Психологическая игра для детей 13-15 лет: «Торг»

  Цель: способствовать личностному самоопределению подростков, облегчить процесс самопознания и работы над собой. Оборудование: Таблички из плотной бумаги размером примерно 7*15 см 9 по 10 штук на каждого игрока, бумага формата А 4, ручки; маркеры для каждого участника; копировальная бумага – один лист для каждого участника игры, булавки. Ход игры. 1 этап подготовительный  Участники садятся в круг. - Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую игру, которая называется «Торг»....
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа-интернат №2 ОАО «РЖД»






Психологическая игра для детей 13-15 лет: «Торг»



Педагог-психолог

Брилькова И.В.

Ст. Новохоперск



Цель: способствовать личностному самоопределению подростков, облегчить процесс самопознания и работы над собой.

Оборудование: Таблички из плотной бумаги размером примерно 7*15 см 9 по 10 штук на каждого игрока, бумага формата А 4, ручки; маркеры для каждого участника; копировальная бумага - один лист для каждого участника игры, булавки.

Ход игры.

1 этап подготовительный

Участники садятся в круг.

- Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую игру, которая называется «Торг». Это интересная игра, и, конечно вы можете просто развлечься с её помощью. Но если вы отнесетесь серьезно к тому, что здесь будет происходить, сможете узнать про самого себя много нового, увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться или, по крайней мере, начать работать над собой…

Расскажите сейчас, пожалуйста, кто с каким настроением пришел сюда сегодня.

Каждый из ребят по кругу высказывается

-А сейчас каждый возьмите по листу бумаги и ручке. У вас будет 10 минут на следующее занятие: написать 10 качеств, характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества, но обратите внимание - это должны быть качества внутренние, они не должны описывать внешность. Например, «симпатичный», не должны отражать социальное положение или какие-то успехи (например, «богатый», «отличник»). Постарайтесь написать такие 10 качеств, среди которых были бы и положительные и отрицательные с вашей точки зрения, чтобы глядя на свой список, вы смогли сказать: «Да», это я, я - такой: Всем понятно? Приступайте и постарайтесь работать самостоятельно, серьезно, не бойтесь честно взглянуть на себя.

Ребята приступают к работе. Психолог в это время подходит и смотрит на то, что получается. Его роль на этом этапе - отследить, не написал ли подросток внешнее качество, все ли ему понятно, и помочь подростку дать более четкое название.

-Теперь ребята, взгляните еще раз на 10 качеств, которые написали, еще раз удостоверить, что эти ваши качества, что вы достаточно объективно подошли к описанию себя. И когда будете в этом уверены, перепишите каждое из 10 ваших качеств на отдельную табличку. После этого прикрепите все ваши таблички булавками себе на одежду. После этого мы приступим ко 2- му этапу игры.

2-ой этап. Основной

Итак, каждый из вас описал себя, 10 качеств каждого из вас могут видеть другие ребята. Наверняка что-то вам нравится в себе, а от чего-то вам хотелось избавиться. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность - поменяться качествами. Посмотрите на своих знакомых ребят. У каждого из них есть 10 качеств, написанные на табличках. Каких из этих качеству вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Возможно этому человеку, по каким - то причинам «надоело» это его качество.

А вы хотите избавиться от чего - то из своего «набора». Тогда попробуйте заключить сделку! Поменяйтесь! Итак, у вас есть сейчас 15 минут на совершение обмена, Качества можно менять только одно на одно - просто поменяйтесь табличками. Думаете, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои.

Ребята начинают хаотично ходить по комнате, рассматривая, таблички друг друга и совершая обмены. На этом этапе задача психолога - стимулировать сделки, чтоб их было совершенно как можно больше.

Примечания для психолога.

Скорее всего, на этом этапе довольно много ребят отнесется к заданию несерьезно и будут менять «все на все» просто из интереса и азарта. Не препятствуйте этому, главная цель этого этапы игры - чтоб ребята вошли во вкус, научились совершать сделки, изучили «рынок качеств».

Примерно через 10-15 минут, когда ребята осуществили уже достаточно много сделок, психолог останавливает игру и просит всех сесть на свои места.

- Ребята, вы сейчас совершили много разных сделок. Остановитесь и обратите внимание, что за человек получился из вас! Вам нравится эта картина? Точно ли вам хочется быть именно таким?

- Представьте сейчас этого человека в ваших повседневных делах - вот он такой общается с мамой, делает доклад на уроке, гуляет с друзьями. Нравится ли вам то, что получилось? Или вы безумно «разбазарили» все, что у вас было? Отдали все, что просили другие.

Подумайте об этом. Может, что - то вам захочется вернуть из своих качеств? Может, получившаяся картина не совсем вас удовлетворяет?

У вас есть еще какое - то время на обмены - сделайте себя таким, каким хотите быть. А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться - задумайтесь об этом еще раз.

Ребята продолжают совершать обмены. Психолог на этом этапе наблюдает за ребятами, отслеживая, кто из них серьезно подошел к делу, а кто продолжает просто веселиться.

Примечание для психолога.

Вы можете повлиять на кого - то из ребят, кто не смог начать серьезную игру, поговорив с ним в таком ключе: ты можешь продолжать так же играть, но это твой шанс понять, что ты хочешь добиться, каким хочешь стать. Неужели в твоей реальной жизни все так нравится тебе?

Видя, что игра потеряла активность, психолог останавливает игру.

- Сейчас каждый из вас совершил определенное количество сделок, что-то было легко, кого - то пришлось убеждать.

- Обращаю ваше внимание, что далеко не все из вас эффективно использовали возможности рекламы кА двигателя торговли. Сейчас посмотрите на качества, которые у вас есть, найдите среди них то, которое ну никак не удается никому «продать», и подумайте над её рекламной компанией. Что такого хорошего есть в этом, казалось бы, отрицательном качестве? Кому оно может пригодиться. Например, вы можете сказать, что лень помогает человеку не заниматься всякой ерундой, тратя свои силы попусту, и предложить её человеку, про которого знаете, что он очень активный, постоянно во всем участвует и устает от этого.

- Подумайте, как вы будете рекламировать свои «плохие» качества. Да и чтобы выменять у человека его «хорошие» качества, не помешает подумать, чем оно может мешать ему в жизни. Устраиваете публичные аукционы, шумные рекламные компании.

Проявите творчество, выдумку, посмотрите на каждое качество с разных углов зрения. Будьте активны - только тогда вы сможете получить все, что захотите.

Примечание для психолога

На этом этапе игры предполагается, что ребята смогут по - новому взглянуть на стереотипные качества, увидеть их в новом свете. Задача - помочь ребятам увидеть себя по - другому. Этот этап помогает сделать самооценку подростков более адекватной, увидеть хорошие стороны «плохих» качеств и плохие - «хороших». Осознать, что во многом их позитивность и негативность зависит от того, как мы умели их использовать в своих интересах.

Хорошо, если эта мысль, так или иначе, прозвучит у ребят, если нет - можно специально обсудить это во время или после игры - в зависимости от ситуации.

3 этап. Рефлексивный.

Когда психолог видит, что сделки заключены, он предупреждает, что времени осталось 5 минут и у каждого есть последний шанс «построить себя идеального». После этого все рассаживаются на свои места.

- Основной этап нашей игры закончился. А теперь вам надо ответить на следующие вопросы:

1.Сложно ли было играть? Что самое приятное и самое неприятное было в игре?

2.Представляли ли вы четко перед началом обмена, какие качества хотите получить и от каких избавиться? Если нет, то когда это представление появилось?

3.Сильно ли изменился набор качеств по сравнению с первоначальным списком? Не жалеете ли вы о каких - то из своих качеств, которые обменяли?

4.Что изменилось в вашем представлении о себе? Что нового о себе вы узнали? Какие свои качества смогли увидеть по - другому?

5.Что нового вы узнали, поняли о других людях?

6.Как вы думаете - есть ли способ, не избавляться от некоторого качества

сделать так, чтобы оно не так вам мешало? Нашли ли вы для себя в игре такой способ?

7.Смогли ли вы получить все качества, которые хотели? Что в окончательном портрете вас не устраивает?

8. Назовите как минимум одно качество, которое вы точно хотите иметь, но его по тем или иным причинам не удалось заполучить в ваш «портрет»? Почему вы не смогли его получить?

9. Как вы думаете, сможете ли вы реально стать таким человеком, каким вы стали в игре по своему желанию? Что для этого вам нужно сделать?

Примечание для психолога.

Проще будет, если вопросы будут напечатаны на листке и розданы каждому участнику игры.

После того как все ребята ответят на вопросы проводится обсуждение по очереди с 1-го по 7-й вопрос. Обсуждение может быть организовано в зависимости от ситуации - каждый по кругу высказывает свое мнение или только желающие. С ответа на 8-ой и 9-ый вопрос начинается заключительный этап игры.

4 этап. Заключительный

-Ребята, каждый из вас написал качество, которое он не смог получить в торгах, Что это за качество?

- Почему не удалось получить их , как вы думаете?

Примечание для психолога.

Чаще всего среди таких качеств оказываются уверенность в себе, целеустремленность и другие качества, которых либо ни у кого нет, либо человек не захотел их отдавать.

Тогда психолог говорит о том, что эти качества, пожалуй, один из самых важных для достижения успеха в жизни и достать их таким легким путем невозможно.

-Что мы делаем, когда сумма денег так велика, что мы не можем взять у кого - то или быстро заработать? Мы идем в банк за кредитом. Вот и вы сейчас должны пойти в банк и написать заявление на кредит. Что должно быть в этом заявлении?

-Во 1-х, вы должны доказать банку, что этот кредит вам действительно крайне необходим, иначе вы его не получите, то есть вы объясняете как можно убедительнее и конкретнее, зачем вам нужно это качество. Например, уверенность, что и каким образом она позволит вам достичь. Желательно, чтобы вы очень конкретно описали нужное вам качество, возможно приведя в пример того или иного литературного или исторического персонажа, у которого оно было, есть.

-Во-2-х, вы должны доказать банку свою платежеспособность. В нашем случае - вы объясняете, что будете делать, чтобы заработать это качество ( в чём участвовать, какие делать дела и т.д.), и описываете шаги, которые уже сделали на этом пути. То есть рисуете идеал, который себе построили, рассказываете, что планируете сделать для достижения.

-Итак, приступайте к написанию заявления в банк. От того, как убедительно и конкретно вы опишите эти два пункта, будет зависеть ваша последняя удача или неудача в игре - получение кредита или отказа.

Ребята садятся и пишут заявление в банк в форме стандартного заявления с подписью в конце, причем пишут под копирку, чтобы было 2 экземпляра.

Примечание для психолога.

По сути, этот этап позволяет подростку построить примерный план работы над собой. Он должен осознать, что для получения такого качества, как, например, ответственность, он должен браться за дело и доводить его до конца. А для получения такого качества ,как уверенность, ему возможно придется бороться со своей застенчивостью и усилием воли заставлять себя играть лидерские роли.

А может, он осознает необходимость работы с психологом для решения своих личностных проблем, которые мешают ему стать уверенным. Кто-то , вероятно, решит пойти на тренинг общения.

Суть того этапа в том, чтобы каждый наметил определенный свой план и в этом смысле запустил процесс самоопределения и работы над собой. Форма заявления в банк позволяет сделать написание этого плана просто необходимым и для того, чтобы выиграть, - ведь кредит получит не каждый.

Заявления сдаются «в банк на рассмотрение» (отдаются психологу).

Игрокам говорится, что все заявления будут рассмотрены и вынесено решение по каждому - удовлетворить ли просьбу в кредите.

Психолог еще раз подчеркивает основание для принятия решения: насколько убедительно человек смог описать необходимость для него определенных качеств и насколько четко он осознает , что нужно ему сделать для их получения. По сути, выясняется, смог ли человек глубоко поработать над собой…

Назначается встреча, через неделю, где будут сообщены результаты.

Примечание для психолога.

Отсроченная встреча нужна специально, чтобы сработал еще один эффект. Когда человек ждет рассмотрения своего дела, он волей-неволей снова и снова думает, все ли он хорошо написал. В нашем случае подросток имеет шансы еще раз «прокрутить в мозгу» свою программу развития, осознав , чего он не дописал, недопонял в тот момент.

По окончании 4-го этапа проводится краткая рефлексия всей игры. Каждый участник по кругу высказывается произвольно или на тему «Что мне дала эта игра?»

5 этап. Отсроченный

На этой встрече каждый участник получает своё заявление, на котором написано заключение и объяснена причина того или иного решения «банка». После этого психолог просит каждого подростка высказаться: насколько неожиданным было для него это решение банка и почему? Что происходило с ним за эту неделю? Какие еще мысли появились после игры?

Возможны также одна или несколько встреч через 2-3 месяца, которые можно организовать в форме «отчета за использование кредита». Получившие учащиеся кредит могут рассказать, что сделано, а что нет и почему. Здесь можно дать возможность написать заявление на кредит тем, кто не получил его в первый раз.

© 2010-2022