Урок по статистике для студентов 2 курса очного отделения специальности 080701

Методическая разработка открытого урока  по теме «Общие индексы в статистике» для студентов второго курса очного отделения среднего профессионального образования специальности 080701 «Операционная деятельность в логистике».  Изучение экономических явлений и их изменение во времени, а также изменение их структуры позволяет студентам лучше понимать природу происходящих в экономике процессов. В ходе урока студенты, работая в группах,  овладевают профессиональными компетенциями по расчету динамики и...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тверской торгово-экономический колледж»

(ГБОУ СПО «ТТЭК»)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине

«Статистика»




Тема: «Сводные индексы»












Составитель:

преподаватель

Свиридова А.С.






Тверь, 2014



Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой разработку проведения комбинированного занятия по теме «Сводные индексы» с подготовленной аудиторией студентов СПО 2-го курса специальностей: «Операционная деятельность в логистике» и «Коммерция».

Введение

Тема «Сводные индексы» является одной из приоритетных при изучении «Статистики». Изучение данной темы позволяет решить важные задачи так как решает одну из важнейших задач статистики - изучение структурных изменений явления и динамику изучение изменения во времени и пространстве.

В ходе урока студентом используются знания полученные по дисциплинам «Экономика организации», «Экономическая теория».

На уроке студенты должны усвоить новый теоретический материал, использовать полученные знания в практических целях при решении практической задачи. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Вид урока определен как комбинированный, так как он позволит наиболее полно изучить новый материал, закрепить его на практике, использовать различные методы работы со студентами


План занятия

Занятие № __Дата:____________Группа: _________

Тема: «Сводные индексы»

Цели:

  1. Образовательная: овладение теоретическими знаниями, закрепление знаний студентов по данной теме; развитие речевых навыков.

  2. Развивающая: развитие навыков практических расчетов индексов различных экономических показателей, самостоятельной работы при подготовке при работе в аудитории.

  3. Воспитательная: воспитание навыков культуры общения в коллективе, заинтересованности при изучении статистики экономических процессов.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Методы проведения: лекционно-иллюстрированные, практические, взаимопроверка, фронтальный опрос.

Внутрипредметные связи: при ходе урок основывается на знаниях полученных по темам «Индивидуальные индексы», «Относительные величины».

Межпредметные связи: в ходе урока используются знания полученные на дисциплинах «Экономическая теория», «Экономика организации»

Технические средства: ноутбук, проектор, калькуляторы, интерактивная доска.

Структурные элементы занятия:

  1. Организационный момент:

Приветствие, постановка целей занятия, сообщение плана проведения занятия, фронтальный опрос повторения пройденного материала (5 мин)

  1. Основная часть:

Изучение нового теоретического материала по лекции преподавателя и опорному конспекту. (23 мин)

  1. Практическая часть: (закрепление пройденного материала) Систематизация новых теоретических знаний путем решения практической задачи (10 мин);

  2. Итоговая часть: завершение занятия, оценка результатов решения практической задачи. Получение задания на дом. (2 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие аудитории,

  1. Постановка цели занятия:

    1. Последнее занятие по теме «Индексы». Данная тема завершает курс изучения статистики. Занятие предшествует итоговой контрольной работе. Зачет по дисциплине будет выставлен по результатам итоговой контрольной работы и работы на предыдущих занятиях.

    2. Повторение пройденной ранее теме: «Индивидуальные индексы» по вопросам:

  1. Что такое индексы?

  2. Что такое базисный период?

  3. Что такое отчетный период?

  4. Когда рассчитываются индивидуальные индексы?

  5. Что такое индивидуальные индексы?

  1. Основная часть:

Студентам объясняется новый теоретический материал, с использованием опорного конспекта и материалов слайд-шоу.

Обращается особое внимание на формулы расчета и условное изображение экономических показателей в формуле. Определяются показатели базисного и отчетного периода в формуле.

  1. Практическая часть:

Закрепление пройденного материала.

Студентам раздаются карточки с условиями практической задачи и предлагается решить ее самостоятельно, используя знания, полученные в ходе основной части занятия. По итогам решения студенты обмениваются работами с соседом по парте.

Оценка работы, анализ знаний и умений студентов по теме:

Оценки за решение задачи выставляются студентами проверяющими правильность решения и выводы, сделанные по итогу.

4. Подведение итогов занятия.

Проводится анализ знаний и умений студентов по изученной теме, делаются замечания и пожелания. Оценка работы студентов на занятии: устная, письменная. Задается домашняя задание для повторения и закрепления темы, а также проявлению интереса к материалу изученному в ходе укора.

Использованные источники


  1. Статистика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ под ред. В.С. Мхитарян. - 11-е изд., стер.- М.: Издательсикй центр «Академия», 2012.

  2. Общая теория статистики: учебник/ под ред. М.Р. Ефимовой, Е.В. Петровой. - М.: ИНФРА-М, 2006

  3. .Практикум по теории статистики: учебное пособие/ под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2003.







Приложение 1.

Опорный конспект:

Для исследования изменения явлений во времени и пространстве или по сравнению с эталонным показателем используется индекс. Кроме этого индексы дают возможность исследования роли отдельных факторных явлений на более сложное, являющееся объектом исследования. Индексы выявляют также структурные сдвиги внутри явления.

Сводный индекс - показатель рассчитываемый как по одной или нескольким группам товаров выпускаемых на одном или нескольких предприятиях. Индекс суммирует не суммируемые показатели. Для этого в состав сводного индекса входят два элемента: исследуемая величины и веса.

Исследуемая величина - это показатель, непосредственно исследуемый. Вес - это величина, принимаемая для соизмерения исследуемой величины. В сводном индексе всегда сумма произведений исследуемой величины и веса. Сводные индексы могут быть представлены в агрегатной форме. Данная форма является начальной для построения остальных.

При построение сводного агрегатного индекса следует помнить:

  1. В числителе всегда изменяемая исследуемая величина в отчетном периоде, в знаменателе исследуемая величина периода принятого за базис;

  2. Веса в числителе и знаменателе остается неизменным (кроме индекса товарооборота);

  3. Веса в количественных индекса берутся из отчетного периода (1);

  4. В качественных индексах веса берутся из базисного периода (0);

В розничной торговой сети реализуется множество товаров. Складывать цены на них не совсем экономически грамотно, однако возможно сложить товарооборот данных товаров. Сравнение товарооборота некоторого количества видов товаров в базисном и отчетном периоде и даст нам сводный индекс товарооборота:

Ipq=Урок по статистике для студентов 2 курса очного отделения специальности 080701

где, pi1 - цена отчетного периода, pi0 - цена базисного периода; qi1 - объем продаж i товара в отчетном периоде, qi0 - объем продаж i товара в базисном периоде.

На величину товарооборота влияет ряд факторных явлений (цена, объем реализации). Для оценки динамики только цен нужно зафиксировать объем продаж на одном каком-то уровне. Цена относится к количественному показателю, поэтому веса фиксируются на отчетном периоде, это дает нам сводный индекс цен:

Ip=Урок по статистике для студентов 2 курса очного отделения специальности 080701

Данный индекс является индексом Пааше. Существует также индекс Ласпейерса при котором оббьем продажи товаров фиксируется на на базовом уровне. Индекс Пааше показывает динамику изменения цен в базисном периоде (чуть занижает инфляцию), Ласпейерса в отчетном (чуть завышает инфляцию).

Изменение объема продаж дает нам индекс физического объема реализации:

Iq=Урок по статистике для студентов 2 курса очного отделения специальности 080701

Приложение 2.


Имеются данные по реализации овощной продукции в области. По имеющимся данным определите индексы товарооборота, цен и физического объема реализации. Сделайте выводы.

Наименование товара

Базисный период

Отчетный перид

Цена за 1 кг, руб.

Продано, кг

Цена за 1 кг, руб.

Продано, кг

Морковь

Свекла

Капуста

12

11

9

180

220

20

12

10

7

150

270

240

Имеются данные по реализации овощной продукции в области. По имеющимся данным определите индексы товарооборота, цен и физического объема реализации. Сделайте выводы.

Наименование товара

Базисный период

Отчетный перид

Цена за 1 кг, руб.

Продано, кг

Цена за 1 кг, руб.

Продано, кг

Морковь

Свекла

Капуста

12

11

9

180

220

20

12

10

7

150

270

240


Имеются данные по реализации овощной продукции в области. По имеющимся данным определите индексы товарооборота, цен и физического объема реализации. Сделайте выводы.

Наименование товара

Базисный период

Отчетный перид

Цена за 1 кг, руб.

Продано, кг

Цена за 1 кг, руб.

Продано, кг

Морковь

Свекла

Капуста

12

11

9

180

220

20

12

10

7

150

270

240


© 2010-2022