Конспект по психологии Способности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по психологии СпособностиКонспект по психологии СпособностиКонспект по психологии СпособностиКонспект по психологии СпособностиКонспект по психологии СпособностиКонспект по психологии СпособностиПсихология

Тема: Способности.

Цели:

-познакомить детей с понятием «способности», научить классифицировать способности на группы; познакомить и провести беседу по сказке о Цветах Способностей;

- развить воображение, речь, мышление у уч-ся;

-воспитывать любовь к изучаемому предмету, чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, мел

Литература: учебник « Психология» В.А. Крутецкий; книга «Главное чудо света» Г. Юдин, «Психология для малышей» И.В. Вачков

№ этапа

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I





II





















































































III

IV

Организация на урок

  1. Приветствие



  1. Проверка рабочего места



  1. Сообщение темы урока

Изложение материала.











































Сказка о Цветках способностей



Упражнение на тему «способности»













Рассказ об уникальных людях.























Итог урока.

Организация на перемену

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать тетрадь и ручка.

-Сегодня на уроке мы поговорим о способностях человека.

-Ребята, сейчас я назову вам слово, а вы подумаете каждый, а потом скажите мне, кто что представил, какие у кого возникли ассоциации с этим словом. Итак, слово «Цветок». Подумайте и скажите, кто какой цветок представил.

Вот я вам сказала всего лишь одно слово «цветок», но представления у вас разные, разные способности.

-Ребята, способности - это индивидуальные особенности человека, необходимые для деятельности и являющейся условием успешного её выполнения.

-Давайте запишем это определение. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему и это определение.

Итак, мы с вами записали в определении «способности», что это индивидуальные особенности, а как вы это понимаете?

Индивидуальные особенности - это те особенности, которые отличают одного человека от другого. Например, художники хорошо различают цвет; у одного человека хорошо развит музыкальный слух, чувство ритма необходимые для успешных занятий музыкой. Но способности, это не просто индивидуальные особенности, но и психические особенности. Например, длинные, гибкие пальцы (особенности пианистов), высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности.

-Как вы думаете, какие способности бывают?

-Способности делятся на 2 большие группы: общие и специальные.

-Запишите у себя в тетради так, как я на доске.









Способности



Общие Специальные способности

Специальные

Способности художественные музыкальные

литературные математические



-Способностей много.

Общие умственные способности - это те способности, которые необходимы для любой деятельности. У каждого человека есть способности, не способных людей не бывает: это хорошая память, воображение, хорошо развита воля, внимание и др.

Специальные способности - это те способности, которыми необходимо добиться успеха в одной какой-то деятельности.

Например, музыкальные способности составляют единство таких способностей, как ладовой чувство, проявляющиеся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодии, способность к слуховому представлению, проявляющиеся в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память). Все эти способности группируются вокруг стержневой способности - музыкальности, под которой понимают способность человека воспринимать музыку как выражение некоторого содержания.

В основе литературных способностей лежат такие стержневые образования, как творческая активность, эстетическая позиция, объединяющие частные способности - наблюдательность, впечатлительность, наличие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображение, эмоциональность, образность, выразительность языка.

К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и светловых отношений, способность чувствовать выразительную функцию света, творческое воображение.

В составе математических способностей большую роль играем математическая память (не память на цифры, а память на общие схемы рассуждений, доказательств, на общие правила); способность к логическому мышлению в области количественных пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала, легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений. Все частные способности объединяются стержневой способностью - математической направленностью ума, связанной с потребностью в математической деятельности.

Способности человек должен развивать в течение жизни.

Например: как должен человек развивать художественные способности?

-Правильно, он должен много рисовать, посещать галереи, чтобы узнавать что-то новое.

А спортивные способности, например, при игре в футбол, как их развивать?

-Не способных людей не бывает, все вы способны по-своему. Но вы знаете, что со способностями не рождаются, а рождаются с задатками - это такие природные предпосылки развития способностей, это врожденные особенности.

Задатки влияют на развитие способностей и чем благоприятнее условия, тем лучше развиваются способности. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он не обладал, не может стать выдающимся музыкантом, поэтом, художником, математиком, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди весьма с благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни свои возможности и оставались исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И, наоборот, даже при отсутствии хороших задатков, трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней больших успехов.



-Ребята, а сейчас я прочитаю вам сказку о Цветах способностей. Вы внимательно послушаете, а потом ответите мне на вопрос: Кто главный герой в этой сказке? (читаю сказку)

-Итак, вы послушали, а теперь ответьте, кто главный герой в сказке?

-Какие цветы должны были вырасти из 3 семян?

-А как вы думаете, почему музыкальная способность так и осталась зарытой в землю?

-Ребята, мне хочется узнать, какие способности есть у вас. Для этого выполним следующее упражнение. У вас есть специальные, индивидуальные способности. Нарисуйте круг и напишите в нем своё имя, а затем лепестки и в каждом лепестке те способности, какие, как вам кажется, у вас есть.

Вообра-ие.Например:

Лит-ые

Худ.

Муз.

Мат-а

спорт

КсенияСделайте это в тетради.









-Ребята, а может кто-то хочет сказать, что он написал?

-А теперь подумайте, какие бы способности вы хотели бы иметь и дорисуйте еще 1 лепесток. Кто хочет поделиться тем, какую способность он хотел бы иметь.

- Все вы очень способные ребята.

Ребята, а сейчас я вам расскажу об уникальных людях, точнее об их уникальных способностях.

-Аутист из Великобритании Даниель Таммет (Daniel Tammet) не умеет различать лево и право, не умеет вставить вилку в розетку и с трудом выполняет действия стандартные для обычного человека, но при этом легко в уме осуществляет сложнейшие математические вычисления

-Молодой человек из Сакраменто (Калифорния) - Бен Андервуд (Ben Underwood) - родился абсолютно здоровым ребенком, но его глаза были удалены хирургическим путем из-за рака сетчатки в трехлетнем возрасте. Однако Бен продолжил жить нормальной и полноценной жизнью зрячего человека, он играет в баскетбол, катается на велосипеде и ведет обычный образ жизни. Он сам научился использовать эхолокацию для передвижения повсюду. Ему не нужны собаки-поводыри, он ориентируется по звуку. Его невероятный слух позволяет ему услышать мельчайший звук, исходящий от любого объекта. Он единственный в мире человек, который прекрасно ориентируется по звуку для того, чтобы видеть, как дельфин или летучая мышь.

-Тай Нгок (Thai Ngoc), 64-летний вьетнамец, вероятно, навсегда забыл, что такое сон, после того, как в 1973 году переболел тяжелой формой лихорадки. «Я не знаю, как сказывается бессонница на здоровье, - говорит он, - но я вполне здоров и могу вести хозяйство ничуть не хуже, чем другие, спящие люди». В доказательство Нгок упоминает, что каждый день носит два 50-килограммовых мешка с удобрениями за несколько километров от дома. Во время медицинского осмотра врачи не нашли у вьетнамца никаких болезней, кроме незначительных отклонений в работе печени, вызванных скорее возрастом чем бессонницей.

- Россиянин Виталий Матюхин страдает редким заболеванием - у него повышенная температура тела. Все мы знаем, что средняя температура здорового человека равна 36,6 градуса по Цельсию. У Виталия она обычно составляет 41,6 градуса. А началось все с того, что однажды в сильную жару у него случился солнечный удар. В больнице врачи поставили Виталию диагноз «внутреннее расстройство методов регулировки теплообмена». С тех пор, если температура воздуха поднимается выше +5 градусов, ему становится плохо. Из-за необычного заболевания мужчина был вынужден переехать из солнечного Краснодара в холодный Архангельск. Свой новый дом он оборудовал на манер холодильной камеры. Там есть комнаты, в которых всегда прохладно. Жена Виталия не смогла жить в таком «морозильнике», подала на развод и уехала вместе с ребенком. Виталий работает дома и старается в теплое время реже выходить на улицу.

- В труппе русского цирка Никишина был уникальный номер. На арену выходил семилетний мальчик Володя Зубрицкий, который с легкостью решал любые математические задачки публики. Зрители называли числа, а ребенок моментально умножал их, возводил числа в степень, извлекал из них квадратные и кубические корни. Людей с такими уникальными талантами называют «феноменальными счетчиками».

-Скажите, о чем мы говорили на уроке?

-Как вы понимаете слово «способности»?

-Какое упражнение вы выполнили на уроке?

-На этом урок окончен. До свидания!

Здравствуйте.





Дети отвечают.



Дети записывают.

Дети отвечают.





Музыкальные, спортивные…



Записывают в тетрадь





















Много рисовать.

Бегать, прыгать, постоянно тренироваться.







Слушают сказку.

Садовник - Интерес, 3 семени.



Выполняют упражнение.

















Слушают





















Отвечают

До свидания.



© 2010-2022