Практикум для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»

Практикум для педагогов «Синдром эмоционального выгорания» Цель: формирование у воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению ; проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания. Задачи: 1.Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность. 2.Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл. 3.Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МДОУ «Детский сад №14»




Профилактика

синдрома профессионального выгорания




Практикум для воспитателей










подготовила и провела

педагог-психолог

Крутякова О.В.







2013 г.






Цель: формирование у воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению ; проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания; создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

1.Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность.

2.Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл.

3.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

4.Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.

5.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

6.Научить эффективно использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Содержание:
1.Введение понятия «синдром профессионального выгорания». Его признаки и факторы.

2.Самодиагностика «Выгорание»

3.Проведение игр и упражнений на сплочение педагогического коллектива.

4.Проведение техник на снятие психоэмоционального напряжения.

Понятие «Синдром профессионального выгорания»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму , творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Эмоциональное «выгорание»-это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это вы выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание»-это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.

Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков эмоционального «выгорания»:

  • Истощение, усталость;

  • Психосоматические осложнения;

  • Бессонница

  • Негативные установки по отношению к окружающим людям, детям;

  • Негативные установки по отношению к своей работе;

  • Пренебрежение исполнением своих обязанностей;

  • Увеличение объема психостимуляторов (табак, алкоголь, кофе, лекарства);

  • Уменьшение аппетита или переедание;

  • Негативная самооценка;

  • Усиление агрессивности(раздражительности);

  • Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия);

  • Чувство вины.

Факторы , вызывающие синдром профессионального выгорания.

  • Монотонность работы;

  • Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

  • Строгая регламентация времени работы;

  • Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;

  • Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда подавляются экспериментирование и инновации;

  • Неразрешенные личностные конфликты пр.

Личностные факторы риска «выгорания»

  • Склонность к самокопанию;

  • Социальная несмелость;

  • Низкая или чрезмерно высокая эмпатия;

  • Жесткость и авторитарность по отношению к другим;

  • Направленность интересов на внутренний мир.

Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии педагога, так и на исполнение профессиональных обязанностей и ухудшают отношения с окружающими.

Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» заполним экспресс-анкету «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет», количество положительных ответов подсчитайте.

1

Да

Нет

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию по-раньше , я сделала бы это без промедления

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители.

5

На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах…

6

Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.

7

С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше.

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга. Из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов.

  1. балл-синдром выгорания Вам не грозит

2-6 баллов- Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов- пришло время решать: либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

10-баллов-положение весьма серьезное, но. возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

А чтобы действительно этот огонек не погас, предлагаю Вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.


Игра-фантазия «Магия нашего имени»(10 минут)

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

  • От кого я получил свое имя?

  • Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

  • Есть ли мои тезки среди известных людей?

  • Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

  • Как имя влияет на мое поведение в жизни?

  • Нравится ли мне мое имя?

  • Знаю ли я, что означает мое имя?

  • Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?

Игра «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа

Игра «Самолетик»( 5 минут)

4 пары: от каждой группы по паре участников - остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение «Перекинь мяч» ( 5 минут)

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть - значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5 минут)

Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы: газеты.

Время: 5-10 минут

Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)

Горная вершина

Задача приводимой медитации-визуализации - помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

- Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение - и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу - игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате

Литература:

  1. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. - 4-е изд. - М. Генезис, 2006.

  3. Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.

  4. О.И.Бабич « Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».Волгоград. Учитель. 2009 г.

  5. Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.

© 2010-2022