Технологическая карта урока психологии на тему: Дружба

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Оссорская средняя общеобразовательная школа»





Технологическая карта урока психологии

«Дружба»

Для 4 класса





Составлено педагогом-психологом

Казагашевой Ольгой Олеговной





п. Оссора

2015 год



Технологическая карта урока


1. Общая часть

Предмет

Психология

Класс

4

Тема урока

Дружба

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

формирование представления о дружбе и позитивном отношении к людям

Цель урока

Формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи

1.Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной позиции и жизненных ценностей

2. Формировать приемы и способы конструктивной, коммуникативной и познавательной видов деятельности

3. Развивать умение работать в коллективе.

Методы

  1. Проблемно-поисковый

  2. Словесный

  3. Наглядно-иллюстративный

  4. Проблемный диалог

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления плакатов.

Ресурсы (информационные, литературные и др), используемые на уроке

  • Презентация «Дружба»

  • Притча «О дружбе»;

  • карточки-смайлы для распределения на 2 группы;

  • тест «Хороший ли ты друг?»;

  • плакат-объявление «Ищу друга»;

  • стикеры цветные;

  • стихотворение «Первый друг»;

  • плакат «Модель настоящего друга»;

  • Карточки со словами - понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность;

  • Блокнот "Карманное пособие для Друга"

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Учитель. Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас видеть, а сейчас я попрошу вас встать в круг и поприветствовать друг друга необычным образом. Мы с вами выполним упражнение: «Имя и движение», для этого нам необходимо назвать свое имя и затем движение-приветствие, и так начну я, а вы продолжите. (Дети поочередно выполняют) Молодцы!!!

Обращаю ваше внимание, что на парте разложены смайлики, выберите тот, который вам больше всего понравился.

А теперь те, кто выбрал смайлик вот такой (демонстрируется учащимся) присаживаются за этот стол, ваша группа будет называться «Весельчаки», а кто выбрал следующие смайлики (демонстрируется учащимся) присаживаются за другой стол, ваша группа будет называться «Озорники».

Сегодня на уроке у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора Вам подскажет песня (играет песня «Настоящий друг»). (Слайд 1)

- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (Ответы детей.)

- Правильно мы сегодня поговорим о дружбе! Узнаем, что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций?(Слайд 2)

- Дружба - это дар, данный человеку, поэтому каждый из нас должен ценить истинных друзей, но и сам стать хорошим другом.(Слайд 3)

-Ребята, а по вашему мнению, что означает слово «Дружба»? (Ответы детей.)

-Вспомните пословицы и поговорки о дружбе, чему они нас с вами учат? (Ответы детей.)

- Спасибо.

Личностные УУД: умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей Активизация деятельности на работу

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут
















Учитель: - Ребята нам надо узнать, когда же появился «Первый друг», а для этого мы отправимся в прошлое. (Зачитывается стихотворение «Первый друг», предварительно одному из учащихся дается задание)

- Человеку всегда были нужны друзья, сейчас я хочу вас познакомить с одной очень старой и мудрой притчей: (Чтение и обсуждение притчи о дружбе.):

«Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.»

- О чем эта притча, чему она учит нас? (Ответы детей.)

- Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

- Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Индивидуальное задание: на парте у каждого лежит тест. Учащиеся должны ответить на 4 вопроса.

- Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

- Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом - это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем, попрошу вас встать, так чтоб вокруг было достаточно места, а теперь повторяем за мной:

- Буквой «Л» расставим ноги

Словно в пляске - руки в боки

Наклонились влево-вправо

А теперь вперед - назад

Снова влево-вправо

Получается на славу

Молодцы!!!

- Игра «Ищу друга!» (Раздаются цветные стикеры) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как " пазлы". Например: (Слайд 4)

  • "Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга"

  • "Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу"

  • "Ищу друга, с которым можно ходить в походы".

- Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах - о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатках. (Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений) (На доске плакат " Доска объявлений - Ищу друга".)

- Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства - уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

Коммуникативные УУД: форма индивидуальной рефлексии, работа в малой группе.

Познавательные УУД:

общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные УУД:

«Осознание собственных ценностей».









Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».


Личностные УУД: «Распознавание собственных достоинств и недостатков» - индивидуальная работа.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

- Упражнение «Модель настоящего друга»: Я предлагаю каждой группе выбрать двоих человек - это будут наши социологи. (Выбираются 2 человека от каждой группы. Они работают за отдельным столом. На плакате «Модель настоящего друга», который разбит на 2 столбика - Настоящий друг и Лже-друг, необходимо прикрепить соответственно качества которые характеризуют друга и лже-друга)

- Их задача заключается в составлении «Модели настоящего друга» при помощи заранее заданных наборов качеств, они будут работать пока отдельно, а затем представят нам результат своего труда.

- А тем временем мы с вами выполним задание на решение проблемных ситуаций (2 карточки для каждой группы):

- Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться их правильно и без конфликта решать.

- Расскажите, как вы разрешили те ситуации, которые представлены у вас на карточках. (ответы детей.)

- Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.

Коммуникативные УУД: индивидуальная и групповая работа.



Личностные УУД:

Морально-нравственная оценка и анализ ситуаций

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

-Сейчас наши социологи представят вам результат своей работы - это «Модель настоящего друга». (Обсуждение качеств, присущих настоящему другу, а затем качеств, которые необходимо «изживать» в себе, обоснование своей точки зрения)

- Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества.

- А вы знаете, что английские психологи изучали правила дружбы у разных народов из разных стран, оказалось, что, несмотря на все различия (цвет кожи, воспитание, язык и др) есть много общего в том, что люди считают дружбой. Они вывели 10 законов дружбы. (Слайд 5)

- Какие законы вам кажутся легко выполняемыми?

- Какие трудноватыми?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные УУД: Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению

Этап 5. Подведение итогов.

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут


- «Карманное пособие для друга»- блокнотик с высказываниями. (Выдается в подарок ребятам).

"Если хочешь иметь друга - будь им!"
"У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое". "Юмор - кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием".
"Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего два товарища - слева и справа". "Выполняя долг дружбы - оставайся свободным!" Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие? Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.

- Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

-Ребята, а теперь прикрепите свои смайлики на доску в один из трех столбцов:

1столбик - кому занятие понравилось, и он многое сегодня понял для себя

2 столбик - кому понравилось, но мало что приобрел для себя

3 столбик - кому было не интересно и ничего не понятно.(Дети подходят к доске и крепят магнитами свои смайлики в один из столбцов.)

-Молодцы!! Благодарю за активное участие!!!

Коммуникативные УУД: умеют договариваться и приходить к общему решению.

Личностные УУД: анализ собственной деятельности на уроке




Материал к уроку

Притча о дружбе.

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Стихотворение «Первый друг»:

Когда еще никто не знал ни слова

Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык.

И корчить рожи, что одно и тоже.

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих!

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Тест "Хороший ли ты друг"

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать

© 2010-2022