- Преподавателю
- Школьному психологу
- Формирование коммуникативных УУД обучающихся средствами игровой деятельности
Формирование коммуникативных УУД обучающихся средствами игровой деятельности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулакова Н.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование коммуникативных УУД обучающихся
средствами игровой деятельности.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - разучить думать самостоятельно.
А. Дистервег
В настоящее время произошли изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЙСТВИЙ
Коммуникация как взаимодействие
коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности
Коммуникация как
кооперация
содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели
Коммуникация как интериоризация
коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии
Существует великое многообразие различных форм и видов работы по формированию коммуникативных УУД. Вот только некоторые из них:
-
игры
-
работа в парах
-
групповая работа.
Групповая работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности:
1) Дети распределяют роли.
2) Определяют функции каждого члена группы.
3) Планируют деятельность.
На самых первых этапах групповой работы разрабатываются правила.
-
Работать должен каждый на общий результат.
-
В группе должен быть ответственный.
-
Своё несогласие высказывай вежливо.
-
Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
-
Один говорит, другие слушают.
-
Если не понял, переспроси.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
-
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
-
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
-
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
-
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-
позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование различных игр и упражнений.