Семинар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Семинар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Семинар-практикум для педагогов.

ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. (Выступление педагога-психолога)

Добрый день, Уважаемые коллеги! Для того чтобы наш семинар был эффективным и полезным, для этого конечно же необходимо желание работать и хорошее настроение.

Предлагаю нашим девизом сегодня взять слова Конфуция: «Скажите мне - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте возможность обговорить - и я пойму, дайте возможность научить - и я достигну совершенства».

  1. Перед тем, как перейти к вопросу нашего семинара, я предлагаю вам взять участие в экспресс-опросе и закончить такие утверждения.

В моем классе больше всего ценится...

Для развития способностей моих воспитанников необходимо...

Чтобы достичь успеха в работе с классом, необходимо...

Классный руководитель нужен для того, чтобы...

(Результаты опроса анализируются и обсуждаются).

  1. Информационный блок. Методы исследования классного коллектива в работе классного руководителя.

Чтобы воспитательная работа стала эффективной, классный руководитель должен хорошо знать и понимать своих воспитанников, следить за их развитием, видеть проблемы в воспитательном процессе. Многие педагоги думают, что они и так знают детей, без особенных методик могут дать характеристику любому ученику, группе. Однако для профессионального подхода в воспитании нужны специальные диагностические методы.

Общие методы изучения коллектива и личности.

  • Информационно-констатационный

  • Анкета

  • Интервью

  • Беседа

  • Оценочные

  • Независимые перекрестные характеристики

• Экспертные оценки
• Самооценка


  • Производительные

• Опросники тестов

• Проективные методики


  • Действенно-поведенческие

  • Наблюдение

  • Социометрия

  • Анализ взаимодействия, конфликтных ситуаций.

  1. Работа в группах. Сейчас, чтобы закрепить эту информацию, давайте разделимся на три группы по тем символам своего настроения, которые вы выбрали (звездочки, сердечки, солнышки).

Каждой группе я даю рассмотреть один из методов (приложение 1). Ваша задача обсудить и рассказать о своем методе. Делаем анализ проделанной работы.

Хорошо, сейчас мы с вами прослушали информацию об основных методах, такие как метод наблюдения, метод анкетирования, и метод беседы, которые используют при изучении коллектива, а также и личности.

  1. Информационный блок. В исследовании классного коллектива применяют еще метод социометрия, так называемый социометрический метод.

Социометрия - метод, что позволяет подать количественно, графически структуру межличностных отношений в ученическом коллективе. Этот метод применяют для исследования межличностных отношений с целью их улучшения.

Вопросы социометричной анкеты содержат так называемый социометричний критерий, который дает возможность более точно выяснить взаимоотношения в классе. Вербально его формулируют так: «Кого бы из членов Вашего класса Вы пригласили на день рождения (позитивная часть критерия), а кого бы нет?» (отрицательная часть критерия).

За социометрическими критериями можно определять понимание человеком закономерностей относительно взаимоотношений в группе, виденье ею процессов общения между участниками этой группы.

В процессе социометрического исследования составляют социограмму. Социограмма наглядно отображает взаимные симпатии и антипатии, наличие социометрических «звезд» (лиц, которых избирают большинство опрашиваемых), «изолированных» (лиц, от которых отворачиваются) и промежуточные звенья между этими полюсами. Она дает возможность увидеть структуру взаимоотношений в группе.

Показ таблицы, социограммы, диаграммы. (Приложение 2).

  1. Упражнение «Бочка идей». Педагоги делятся своим опытом работы: - какие применяют методы исследования классного коллектива, в своей работе; - какие методы считают эффективными; - какие методы можете предложить;

- что необходимо в работе с классным коллективом;

- помогают ли в работе общие методы исследования классного коллектива и т.д.

Каждый участник семинара записывает свои мысли на стикере, после чего его помещают на плакат «бочка идей". (Приложение 3).

Изучение школьников - процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и многообразной деятельности своих воспитанников, но и на, те смены, которые происходят в их развитии. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учеников и глубоко анализировал их.


  1. Подведение итогов работы семинара. Прощание. Обратная связь. Упражнение «Незаконченные предложения... »

Я узнал (а), что...

Я был (а) удивлена тем, что...

Мне понравилось...

Я был (а) разочарован (а) тем, что...






Приложение 1

Метод беседы.

Метод беседы - гибче, чем опрос, способ изучения учеников. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае предварительно сформулированные вопросы ставят воспитаннику в определенной последовательности, чтобы легче было прорабатывать ответы. Свободная беседа позволяет получать более точные и развернутые сведения о личности ученика и его отношения с ровесниками. Психологи рекомендуют ставить ученику открытые вопросы (на которые нельзя ответить «да» или «нет»), что стимулируют ребенка рассказывать о себе больше. Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной! Следует избегать наставлений, внимательно слушать ребенка, он должен чувствовать, что педагог искренне интересуется ее жизнью, проблемами. Результаты такой беседы в короткой форме следует записывать.


Методы педагогического наблюдения.

Методы педагогического наблюдения - самый доступный способ получения информации о ситуации развития классного коллектива. Наблюдение включает у себя сбор, описание фактов, случаев, ситуаций, особенностей поведения воспитанников. Эта методика нуждается в определении цели, объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность классному руководителю видеть учеников в их обычной социальной ситуации взаимодействия.

Метод анкетирования.

Метод анкетирования - как и другие опрашивающие методы, дает разные сведения о ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты открыты и закрыты. Анкетирование позволяет быстро собрать много сведений, которые легко прорабатывать. Но анкеты имеют ряд существенных недостатков, среди которых - неискренность ответов учеников (социальная желательность).












Приложение 2

Социометрия


  • Социоматрица класса


ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Абрамова Н.

+

+

+

-

+

-

-

2




3




4

….




5





6





7





8





9





10

+

+

+

-

+

-

-

11





12





13





14


-

-

-

-

-


15





Σ +




Σ -




Σ









  • Социограмма класса






Семинар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВАСеминар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА


  • Социометрическая карта класса

Социометрический статус

кол-во детей

Лидеры


    Приближённые


      Принимаемые


        Отвергаемые


          Диады


            Триады


              Ведущая группировка


              • Выводы и рекомендации :



              Приложение 3

              Семинар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

              © 2010-2022