Родительское собрание для родителей первоклассников «Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка и вашей семьи»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание для родителей первоклассников

«Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка и вашей семьи».

Цель: информировать родителей об особенностях процесса психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Материалы: белая бумага формата А4 и раздаточный материал «Как помочь ребенку?» по количеству родителей.

Ход собрания.

Приветствие.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Упражнение «Снежинка».

Начнем мы с выполнения интересного упражнения. Главное условие: не смотреть ни на кого, внимательно слушать и выполнять инструкцию. Перед каждым из вас лежит лист. Все листы одинакового цвета, формы, размера, качества. Слушайте внимательно и выполняйте следующее. Сверните лист пополам, оторвите правый верхний угол. Сверните лист пополам, оторвите правый верхний угол. Сверните лист пополам, оторвите правый верхний угол. Продолжайте эту процедуру пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Поднимите вверх. Попробуйте найти среди всех точно такую же как ваша.

Получилось? Нет. Почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому снежинки получились все разные, хотя инструкция была совершенно одинаковая. Так и ваши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. По-разному они будут адаптироваться и к школе.

Теоретическая часть.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Адаптацию ребенка к школе можно условно разделить на физиологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: Первые 2-3 недели обучения получили название «психологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, т.е. дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре более слабые первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительного устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

По наблюдениям медиков первоклассники к концу 1 четверти худеют, у многих снижение артериального давления (признак утомления), а у некоторых повышение давления (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость, недомогание. Дети становятся капризными дома, снижена способность к регуляции поведения. Физически ослабленные дети нуждаются в дневном сне, прогулках на воздухе и продолжительном ночном сне (11 часов).

И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его, по-прежнему, любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация. Несмотря на то, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 6-7 лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль - ученик. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а все что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения в психике ребенка происходят при благоприятном развитие событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать это у своего ребенка - это вопрос его психологической готовности к школе.

О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую по правилам, которые нравятся ему самому или совсем без правил.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое приобретение в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка. У некоторых детей в этот период происходит адаптация к детскому коллективу. Обычно трудности возникаю у детей не посещавших детский сад или новичков. Поэтому такие дети высказывают нежелание ходить в школу. Необходимо научиться адекватно реагировать на жалобы ребенка. Прежде всего покажите, что вы понимаете ребенка, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.

Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями.

Практические рекомендации (раздаточный материал родителям)

«Как помочь ребенку?»

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка - это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Эти рекомендации помогут снизить тревожность ребенка.

В процессе обучения ребенок накапливает некоторые достижения, которые вы должны использовать для стимуляции его к учебе. Нельзя допускать, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах. Все замечания свести к минимуму, когда ребенок «фокусничает», а главное свести к минимуму эмоциональности ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Ваша эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики можно одним лишь способом - лишением общения (причем спокойно, а не демонстративно). Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит. Например, «мне нравится твой рисунок», «мне приятно видеть, как ты занимаешься конструктором». Главное проявляйте терпение.

Сказка «Колобок».

А сейчас предлагаю прослушать сказку «Колобок» на психологический лад:

Жили были старик со старухой не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Первая заповедь осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Вторая заповедь. Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка. Третья заповедь. Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса. Хитрая, прехитрая… Заповедь четвертая. Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка. Заповедь пятая. Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций. Вот таким простым заповедям вы должны научить ребенка.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника, а учитель и психолог вам обязательно помогут.

© 2010-2022