Конспект Здоровье учащихся (5-8 класс)

Результаты нашего мониторинга здоровья детей и подростков показали, что ситуация, сложившаяся за последнее десятилетие желает быть лучше. Выросло число хронических заболеваний среди детей дошкольного возраста, что в свою очередь создает предпосылки для более детального изучения ситуации и разработки системного подхода к процессу сохранения и укрепления здоровья детей. Коллектив школы ведет целенаправленную работу по профилактике и снижению детской заболеваемости. Программа работы составлялась на...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитаем детей здоровыми

И.П. Ходзинская

социальный педагог

КГУ «Степная средняя школа»

«Здоровье, жизни цвет и сладость»

(А.С. Пушкин)

… Прозвенит последний школьный звонок. Отзвучит последний школьный вальс… Вчерашние мальчишки и девчонки станут юношами и девушками, вступающими в самостоятельную жизнь.

На протяжении всех одиннадцати лет школа давала своим воспитанникам знания, учила думать, жить в коллективе, готовила к трудовой жизни. И как свидетельство уровня знаний, зрелости ума, настойчивости, трудолюбия, любознательности каждому, окончившему среднюю школу, выдается аттестат зрелости.

Но и школа, и общество в целом заинтересованы не только в том, чтобы каждый молодой человек, вступающий в жизнь, обладал определенным запасом знаний, умений и т.д., но и в том, чтобы каждый молодой человек обладал запасом отличного здоровья, необходимого ему для полноценной трудовой и творческой жизни.

Хорошее здоровье, к сожалению, дается далеко не всем людям от рождения. Но и те, у кого оно слабое, и те, у кого оно хорошее с малых лет, должны укреплять его, сохранять на долгие годы, не позволять внешним обстоятельствам, дурным привычкам, болезням подорвать здоровье и даже лишиться его. Огромная роль здесь принадлежит родителям, которые буквально с первых дней, ухаживая за младенцем, воспитывая его, целенаправленно укрепляя и развивая организм малыша, закладывает фундамент его будущего здоровья.

Правильно ли действовали родители на протяжении семи лет, показывает школа. Ведь именно школа буквально с первых дней обучения ребенка выявляет все педагогические промахи семьи, а также все слабые стороны растущего организма, которые раньше не давали о себе знать.

До школы основным видом деятельности ребенка была игра. Теперь ее место занимает учебная деятельность, предъявляющая более высокие требования к детскому организму, который в этот период подвергается значительной перестройке: увеличивается масса мозга, усложняется его структура, изменяется суставы, мышцы, кисть руки привыкает к сложной и тонкой работе-письму, скелет и мышцы туловища приспосабливаются к сохранению определенной статичной позы в течение довольно длительного времени.

И хотя программа начальных классов соответствует возможностям семилеток, тем не менее, ребенку необходимо какое-то время, чтобы приспособиться к новым для него требованиям и условиям. И не всегда перестройка организма, как физиологическая, так и психологическая, вхождение первоклассника в новый, заданный школьный ритм проходят легко - дети жалуются на общее недомогание, на головную боль, усталость, капризничают без всякой видимой причины. Естественно, что в таком состоянии ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, сконцентрировать свое внимание при выполнении заданий. В результате - низкая успеваемость, чувство неудовлетворенности, неуверенности в своих силах. В этом случае страдает не только нервная система, но и другие системы организма. Практически все дети адаптируются в школе. Но те из них, которые были подготовлены в семье к новой деятельности - теперь для них самой важной, - с наименьшими потерями для себя включаются в школьную жизнь.

К шести - семи годам ребенок психологически должен быть готов к обучению, т.е., у него должно быть сформировано желание учиться, развита любознательность, живость мысли, умение внимательно слушать учителя и понимать его объяснения. Залогом же успешного усвоения школьного курса является хорошее здоровье. Несомненно, что физически крепкому ребенку значительно легче привыкнуть к школьному режиму, справиться со всевозможными нагрузками не только в первые годы, но и на протяжении всех одиннадцати школьных лет.

Наше общество наряду с другими задачами ставит перед человеком и задачу воспитания нового отношения к самому себе, к гармоническому развитию своих физических и психических возможностей, наконец, к своему здоровью.

И здесь на помощь человеку приходят знания о резервах своего организма, о том как эти резервы использовать, развивать, совершенствовать.

Но для того, чтобы вырастить и воспитать здорового ребенка, в каждой семье прежде всего необходимо выработать систему мер по укреплению и сохранению здоровья, которая должна строиться на определенном отношении родителей к организму и здоровью человека. Основа этой системы - соблюдение режима дна, рациональное питание, закалка и тренинг организма с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, вера в силы и возможностей организма. Понимание же родителями физиологического смысла, заложенного в практических советах, мерах и рекомендациях, даваемых учеными, поможет осмысленно подойти к их реализации, а настойчивость и упорство в желании вырастить детей - здоровыми - непременный залог успеха.

Однако поставим вопрос, который на первый взгляд может показаться неожиданным: а что же такое здоровье? Ведь если мы стремимся, к тому чтобы быть здоровыми, то важно понять что характеризует организм здорового человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения эта формулировка дана в общем виде: «Здоровье есть состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

В самом организме человека заложены потенциальные силы для борьбы с болезнью. Но иногда эти силы не используются самим организмом на полную мощность, они как бы спят. Происходит это потому, что человек не тренирует их, не заставляет из «работать» на себя, на свое здоровье.

Невольно встает вопрос: а почему это случается? И тут приходиться обратиться к семье. Именно здесь впервые ребенок учится понимать, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. И именно здесь, как это не горько сознавать, педагогические ошибки, неправильное поведение родителей оборачиваются в скором времени нездоровьем для ребенка.

Конечно, не легко признавать свои ошибки, тем более ошибки, которые способствовали возникновению и развитию той или иной болезни у собственного ребенка. И первое, что надо сделать родителям, - это выработать разумное отношение к своему организму, здоровью, привить ребенку определенные санитарно-гигиенические навыки, любовь к физической культуре, спорту, научить вести правильный образ жизни. Все это будет «работать» на благо человека.

И было бы совсем не плохо, если бы выпускник средней школы получал по ее окончании не одно, а два свидетельства, одно из которых - аттестат здоровья, рассказывающий о состоянии здоровья молодого человека, вступающего в жизнь, о возможностях его организма, о сопротивляемости его различным инфекциям, о готовности организма мобилизовать все силы на борьбу с болезнью, о тренированности и выносливости организма.

Аттестат здоровья - это прежде всего определенное, реализованная в жизнь система воспитания ребенка с учетом индивидуальных возможностей и особенностей его организма. Это определенный минимум знаний об организме человека (как для взрослых - родителей, учителей, так и для детей). Это культура отношения к самому себе, человеческому организму. Это привычка работать над собой, своим характером, волей.


© 2010-2022