- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья о проблеме суицида в Казахстане
Статья о проблеме суицида в Казахстане
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чагатаев Т.У. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Что делать?
Казахстан входит в двадцатку стран мира с самым высоким уровнем суицида среди населения, и занимает 10-е место. Об этом сообщила директор Научно-исследовательского центра «Молодежь» Жанар Буканова на расширенном заседании комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК.
По данным ЮНИСЕФ и ВОЗ в 2012-2013 годах Казахстан занял второе место по числу смертей из-за суицида среди юношей и первое место по числу смертей от суицида среди девушек. По числу суицидов среди юношей и девушек 10-14 лет Казахстан занимает первое место.
Суицид среди подростков и молодежи на сегодняшний день для нашей страны острая и сложная проблема.
Прочитав, данное заявление не кто не задал вопрос, а что же сделано и делается, чтобы предотвратить данный рост.
А проблема серьезная для Казахстана. И одна из проблем это современные достижения в области интернета и телевидения, где насаждают любые идеи. Телевизионные программы насыщены фильмами, в которых присутствует много насилия и смерти. Отсутствие цензуры играет здесь отрицательную роль. Если раньше все произведения, появляющиеся на полках книжных магазинов и попадающие в программу телевизионных передач, проходили строгий ценз, то сейчас этого нет. При этом сами родители не обладают достаточной культурой потребления СМИ и интернета. Они и понятия не имеют, что может увидеть их ребенок в просторах сети. Сами они потребляли лишь ограниченную свободу информации, да и не было столько возможностей для проникновения суицидальных мыслей в широкие массы.
Сейчас же даже в таком популярнейшем фильме как «Гарри Поттер» затронута идея самопожертвования и возрождения через смерть, которая особенно ярко показана в последней части. А мультфильмы и сериалы, созданные в этом жанре, всегда отличались особыми сюжетами смерти и насилия. Смерть рассматривается как протест, а самоубийство как способ противопоставить себя миру, в котором человек не может достигнуть понимания. Насилие отражается как обыденность, и суицидальное поведение носит подражательный характер. Механизм прост и понятен: подростки пытаются стать такими же, как их кумиры, во всем им подражать, включая и способ ухода из жизни. Давно замечено, что после смерти знаменитых культовых музыкантов повсеместно происходили массовые самоубийства подростков, после смерти Игоря Сорина «Иванушки Интернейшнл» прокатилась целая волна прыжков с крыш среди юных девушек в возрасте от 12 до 18 лет, прославившегося исполнением песни «Тучи».
Тенденция к суицидальному поведению массово пропагандируется в песнях и клипах многих знаменитых исполнителей, имеющих огромные толпы поклонников. В клипах исполнителей периодически мелькают бинты на руках, бритвы, вскрытые вены, в текстах мелькают фразы, смысл которых сводится «я не могу жить без тебя», что находит благодатную почву у подростков, страдающих от неразделенной любви.
Привлекает внимание к теме суицида подростков, каждый случай которого в последнее время широко освещается в интернете, и провоцирует молодое поколение на попытки самоубийства. Ещё в семидесятых годах в психологии появился термин «синдром Вертера». После публикаций о самоубийстве подростка, получивших широкий резонанс в прессе, в течение следующей недели происходит новая волна суицидов среди молодежи. Доказана и зависимость между количеством упоминаний о первом случае самоубийства и числом суицидов, последующих вслед за ними. Среди подростков это воспринимается как возможность стать героем, прославится на всю страну, быть в центре внимания. Подумать только, о нем пройдет волна сообщений по новостным лентам в интернете. И самое печальное, что в таком возрасте ещё нет полного осознания, что смерть необратима. Что вернуться в этом мир уже не удастся, как и насладиться произведенным эффектом. Дети не сталкивались со смертью и не понимают того, что делают. В отличии, например, от нашего поколения, воспитанного в духе жизнелюбия. Сейчас, перед подростком есть картинка из игры, где у героя несколько жизней.
В советское время не зря существовал запрет на публикации и репортажи о самоубийствах. Особенно подростковых. Те, кто сформировал это табу, прекрасно были осведомлены о «синдроме Вертера» и понимали его последствия. Так или иначе, подростки проводят огромное количество времени перед телевизором и монитором, так что приходится констатировать неприятный факт: массовая культура воспитывает больше, чем родители.
В ребенке с малых лет нужно закладывать стержень, воспитывать в нем личность, развивать интерес и поддерживать его желания заниматься тем или иным делом. Когда подросток по-настоящему увлечен своим делом, когда у него появляются друзья, разделяющие его интересы и говорящие с ним на одном языке, он не потеряет вкус к жизни, т.к. он всегда будет ставить перед собой планы и задачи, которые нужно реализовать.
Родители и сами могут стать хорошим примером для своего ребенка. Не унывать, проявлять стойкость духа, доброжелательность и веру в будущее.
«Наша молодежь растёт в новой, независимой стране. Ведь что такое стабильность и согласие? Это семейное благополучие, безопасность, крыша над головой. Мир - это радость отцовства и материнства, здоровье родителей и счастье наших детей. Мир - это стабильная работа, зарплата и уверенность в завтрашнем дне. Мир и стабильность - это общенародное достояние, которое нужно каждодневным трудом защищать и укреплять. Я всегда говорю: молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нұрлы Жол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динамичной молодежи!» - из послания Президента Казахстана Н.Назарбаева.
Нельзя уходить от проблемы и делать вид, что ничего не происходит. Необходимо окружить ребенка заботой и вниманием. Именно участие и забота являются мощнейшими ободряющими средствами. Также необходимо вселить надежду, не дать остаткам оптимизма уйти и ввергнуть подростка в полное отчаяние.
И еще одна проблема это наше образование. Беда в том, что в наших школах отсутствуют кабинеты психологической помощи. Всевозможные психологические и реабилитационные центры - это хорошо. Но не каждый подросток самостоятельно станет обращаться туда. Если бы в школах наряду с учителями, творческими работниками и врачами работали профессиональные психологи, многих трагедий удалось бы избежать. Учителя и друзья, заметив нездоровые отклонения от привычного поведения у своего ученика или товарища, имели бы возможность обратиться к специалисту с просьбой помочь. Нужно бороться с причинами, а не с последствиями.
И от себя лично хочу дать совет: Суицид не передается по наследству. От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы - веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. И дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.
Текелийский профессиональный колледж
Преподаватель Талгат Чагатаев