Применение разных технологий в работе школьного психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Психологические технологии - это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- белланкастерскую систему;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов;

- метод Трампа.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

Мне как школьному педагогу-психологу приходится работать с большим количеством детей - 500 обучающийся. Поэтому групповые технологии позволяют вовлечь во взаимодействие большое количество детей, увидеть ощутимый результат.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Цель применения групповой работы:

обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, при проведении внешкольной досуговой деятельности;

формирование жизненно необходимых навыков и компетенций;

актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие психолога носит опосредованный характер: «через группу - на личность».

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

и) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Формы групповой работы:

- групповая диагностика

- развивающие и коррекционно-развивающие занятия

- тренинги

- психологические игры

- мастер-классы для взрослых.

Методы групповой работы:

- игровые упражнения,

- ролевые и настольные игры,

- мозговой штурм,

- моделирование,

- дискуссия,

- диалог и т.д.

Хотелось бы более подробно остановиться на технологиях: Дискуссия, Мозговой штурм, метод Ролевой игры.

Метод групповой дискуссии.

Дискуссия (от латинского discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М.В. Клариным.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач.

Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление учащегося обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.

Занятия с использованием этого метода строятся таким образом, что участники дискуссии говорят больше, чем тренер/преподаватель. Участники дискуссии получают групповые задания. Метод групповой дискуссии предоставляет каждому участнику возможность активно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы этот метод был эффективным, группы должны быть небольшими, их внимание должно быть сконцентрировано на одном вопросе, и на обсуждение нужно выделять немного времени (20 мин. максимум). В рамках каждой небольшой группы следует выбрать регистратора (секретаря, чтобы записывать результаты) и докладчика (чтобы представлять эти результаты более широкому кругу слушателей). Метод групповой дискуссии может осуществляться и с использованием сети интернет.

Методика «мозговой штурм».

Мозговой штурм (брейншторминг) (от английского brain storming - штурм мозга) - методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

Для предотвращения потребления молодыми людьми алкоголя, табака и наркотиков используются различные подходы к обучению. В основном, эта работа включает в себя не только приобретение фактических знаний, но также навыков и свойств, которые способствуют личному и эмоциональному развитию школьников, молодых людей. Подростки и молодые люди могут применять навыки, приобретенные благодаря этому подходу, во многих различных жизненных ситуациях. Эти основные навыки включают в себя: принятие решений, решение проблем, творческое и критическое мышление, эффективное общение, навыки личных взаимоотношений, самоосознание, сопереживание и умение управлять эмоциями и справляться со стрессом.

Такой подход можно использовать в обучении профилактики ПАВ. Одна из таких техник работы в малых группах, которая называется «Мозговой штурм».

Шаги проведения:

- Перед началом занятий ведущий подбирает тему и состав участников.

-Ведущий объясняет группе значение «Мозгового штурма» и его принципы:

- Выработайте, как можно больше идей.

- Все идеи записываются.

- Ни одна идея не отрицается.

- Ни одна идея не обсуждается - для этого еще придет время.

- Группе предлагается выбрать председателя, спикера, секретаря и таймера.

Функции председателя:

- следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»;

- поощрять участие каждого.

Функции секретаря:

- записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно;

- использовать ключевые слова и фразы членов группы.

Функции таймера:

- следить за временем, отведенным на дискуссию.

Функции спикера:

- излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой).

Каждый участник предлагает группе свою идею. Председатель следит за тем, чтобы ни одна идея (на данном этапе) не комментировалась, не оценивалась, не отвергалась (даже самая фантастическая). Секретарь составляет общий список идей.

Процесс выбора идей:

- Каждая группа (через презентацию спикера) представляет свои идеи.

- Ведущий просит участников высказать отношение к идеям из списка: уточнение, развитие идеи, позитивные стороны, критические замечания, контраргументы, содержательная оценка.

- Проясняются непонятные идеи.

- Исключаются повторения.

- Если во время итогового обсуждения в группе возникла проблема выбора решения, то возможно разрешение данной проблемы путем голосования. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и будет общим решением проблемы.

Группа вырабатывает общий вариант решения проблемы:

- выделение идей, разделяемых большинством;

- определение возможных направлений и способов дальнейшей совместной работы над проблемой.

Примечание:

Группа может нарисовать схему, отражающую основной смысл принятого решения. Группа также может сформулировать не менее четырех тезисов и представить их в виде сообщения на общем заседании. Один из тезисов при этом может отразить возникшие у группы затруднения и нерешенные вопросы (если таковые имеются).

Метод ролевой игры.

В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

- разработать и использовать новые стратегии поведения;

- отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

Ролевые игры бывают двух типов.

- На этапе актуализации проблемы.

- На этапе отработки навыков.

Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.

Что важно знать тренеру/преподавателю при проведении ролевой игры.

1) Ролевая игра должна быть значима для участников. Ее значимость определяется соответствием ситуации сфере интересов участника или личностному плану.

2) Необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга.

Эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики.

3) Если ролевая игра неправильная, то участники не примут неуспех. Время потрачено зря.

4) Важен правильный подбор лиц, которые должны принять участие в игре:

- важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;

- неуверенных лучше оставить в покое - они включатся на примере других;

- в первые игры лучше включать людей более уверенных;

- если это очень доминантные участники и они высказывали сомнения, то можно усилить агрессию - лучше приглашать на роли тех людей, у которых позитивное отношение к тренингу;

- бывает так, что кто-то ведет себя эффективно - надо обратить внимание на их достоинства, при этом можно привлечь в игру еще одного участника.

В процессе использования данных технологий в работе применялись следующие диагностические методики:

1. «Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

2. «Определение способности к общению (коммуникативность)».

«Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

Назначение. Для оценки привлекательности группы для каждого ее члена, для представления о том, в какой мере цели и установки членов группы совпадают.

Процедура. Тест построен в виде опросника (5 вопросов). Тестирование занимает 1-3 минуты.

Применение. Для формирования (подбора) классов, экипажей, команд (спортивных и других).

Шкала состоит из 5 разделов (вопросов). Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов, указанным в скобках.

Инструкция. «Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.

Внимательно читайте вопросы. Hе спешите с ответом - время ответа не лимитировано; но и не пытайтесь угадать «правильный» ответ. Помните, что нет «плохих» или «хороших» ответов, а есть лишь ответы, выражающие Ваше личное мнение. Важно лишь то, чтобы Вы отвечали на вопросы самостоятельно, не обсуждая их с другими людьми.

При обработке результатов, ответы на отдельные вопросы не рассматриваются, важна лишь общая картина Ваших ответов на все вопросы».

1. Как Вы оценили бы принадлежность к группе (классу и т.п.)?

(5) а) чувствую себя частью группы;

(4) б) участвую в большинстве видов деятельности;

(3) в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

(2) г) не чувствую, что являюсь членом группы;

(1) д) учусь отдельно от других членов группы.

2. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?

(1) а) да, очень хотел бы перейти;

(2) б) скорее всего перешел, чем остался;

(3) в) не вижу никакой разницы;

(4) г) скорее всего остался бы в своей группе;

(5) д) очень хотелось бы остаться в своей группе;

(6) е) не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

(3) а) лучше, чем в большинстве групп;

(2) б) примерно такие же, как и в других группах;

(1) в) хуже, чем в большинстве групп;

(1) г) не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учащихся с преподавателями?

(3) а) лучше, чем в большинстве групп;

(2) б) примерно такие же, как в большинстве групп;

(1) в) хуже, чем в других группах;

(1) г) не знаю.

5. Каково отношение к деятельности (учебе и т. п.)?

(3) а) лучше, чем в других группах;

(2) б) примерно такое же, как в большинстве групп;

(1) в) хуже, чем в большинстве групп;

(1) г) не знаю.

Ключ

от 5 (очень небольшая оценка группы)

от 19 (очень высокая привлекательность группы)

То есть:

5-7 - очень низкая привлекательность группы

8-11 - низкая привлекательность группы

12 - очень средняя привлекательность группы

13-15 - средняя привлекательность группы

16-18 - высокая привлекательность группы

> 18 - очень высокая привлекательность группы

Источники:

Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.179-180.

«Определение способности к общению (коммуникативность)».

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный ответ на четные оценивается в 1 балл.

Вопросы:

1.Много ли у тебя друзей?

2.Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причинённой тебе кем-то?

3.Есть ли у тебя стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4.Верно ли, что тебе приятнее, проще проводить время за чтением книг или за каким-то другим занятием?

5.Легко ли тебе устанавливать контакты с людьми, которые значительно старше?

6.Трудно ли тебе включаться в новые компании?

7.Легко ли тебе удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8.Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?

9.Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10.Раздражают ли тебя окружающие люди, и хочется ли тебе побыть одному?

11.Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?

12.Испытываешь ли ты чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13.Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

14.Правда ли, что ты чувствуешь себя неуверенно среди малознакомых тебе людей?

15.Полагаешь ли ты, что тебе не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для тебя компанию?

16.Стремишься ли ты ограничивать круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17.Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

18.Верно ли, что у тебя много друзей?

19.Часто ли ты смущаешься, чувствуешь неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Результаты:

Менее 10 баллов - уровень развития коммуникативных способностей низкий. Человек скорее всего замкнутый, необщительный, с трудом знакомится с людьми и не стремится к этому;

10 - 13 баллов - средний развития коммуникативных способностей;

14 и более баллов - высокий уровень развития коммуникативных способностей. В таком случае одна из радостей жизни - общение, окружающие ценят в таком человеке энергию, способность вести диалог.

Выводы: таким образом, групповые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуникативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды.

Т.о. происходит обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, при проведении внешкольной досуговой деятельности, помогают в формировании жизненно необходимых навыков и компетенций, актуализирует процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

По результатам проведенной диагностики видно повышение развития коммуникативных склонностей и навыков. Это говорит о положительной динамике использования данных технологий и о их результативности, эффективности использования.

Литература

Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова, «Психологическая Азбука Начальная школа»: М. «Ось-89», 2003.

М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, «Учимся решать проблемы». Программа развития проектного мышления у младших подростков.: М. «Генезис», 2005.

И.В. Вачков, «Групповые методы в работе школьного психолога»: М. «Ось-89», 2009.

М.Д. Виноградова, К.Б. Первин, Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.

В.К. Дьяченко, Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

Н.В. Пилипко, Т.В. Громова, М.Ю. Чибисова, Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. (под редакцией Н.В. Пилипко): М. УЦ 2002г.

«Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» (под ред. М.Р. Битяновой): М. «Перспектива», 2002 г.

Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», 1998.

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать»: М. ЦСПА «Генезис», 1998.

К. Фопель «Технология ведения тренинга»: М., «Генезис», 2005.

Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

© 2010-2022