Конспект индивидуального занятия на песке Мой мир

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект открытого занятия.

Работа по программе: «Коррекционно-развивающие занятия на песке по коррекции тревожности и агрессивности», для воспитанников 1-11 классов.

Тема занятия: «Мой мир»






Провела: педагог-психолог:

Сорокина С.Н.







г. Иваново 2015 год

Коррекционно-развивающие занятие на песке.

Тема урока: «Мой мир».

Место проведения: ОГКОУ Ивановский детский дом «Звездный»

Работа по программе: «Коррекционно-развивающие занятия по коррекции тревожности и агрессивности, сниженной самооценки», рассчитана на воспитанников 1-11 классов.

Участники занятия: 1 -5 класс, дети 9 - 12 лет,

Дата проведения: 1 октября 2015 года.

Материал: ящик с песком, игрушки для песка, музыкальный центр, диски с релаксационной музыкой.

Составитель: педагог-психолог С.Н.Сорокина

Цель: проработка психотравмирующей ситуации бессознательно, на символическом уровне, посмотреть на проблему со стороны и изменить свое отношение к ситуации, к себе, и к людям. Психодиагностика с помощью песочницы. Эффект релаксации от взаимодействия с песком. Развитие когнитивной, коммуникативной сфер.

Задачи:

  1. Обыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.

  2. прожить негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;

  3. снизить уровень тревоги, работа со страхами;

  4. развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;

  5. изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;

  6. повысить самооценку;

  7. раскрыть творческий потенциал и другие возможности;

  8. узнать что-то новое о себе.

  9. улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

  10. развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

  11. адаптация в новой среде;

  12. улучшение взаимоотношений с педагогами и сверстниками;

Правила поведения в песочнице.

  1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

  2. Нельзя бросать песок в других.

  3. Постараться не трогать лицо руками.

  4. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

  5. После игры в песке надо помыть руки.

Методы и приёмы:

  • Дискуссия

  • Проективные игры

  • Музыкальное сопровождение

Основные условия игр на песке

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

  2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот



Организуя развивающие игры, мы стремимся соблюдать важные принципы:

  1. Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.

  2. Активность ведущего взрослого. активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.

  3. Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, чтоб не было агрессивных проявлений в поведении детей. Управлять игровой ситуацией, быть настойчивым -справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.

  4. Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.

  5. Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.

6. Отсутствие соревновательного начала в играх, использование различных символических сигналов по окончанию игры;

Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.). С помощью игры люди проникают в глубины своего сознания.
Очень интересно наблюдать за лицом человека, который впервые входит в комнату с песочницей. Многие люди не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь, они редко фантазируют, редко занимаются творчеством.

Пескотерапия - очень привлекательный для детей метод релаксации: не надо уметь рисовать, двигаться, даже говорить. Единственное, что нужно сделать - выбрать предметы, которые привлекут внимание, и с их помощью создать на песке картину.

Ход занятия

  1. Занятия по песочной терапии. Упражнения для разминки
    1. Упражнение "Волшебный песок"

Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка).

В самом начале занятия ребенку предлагают сесть напротив психолога, положив руки на песок, закрыть глаза и просто дышать, убеждая себя, что с каждым выдохом уходят страх и боязнь оценки. Страх и оценка - это то, что мешает творчеству.

Так ребенок сидит некоторое время и просто дышит. Потом включается тихая музыка, которая помогает расслабиться. Психолог просит ребенка сосредоточить внимание на, руках в центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать, как оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях, какой он? (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальцами, чувствуется тепло собственных рук. Какие чувства ты испытываешь: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда.

3атем психолог предлагает передвигать руками по песку так, как захочется, зарываться рукой в песок. Этот момент важен тактильными ощущениями.

2. Упражнение «Разминка»

    1. скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки) ;

  1. выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

  2. сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);

  3. пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре.)

  4. поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

3. Упражнение "Отпечатки наших рук"

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

4. Упражнение "Песочный дождик"

В нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулака в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.


5. Упражнение «Одновременно».

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой
рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.

Освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

  1. Основной этап занятия


Упражнение «Мой мир»

Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А поможет нам песок. Психолог предлагает ребенку построить «мир», отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы.

Ребенок начинает осваивать пространство песочницы. Выбирая предметы, ребенок должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Этот процесс для человека психологически очень значим: человек присваивает нужное ему, без необходимости перед кем-либо объясняться, извиняться. Каждый предмет, который привлечет человека, не случаен, у предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием. Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но анализировать это не надо. Когда создается картина на песке, она сама по себе приобретает смысл.

Играя с песком, можно стимулировать ребенка к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль (мальчик, девочка, профессионал,) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, педагогов). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Вопросы к ребенку.

Какое общее чувство вызывает у тебя получившаяся картина?

Есть ли название того, что получилось?

Какое место в картине больше всего притягивает? Кто главный герой, какой он?

Посмотрите, как эта фигурка смотрит на нас! По-моему, ей есть, что сказать. Как думаете, что она хочет нам рассказать?

Посмотрите-ка на эти две фигурки, по-моему, они беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?

Не напоминает ли эта картина что-либо из твоей жизни?

Годится ли то, что получилось, или, может быть, хочешь что-либо убрать или добавить в картину на песке?

Название картины оставляем первоначальную или хочешь назвать по другому?



  1. Рефлексия.

  1. что ты чувствовал при работе с песком?

  2. тебе было приятно работать с песком или нет?

3. понимал ли ты инструкцию психолога?

4. что легче говорить, понимать или работать с песком?

© 2010-2022