Программа для работы с родителями

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Влияние семьи на развитие личности»

Работа с родителями по методике В. Сатир. Программа предназначена для работы с родителями и имеет практическое назначение. Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании детей, в том числе детей одаренных. Проблемы, особенности воспитания подростков приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

Реализация проекта данной программы будет способствовать психологическому просвещению родителей и лиц их заменяющих.

Цели:

Просвещение родительского сообщества УЗ.

1.Гуманизация семейных отношений.

2. Укрепление психического здоровья учащихся.

3.Преодоление отчужденности детей от родителей.

Задачи:

1.Организовать родительский всеобуч.

2. Работать над созданием единого воспитательного пространства.

3.Вовлекать родителей в учебную, внеурочную деятельность .

Прогноз результатов работы:

1.Уменьшение отклонений в психическом здоровье учащихся.

2. Повышение учебной мотивации.

3.Отсутствие конфликтных ситуаций в системе « родители - учитель-ученики».

4.Повышение качества успеваемости.

5.Отсутствие правонарушений со стороны учащихся.

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей [1]. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [4].

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка через психологическое просвещение.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

Ребенок только начинает само утверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка - это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.

Выводы психологов и ученых и практиков показывают, что успехи и неудачи в воспитании нового поколения связаны с четырьмя основными психологическими явлениями: самооценка, способы коммуникации, навыки, сформированные в семье, методы семейных социальных связей. В современном мире изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

Критерии определения полезности программы для родителей: 1)рост мотивации сотрудничества с педагогами и воспитателями, 2)отсутствие конфликтных ситуаций или их снижение, 3)рост успешности учащихся, 4)проявление инициативы в познании себя и своей семьи.

При реализации программы необходимо учитывать разнородность менталитета, уровня образования и возраста родителей. В ходе проведения занятий рекомендуется акцентировать внимание на естественную потребность любить себя, других и быть любимым.

Содержание программы.

Программа рассчитана на родителей детей разного возраста, может быть использована всеми, кого интересуют вопросы семейного воспитания.

Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

Дети - опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке - чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и на Дону, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к психолого-педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

· потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы психолого-социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению психологической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их психологического просвещения.

В данной программе предлагается вместе с родителями разобраться с основными семейными причинами, влияющими на становление личности.

Тематический план:

№п/п

Темы занятий

Примечания

1.

Влияние родительской семьи на человека

2.

Семья, как система.

3.

Низкая самооценка

4.

Потенциал целостной личности.

5.

Личностный рост

6.

Стадии процесса изменения

7.

Как наладить отношения с подростком

Тематическое содержание занятий по программе.

Занятие №1 Влияние родительской семьи на человека

Цель: расширение представлений о влиянии семьи на развитие ребенка.

Задачи: формировать ценностное отношение к семье;

показать необходимость реагировать на изменения в семье по-разному.

Оборудование: мяч, бумага А4, фломастеры.

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание.

. Знакомство

Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

1. Психолог знакомит участников с целями и задачами занятий, условиями и режимом работы, с основными правилами групповой работы.

2. Родители представляются и рассказывают о себе и о своих трудностях,

высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

Упр.№1. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.

Упр.№2. Мяч по кругу. Участники садятся по кругу и, держа в руке мяч, отвечают на вопрос: «Чему я научился в моей семье?» .Каждый отвечает на вопрос и передает мяч следующему участнику.

Обсуждение.

Упр.№3 « Услышь собеседника».

1) Участники разбиваются по парам. Партнер А должен рассказать о волнующем его событии. Задача партнера Б всем своим видом показать, что он его не слушает, при этом смотрит на часы, отворачивается, зевает. Через 3 минуты партнеры меняются ролями.

Затем важно поделиться чувствами, которые испытали участники во время упражнения. Была ли подобная ситуация в вашей жизни, когда ребенок хотел рассказать вам о значимом для него событии, а вы не обращали внимания, занимаясь своими делами? Как вы предполагаете, какие чувства испытал ребенок?

2) Задача партнера В заключается в том, чтобы очень внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Через 10 минут закончить упражнение и обсудить следующие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время общения?», «Легко ли вам было говорить?», «Какая реакция собеседника позволила вам открыться в общении?»

5. Упр.№ 4«Сидящий и стоящий».

Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Поделитесь своими чувствами.

Упр.№5 Волшебный мяч. Наша задача - выразить друг другу свои чувства и поделиться своим отношением к сегодняшнему занятию.

Занятие 2 Семья, как система.

Литература

  1. Шерон Лойшен. Психологический тренинг умений. Санкт-Петербург. 2014.- 156с.

  2. В. Сатир. Как строить себя и свою семью. - М., 2005. - 190с.



© 2010-2022