивного самовосприятия; развитию коммуникативных навыков; эмоциональному сближению; снятию психоэмоционального напряжения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка - можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Одним из ведущих методов обучения учащихся с особыми образовательными потребностями является дидактическая игра. Элементы занимательности на уроке вызывают богатое своими последствиями чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности.

Для предупреждения появления утомления, спада настроения, напряжения на уроках можно использовать занимательные при использовании аутогенного воздействия физкультминутки. Учащимся обязательно надо давать отдохнуть, расслабиться. Для этого я включаю релаксацию под запись пения птиц, шум моря, шелест листьев, воды и т.д. Например, предлагаю ребенку лечь на парту и закрыть голову руками, ровным спокойным голосом произношу: « Я лежу на песке на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут облака, поют птицы, свежий ветер приятно дует мне в лицо…»

Очень важно эмоциональное проведение урока. Богатый интонациями голос педагога действует положительно на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций. При всех обстоятельствах он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства учителя, от его выдержки, терпения, умения во всем похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, напряжение, негативные поведенческие реакции, тревожность на уроках можно использовать специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся и развития эмоций. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока: разговорная минутка, разминки-хитринки, поэтическая минутка, эмоциональная зарядка, двигательная минутка.

Большую роль на развитие личности школьника с ОВЗ, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции. В коллективе складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Умелое формирование коррекции личностных отношений в коллективе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Ведущую роль в формировании эмоций и чувств ребенка данной категории играет процесс формирования положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений - все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи.

Таким образом, формирование эмоций - одно из важнейших условий становления личности человека и учитывая незрелость развития эмоциональной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями, средства коррекционно- развивающей работы в области эмоциональной сферы способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности ребенка в целом, так как это необходимо для их дальнейшей жизни.

Все используемые упражнения и задания направлены на формирование эмоциональной стабильности учащихся, т.е. помогают учащимся прожить определенное эмоциональное состояние, повышают эмоциональную устойчивость детей. Естественно, что каждый урок, каждое задание и упражнение может рассматриваться только как компонент системной работы с учащимися по коррекции и развитию эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закончить свою статью хочется словами В.А.Сухомлинского: «Мозг человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного уважения к человеческой личности. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».

Литература:

  1. Петрова В.Г., Белякова И.В.,. Кто они, дети с отклонениями в развитии? /-М.: Флинта: Московский психолого- социальный иститут, 1998.

  2. Гордеева О.В., Развитие языка эмоций у детей/ Вопросы психологии, 1995, № 2.

  3. Валлон А., Психическое развитие ребенка. / СПб.: Питер, 2001.

  4. Ильин Е.П., Эмоции и чувства. / СПб.: Питер, 2002.

  5. Шевченко С. Г,. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты./ М., 2001.

  6. Чистякова, М.И., Психогимнастика.: метод. пособие / М.И.Чистякова. - М.: Просвещение, - 1995.

© 2010-2022