Программа Коррекция страхов младших школьников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сектор образовательных учреждений службы управления персоналом ВСЖД - филиала ОАО «РЖД»


частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат № 26 среднего общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги"


Рассмотрена Согласована Утверждена

на заседании МО зам. директора по УР приказ №

протокол № Миронова Н.М.______ от «___» ___ 2015 г.

от «___» ___ 2015 г. Директор школы:

Руководитель МО Белавенцев И.В.________ Осипова Н.П._______




Коррекция страхов младших школьников




программу составил (а):

Осипова Наталья Павловна

ФИО полностью

педагог-психолог высшей квалификационной категории_

должность

школы - интерната № 26 ОАО «РЖД»

место работы





Нижнеудинск, 2015

Содержание



Пояснительная записка 3

Содержание программы 6

Литература 10










Пояснительная записка


Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль и т.п. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая, как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. С такими детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу. Данная разработка составлена на основе известных приемов коррекции детских страхов, но в нее внесены некоторые изменения, полученные в процессе личной практической работы автора с детьми. Программа апробирована в течение 5 лет и доказала свою высокую эффективность.

Цель программы - преодоление детских страхов.

Задачи программы:

  1. Снизить тревожность.

  2. Актуализировать чувство страха.

  3. Повысить психический тонус ребёнка.

  4. Осуществить контроль над объектом страха.

  5. Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;

  • снижение тревожности;

  • снижение количества страхов;

  • улучшение взаимоотношений «родитель - ребёнок».

Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что наиболее результативными в работе с детскими страхами оказываются методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, поскольку детям дошкольного и младшего школьного возраста присуще стремление к рисованию.

Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Отсутствие интереса к рисованию обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений. Рисование, как игра, не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.

Данная программа эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего, тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, сказочных персонажей и т.п. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения.

Форма проведения: индивидуальные занятия.

Периодичность занятий: 1 - 2 раза в неделю.

Продолжительность каждого занятия: примерно 30 минут.

Поскольку часто наличие детских страхов связано с наличием страхов у родителей, неблагоприятной семейной обстановкой, неправильным стилем семейного воспитания, было бы неправильно изолировать родителей от решения этой проблемы. Поэтому в процессе консультирования родителям даются следующие рекомендации:

  1. Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей.

  2. Быть последовательными в своих действиях, не запрещать без видимых причин ребенку то, что разрешалось ранее.

  3. Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже маленьких успехов похвалить.

  4. Принимать и любить ребенка безусловно.

  5. Чаще использовать телесный контакт.

  6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, не показывать своих страхов и тревоги.

  7. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что.

Содержание программы

1 занятие - диагностическое.

  1. Беседа с ребенком, направленная на установление контакта.

  2. Методика А.И.Захарова в модификации М.Панфиловой «Страхи в домиках». Ребенку предлагается рисунок черного и красного домиков и инструкция: «В эти домики надо расселить страхи. В черном будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри домиков».

Ты боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются невидимки, скелеты, Черная рука, Пиковая дама и т.п.)

10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

3. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ - выбросить или потерять. Воображаемый ключ мы торжественно «выкидываем» за дверь или в окно. Тем самым мы немного успокаиваем актуализированные страхи. Подсчитав страхи в черном доме, мы соотносим их с возрастными нормами.

Возраст ребенка

Число страхов

мальчики

девочки

3 года

9

7

4 года

7

9

5 лет

8

11

6 лет

9

11

7 дошкольники

9

12

7 школьники

6

9

8 лет

6

9

9 лет

7

10

10 лет

7

10

11 лет

8

11

12 лет

7

8

13 лет

8

9

14 лет

6

9

15 лет

6

7

2 и последующие занятия - коррекционные.

  1. Беседа (актуализация эмоции страха):

- Каждому человеку - и взрослому, и ребенку - иногда бывает страшно. Закрой глаза и вспомни ситуацию, когда тебе было страшно. Придумай этому название. Открой глаза. Расскажи о своих чувствах. (Нельзя принуждать ребенка, если он отказывается говорить; можно работать в паре, рассказывая друг другу самые страшные истории из своей жизни). Нужно обязательно сказать ребенку, что чего-то бояться - это нормально. Но иногда страх мешает нам жить и хочется от него избавиться. «Ты бы хотел перестать бояться?»

  1. Рисование страха.

Инструкция: «Нарисуй свой самый большой, страшный страх». Если ребенок отказывается, не нужно настаивать. Пусть нарисует любой страх. После прорисовывания страха - небольшая беседа на тему этого страха. «А что ты можешь сделать с этим страхом, чтобы он исчез? Как его можно уничтожить?». Ребенок сам предлагает способы уничтожения страха, можно ему подсказать, если он испытывает затруднения (разорвать, сжечь, утопить в воде, выпустить с воздушным шариком). Уничтожение рисунка со страхом сопровождается терапевтическими фразами психолога. На одно занятие достаточно одного «уничтожения страха».

Другие варианты - рисунок страха можно преобразовать, сделать его нестрашным, как-то украсить; можно изобразить себя рядом со страхом не боящимся, победившим страх.

Таким образом проводятся столько занятий, сколько требуется для избавления от большинства страхов.

Завершающее занятие («Дерево счастья» или «Домик радости»)

«Дерево счастья»

  1. Рисуются два страха на отдельных листах, либо сохраняются два рисунка с предыдущих занятий.

  2. Из одного склеивается внутрь рисунком ствол дерева и украшается всевозможными «радостями», веселыми рисунками (солнышками, смайликами, бантиками, сердечками). Верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 2 см. от верха. Бахрома должна быть крупной - в дальнейшем к ней будут крепиться листочки Дерева счастья.

  3. Из второго рисунка со страхом вырезаются листочки, которые так же расписываются «радостями». Листочки крепятся к бахроме ствола.

«Домик радости»

  1. Для изготовления домика нужно три листочка со страхами.

  2. Каждый листочек делится на 4 части. Листочки накручивается на карандаш или ручку страхами внутрь и склеивается скотчем. Получаются бревнышки.

  3. Складываем их домиком и крепим друг к другу с помощью двустороннего скотча. Делаем крышу.

  4. Также расписываем домик «радостями».

Так получается замечательная композиция - дерево счастья и домик, которые позволяют быстро избавить ребенка от страхов и тревог. Как показывает практика для достижения желаемого результата вполне достаточно и одного дерева или одного домика. Тем более, что за одно занятие сделать всю композицию слишком утомительно. Хочется отметить, что в процессе работы многие дети сами придумывают способы, как можно уничтожить страх или сделать его нестрашным. В моем случае это было, например, утопить страх и изготовить домик, в котором могут жить страхи и превращаться в «нестрахи», радости.




Литература


  1. Болсуновская Н. Настины приемы, Школьный психолог, № 4, 2005

  2. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха - С-Пб: Гиппократ, 1995

  3. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? - С-Пб.: Речь, 2008

  4. Панфилова М. Страхи в домиках, Школьный психолог, № 8, 1999

  5. Стишенок И. «Трудный ребенок», - Библиотечка «Первого сентября», выпуск 32, М.: Чистые пруды, 2010



© 2010-2022