- Преподавателю
- Школьному психологу
- Занятие с элементами тренинга для учителей, работающих с одаренными учащимися
Занятие с элементами тренинга для учителей, работающих с одаренными учащимися
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Свирчкова Н.В. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие с элементами тренинга для учителей,
работающих с одаренными учащимися
Цель: уметь раскрыть свой потенциал, быть жизнедеятельным; научиться умению видеть проблему и искать ее решение с различных точек зрения.
Метафора: иногда мы идем на работу или с работы домой не тем путем, как всегда. Нам кажется, что мы и мир стали какими-то другими, и мы радуемся этой возможности побыть другими.
Наше приветствие.
Цель: создать у участников тренинга чувство "мы"; выработать приемлемую для каждого участника форму приветствия с другими на данном тренинге.
Инструкция: сейчас все участники разделятся на группы по 5 человек.
Вашей задачей будет придумать форму приветствия для ваших встреч - так, как вы хотели бы приветствовать друг друга каждый раз когда встречаетесь на вот таких районных семинарах.
Сначала вы обсудите возможные варианты в своих подгруппах, а затем выберете тот вариант, который подойдет каждому из вас и понравится более всего. Приветствие может быть вербальным, невербальным, или объединять определенные слова и жесты.
Обсуждение:
-
Что символизирует придуманный вами ритуал приветствия?
-
Чем ваше приветствие отличается от других общепринятых?
-
Насколько теплым, открытым есть ваше приветствие?
-
Нужно ли что-то изменить?
Давайте поздороваемся так, как мы это придумали!
Упражнение «Одаренная", "Способная" и "Творческая" личность»
Цель: продемонстрировать отличия в восприятии людьми одного и того же понятия.
Материал: лист ватмана, фломастеры, бумага
Инструкция: каждая группа может записать 5-7 характеристик человека, которого можно назвать "одаренной", "способной" или "творческой личностью".
Когда все участники подготовят перечни, группа вместе с тренером составляет семантический дифференциал понятий.
Обсуждение:
-
Какими чертами схожи, а какими отличаются одаренные, способные и творческие люди?
-
Может ли этим быть один и тот же человек?
Метафора: древний китайский мудрец говорил: "Не подходи слишком близко ко мне, не отдаляйся слишком далеко от меня. Стань там, откуда меня лучше всего видно".
Упражнение «Черты творческого педагога»
Цель: определиться в чертах, с помощью которых можно определить творческого педагога.
Материал: бумага, ручки
Инструкция: обращаясь к заметкам из предыдущего упражнения, участники методом мозгового штурма составляют перечень с 7-10 черт творческого педагога.
Далее происходит дискуссия, главным вопросом которой есть "Трудно ли быть творческим педагогом?".
Обсуждение: мы рассматривали творческость как положительную черту человека.
Есть ли ситуации, когда эта черта теряет свою положительную окраску?
Упражнение "Поощрение".
Цель: формировать положительное отношение к детям.
Участники сидят в круге.
Инструкция: "П.Вайнцвайг, автор книги "Десять заповедей творческой личности", говорит о том, что заниматься осуждением действительных или надуманных слабостей других - значит заряжаться этими же слабостями. И наоборот, если вы ищете и находите добрые и сильные качества в окружающих вас людях, то самим черпаете в них положительную энергию, которая так необходима творческой личности.
Похвала и поощрения одинаково полезны как для тех, кто хвалит, так и для тех, кому они адресованы. Осуждение несет в себе разрушающее начало для обеих сторон. Всегда полезнее и разумнее зажечь свечку, чем роптать на тьму.
Для педагога важно владеть хорошо развитой способностью видеть положительное в ребенке, выражать свое отношение к этому.
Для того чтобы открыть в себе такую способность, проведем следующее упражнение.
У вас есть время для того, чтобы подумать и записать как можно больше способов похвалить ребенка, поощрить его, высказать поддержку."
Зачитывание своих версий.
Загадка семи мудрецов
Цель: сформировать самостоятельность мышления, умение создавать собственную точку зрения на основе авторитетных мыслей и гармонично объединять элементы системы
Материал: для каждого участника карточка с записанными на ней высказываниями известных древнегреческих философов:
-
Никогда не преувеличивать (Солон)
-
Всему знать меру (Клеобул)
-
Тяжкое бремя - невежество (Фалес)
-
Все свое носить с собой (Биант)
-
Обдумывать все заранее (Периандр)
-
Не спешить в дороге (Хилон)
• Тяжело человеку быть хорошим (Питтак)
Инструкция: перед вами высказывания семи выдающихся мудрецов мира. Эти высказывания являются их жизненным кредо, в котором каждый из них старался изложить свое видение смысла жизни.
Эти семь мудрецов жили приблизительно в одно время - в 6 ст. до н.э. Возможно, логическое и гармоническое объединение их выражений в единой максиме содержит загадку смысла жизни. Попробуйте ее разгадать!
Ваша задача объединить выражения мудрецов в один, логически завершенный. По необходимости можно использовать для соединения выражений и другие слова, но минимально.
Не переставляйте местами слова в высказываниях, можно изменять лишь их падежи и порядок самих выражений.
Обсуждение:
-
Что означает для человека "быть хорошим"?
-
В чем проявляется самовоспитание человека?
-
Есть ли дорога единой метафорой жизненного пути человека?
В чем смысл жизни человека, исходя из созданных вами выражений?
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: продемонстрировать участникам, какие черты их личности являются наиболее заметны окружающим.
Инструкция: на листах участники должны обвести ручкой собственную руку (ладонь и пальцы).
Потом участники обмениваются в парах и пишут на нарисованной руке положительные черты личности, работающей с одаренными детьми.
Обсуждение: согласны ли вы со всеми чертами, которые были написаны на Вашей руке?
Среди написанных для черт есть ли такие, которых вы раньше не замечали у себя?
Упражнение «Пожелание». Ритуал прощания.
Цель: развивать умение давать обратную связь положительного, поддерживаемого характера.
Участники сидят в круге.
Инструкция: "Давайте скажем друг другу несколько приятных слов. Сделаем это так. Начну с себя.
Желаю Вам…
Обмен впечатлениями.
Литература
1. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности. - М .: РПА, 1997.
2. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
3. Милютина К. Коммуникативно-деятельностные игры // Психолог, 2002, № 7. - С.10-24.
4. Самоукина Н.В. Игры в Которые играют ...- М., 1995.
5. Терлецкая Л. Основы моделирования ролевой игры в тренинге партнерского общения // Психолог-вкладка, 2003, № 37.
6. Штепа А.С. Тренинг «Актуализация личностной зрелости» // Практическая психология и социальная работа. - 2005. - № 3. - С.48-62.