Занятие с элементами тренинга для учителей, работающих с одаренными учащимися

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие с элементами тренинга для учителей,

работающих с одаренными учащимися


Цель: уметь раскрыть свой потенциал, быть жизнедеятельным; научиться умению видеть проблему и искать ее решение с различных точек зрения.

Метафора: иногда мы идем на работу или с работы домой не тем путем, как всегда. Нам кажется, что мы и мир стали какими-то другими, и мы радуемся этой возможности побыть другими.

Наше приветствие.

Цель: создать у участников тренинга чувство "мы"; выработать приемлемую для каждого участника форму приветствия с другими на данном тренинге.

Инструкция: сейчас все участники разделятся на группы по 5 человек.

Вашей задачей будет придумать форму приветствия для ваших встреч - так, как вы хотели бы приветствовать друг друга каждый раз когда встречаетесь на вот таких районных семинарах.

Сначала вы обсудите возможные варианты в своих подгруппах, а затем выберете тот вариант, который подойдет каждому из вас и понравится более всего. Приветствие может быть вербальным, невербальным, или объединять определенные слова и жесты.

Обсуждение:

  • Что символизирует придуманный вами ритуал приветствия?

  • Чем ваше приветствие отличается от других общепринятых?

  • Насколько теплым, открытым есть ваше приветствие?

  • Нужно ли что-то изменить?

Давайте поздороваемся так, как мы это придумали!

Упражнение «Одаренная", "Способная" и "Творческая" личность»

Цель: продемонстрировать отличия в восприятии людьми одного и того же понятия.

Материал: лист ватмана, фломастеры, бумага

Инструкция: каждая группа может записать 5-7 характеристик человека, которого можно назвать "одаренной", "способной" или "творческой личностью".

Когда все участники подготовят перечни, группа вместе с тренером составляет семантический дифференциал понятий.

Обсуждение:

  • Какими чертами схожи, а какими отличаются одаренные, способные и творческие люди?

  • Может ли этим быть один и тот же человек?

Метафора: древний китайский мудрец говорил: "Не подходи слишком близко ко мне, не отдаляйся слишком далеко от меня. Стань там, откуда меня лучше всего видно".


Упражнение «Черты творческого педагога»

Цель: определиться в чертах, с помощью которых можно определить творческого педагога.

Материал: бумага, ручки

Инструкция: обращаясь к заметкам из предыдущего упражнения, участники методом мозгового штурма составляют перечень с 7-10 черт творческого педагога.

Далее происходит дискуссия, главным вопросом которой есть "Трудно ли быть творческим педагогом?".

Обсуждение: мы рассматривали творческость как положительную черту человека.

Есть ли ситуации, когда эта черта теряет свою положительную окраску?

Упражнение "Поощрение".

Цель: формировать положительное отношение к детям.

Участники сидят в круге.

Инструкция: "П.Вайнцвайг, автор книги "Десять заповедей творческой личности", говорит о том, что заниматься осуждением действительных или надуманных слабостей других - значит заряжаться этими же слабостями. И наоборот, если вы ищете и находите добрые и сильные качества в окружающих вас людях, то самим черпаете в них положительную энергию, которая так необходима творческой личности.

Похвала и поощрения одинаково полезны как для тех, кто хвалит, так и для тех, кому они адресованы. Осуждение несет в себе разрушающее начало для обеих сторон. Всегда полезнее и разумнее зажечь свечку, чем роптать на тьму.

Для педагога важно владеть хорошо развитой способностью видеть положительное в ребенке, выражать свое отношение к этому.

Для того чтобы открыть в себе такую способность, проведем следующее упражнение.

У вас есть время для того, чтобы подумать и записать как можно больше способов похвалить ребенка, поощрить его, высказать поддержку."

Зачитывание своих версий.


Загадка семи мудрецов

Цель: сформировать самостоятельность мышления, умение создавать собственную точку зрения на основе авторитетных мыслей и гармонично объединять элементы системы

Материал: для каждого участника карточка с записанными на ней высказываниями известных древнегреческих философов:

  • Никогда не преувеличивать (Солон)

  • Всему знать меру (Клеобул)

  • Тяжкое бремя - невежество (Фалес)

  • Все свое носить с собой (Биант)

  • Обдумывать все заранее (Периандр)

  • Не спешить в дороге (Хилон)

• Тяжело человеку быть хорошим (Питтак)

Инструкция: перед вами высказывания семи выдающихся мудрецов мира. Эти высказывания являются их жизненным кредо, в котором каждый из них старался изложить свое видение смысла жизни.

Эти семь мудрецов жили приблизительно в одно время - в 6 ст. до н.э. Возможно, логическое и гармоническое объединение их выражений в единой максиме содержит загадку смысла жизни. Попробуйте ее разгадать!

Ваша задача объединить выражения мудрецов в один, логически завершенный. По необходимости можно использовать для соединения выражений и другие слова, но минимально.

Не переставляйте местами слова в высказываниях, можно изменять лишь их падежи и порядок самих выражений.

Обсуждение:

  • Что означает для человека "быть хорошим"?

  • В чем проявляется самовоспитание человека?

  • Есть ли дорога единой метафорой жизненного пути человека?

В чем смысл жизни человека, исходя из созданных вами выражений?


Упражнение «Пять добрых слов»

Цель: продемонстрировать участникам, какие черты их личности являются наиболее заметны окружающим.

Инструкция: на листах участники должны обвести ручкой собственную руку (ладонь и пальцы).

Потом участники обмениваются в парах и пишут на нарисованной руке положительные черты личности, работающей с одаренными детьми.

Обсуждение: согласны ли вы со всеми чертами, которые были написаны на Вашей руке?

Среди написанных для черт есть ли такие, которых вы раньше не замечали у себя?

Упражнение «Пожелание». Ритуал прощания.

Цель: развивать умение давать обратную связь положительного, поддерживаемого характера.

Участники сидят в круге.

Инструкция: "Давайте скажем друг другу несколько приятных слов. Сделаем это так. Начну с себя.

Желаю Вам…

Обмен впечатлениями.

Литература

1. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности. - М .: РПА, 1997.

2. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

3. Милютина К. Коммуникативно-деятельностные игры // Психолог, 2002, № 7. - С.10-24.

4. Самоукина Н.В. Игры в Которые играют ...- М., 1995.

5. Терлецкая Л. Основы моделирования ролевой игры в тренинге партнерского общения // Психолог-вкладка, 2003, № 37.

6. Штепа А.С. Тренинг «Актуализация личностной зрелости» // Практическая психология и социальная работа. - 2005. - № 3. - С.48-62.


© 2010-2022