Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

В настоящее время техники арт-терапии приобретают всё большую популярность. Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с детьми, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них данная деятельность мож...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

г.Кунгура Пермского края


Работа на тему:

«Арт-терапевтические техники в работе

педагога-психолога»


Возраст детей, на которых рассчитана

данная работа: 7-13 лет


Работу выполнила:

Ложкина Елена Николаевна,

учитель высшей категории,

педагог-психолог.


2015г.

Содержание стр.


Введение…………………………………………………………………

1. История возникновения арт-терапии…………………………….....

2. Методика использования арт-терапии……………………………...

3. Суть и подходы арт-терапии………………………………………...

4. Торцевание из бумаги - одно из направлений в арт-терапии……..

5. Практические занятия с детьми (из опыта работы)………………..

Заключение………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………….

1

4

5

7

8

10

15

16

Введение

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Чтобы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Арт-терапия в учреждениях образования - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия является инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Слово «арт-терапия» появилось в отечественном лексиконе с середины 1990-х годов. С этого времени отмечается более активное внедрение разных форм арт-терапии в медицинские и образовательные учреждения нашей страны, ее развитие как области научного, медицинского знания.

Арт-терапия - это лечение, исцеление, развитие через любую творческую деятельность, «общение» с произведениями искусства. Если в результате прослушивания музыки или составления композиции из цветов на душе стало легче или отступила боль, то это - тоже арт-терапия. Конечно же, исцеление, развитие через творчество - это реальность, и каждый из нас, наверное, на себе когда-либо ощутил подобные эффекты.

За рубежом, в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, арт-терапия (art therapy) - одно из направлений психотерапии искусством (по-английски, arts therapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом. Арт-терапия не является ни психологической самопомощью через искусство, ни исцеляющей или развивающей практикой, связанной с самостоятельными занятиями творчеством. Арт-терапия предполагает, что ребёнок рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста - арт-терапевта (арт-психотерапевта), который создает особую среду, помогает включиться в процесс изобразительного творчества.

Немаловажное значение имеет обсуждение и психологический анализ творческой продукции ребёнка с участием арт-терапевта. Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Арт-терапевты, в особенности, работающие в медицинских учреждениях и, как правило, имеющие медицинскую продготовку (как и музыкальные терапевты, драматерапевты, танцетерапевты), несут за своих клиентов клиническую ответственность, отвечают по закону за причинение клиенту психологического, физического или морального ущерба в результате занятий. Они работают, используя специальные приемы, освоенные ими в процессе обучения, опираясь на этические нормы и стандарты профессиональной деятельности.

В нашей стране арт-терапия самостоятельной профессией не является. Она признана в качестве одного из методов психотерапии. Заниматься лечебной деятельностью с применением этого метода могут лишь сертифицированые психотерапевты. Применять арт-терапию также могут практические психологи, занимаясь психологическим консультированием.

Арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране - используется довольно широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми не способными к языковому общению - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы - не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска, совершивших общественно-опасные поступки и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов - например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

Актуальность:

В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызывает большой интерес специалистов и потенциальных клиентов.

Основная цель:

Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи арт-терапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

  2. Получить материал для психодиагностики.

  3. Проработать подавленные мысли и чувства.

  4. Установить контакт с ребёнком.

  5. Развить самоконтроль.

  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

  7. Развить творческие способности ребёнка и повысить его самооценку.

1. История возникновения арт-терапии.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

Реорганизация западной психиатрической службы в 50 - 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями.

Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.

Основываясь на гуманистическом подходе, Арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

2. Методика использования арт-терапии.

Для Арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для «игры с песочницей», дерево и другие материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.

Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности человека, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Должна быть предоставлена возможность выбора материал и средства для изобразительной работы. На последующих этапах арт-терапевтического процесса постепенно осваиваются другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний.

Глина, тесто, песок и другие пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний. Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений.

Показания для проведения арт-терапии:

трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.

Арт-терапевтическая сессия:

  • Шаг первый: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа.

  • Шаг второй: изменение ситуации на рисунке таким образом, чтобы она стала приемлемой для человека. Меняя рисунок, он одновременно меняет и свое внутреннее представление, образ мышления, старается увидеть травмирующую ситуацию с разных сторон, находит варианты выхода из нее. Важно, чтобы ребёнок сам нарисовал свою проблему и сам нашел решение, как лучше преобразовать рисунок (поделку), так как предложения психолога или педагога могут ему не подойти.

3. Суть и подходы арт-терапии.

Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые способы выражения своих эмоций и бессознательно новые способы общения с миром, т.е. утраченные способности восстанавливаются.

Арт-терапия - это обретение гармонии, развитие личности. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

  • изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

  • имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

  • музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

  • сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

  • кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

  • коррекционную ритмику (воздействие движениями);

  • игровая терапия и т. д.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Ребёнок замечает, что из бросового материала: веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое дети уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

4. Торцевание из бумаги - одно из направлений в арт-терапии.

Среди современных средств в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое направление - «Торцевание» (техника работы с бумагой). Занятия данным творчеством с детьми в общеобразовательной школе не требуют много времени, или какого-то специального оборудования. Польза состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, снижении тревожности, улучшение памяти и возможности одномоментного восприятия целостности образа, развития творческих способностей.

Торцевание из бумаги - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом можно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.

Для выполнения картин в технике торцевания потребуются определенные материалы: бумага, картон, ножницы, клей и небольшая тонкая палочка. Некоторые любят выполнять торцевание из бумаги с помощью бамбуковой палочки (шпажка для шашлыка), которая с одного конца имеет тонкий кончик, а с другой стороны у нее ровная тупая часть. Тонкий кончик хорошо использовать для того, чтобы подправлять бумагу. А вот толстым кончиком хорошо торцевать бумагу. Кроме того, можно торцевать бумагу с помощью карандаша, спицы, тупого конца вязального крючка, стержня от ручки и т. д.

Технология торцевания заключается в следующем:

  1. Из гофрированной цветной бумаги или салфетки вырезают небольшие квадратики.

  2. На середину квадратика ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня.

  3. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень.

  4. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание из бумаги бывает:

  • контурное - торцовки выкладываются по контуру изображения;

  • плоскостное - торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка;

  • объёмное - торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа или пластилина, что позволяет создать объёмное изображение;

  • многослойное - торцовки вклеивают друг в друга.

  1. Практические занятия с детьми (из опыта работы Е.Н.Ложкиной)

Занятие №1 (плоскостное торцевание, индивидуальная работа «Снежинка»)

Зима наступает тогда, когда мы видим за окном первый утренний снег. И я предлагаю начать нашу творческую зиму с первого снега. Пушистые, мягкие снежинки - это самое желанное и красивое, что может подарить нам зима. И мы тоже будем создавать пушистые, нежные, мягкие снежинки. В этом нам поможет техника торцевания из бумаги.

1. Первое, что нам нужно сделать - нарисовать на картоне снежинку простой формы. Не стоит усложнять контур снежинки, все равно он перекроется пушистостью.

2. Далее вырезаем форму - это будет основа для нашей снежинки.

3. Гофрированную бумагу режем на небольшие квадратики.

4. Прикладываем к центру бумажного квадратика торец палочки и накручиваем на нее бумагу.

5. На картонную основу в форме снежинки выливаем понемножку клей и прислоняем к нему нашу бумажечку, накрученную на палочку. Таким способом покрываем всю площадь картонной формы, плотно прислоняя друг к другу бумажные кусочки.

6. Когда вся плоскость будет покрыта, следует дать хорошенько просохнуть изделию. И снежинка готова!

Можно применять снежинку везде, куда только доберется ваша фантазия: украсить новогоднюю открытку, подарочную упаковку, подвесить ее на люстру, вставить в цветочный горшок на подоконнике. Можно прилепить на снежинку с обратной стороны небольшой магнитик, и она послужит оригинальным креплением и украшением для сообщений и пожеланий на холодильнике.

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет) Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет) Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Занятие №2 (плоскостное торцевание, коллективная работа - панно)

Можно работать целым классом и выполнить большую мозаику размером с лист ватмана. Работу над таким ковром можно превратить в интересную игру. Надо разбить все поле для мозаики на квадраты (например, со стороной 5 см) и разрезать.

Каждый ребенок выполняет мозаику на нескольких квадратах, а потом наклеивает их на соответствующее место по эскизу. Места стыковки квадратов практически не будут видны за счет пушистости.

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Плюсы работы в группе:

  • тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);

  • демократизм отношений;

  • чувство значимости - повышение самооценки;

  • чувство коллективизма;

  • высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие включаются в работу);

  • дифференцированный подход;

  • комфортный психологический климат (доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого);

  • творческий подход;

  • рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

  • умение слушать и принимать чужую точку зрения;

  • умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

  • развитие речи и коммуникативных навыков;

  • умение четко и ёмко излагать свои мысли.

Занятие №3 (объёмное торцевание на пластилине, индивидуальная работа - «Кактус» в горшке)

Для работы нужно подготовить пластилин, бумагу для торцевания, линейку и ножницы, палочку для торцевания.

  1. Из пластилина лепим основу.

  2. Из бумаги синего света вырезаем ленточку и обматываем ею горшочек.

  3. Из бумаги зеленого цвета нарезаем квадратики размером 1,5х1,5см.

  4. Далее разрезаем квадратики по диагонали.

  5. Ставим в центр треугольника палочку и накручиваем бумагу.

  6. Крепим заготовку к пластилину.

  7. Движемся снизу вверх.

  8. Ставить торцовки следует таким образом, чтобы они не стесняли друг друга. Но просветов также быть не должно.

  9. Из бумаги желтого цвета нарезаем лепестки для цветущего кактуса.

  10. Крепим лепестки к основе.

  11. Из красной бумаги вырезаем квадратики 1,5х1,5см. Делаем торцовки и клеим их на нужное место.

  12. Осталось только украсить горшочек и поделка готова.

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Работа на тему Арт-терапевтические техники в работе педагога-психолога (7-13 лет)

Заключение

В настоящее время техники арт-терапии приобретают всё большую популярность. Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с детьми, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них данная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных детей в арт-терапевтическом процессе. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Анализируя данные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» арт-терапевтических методов. Важно отметить, что арт-терапия и является универсальным методом психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность ребенка. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной. Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Творческое проявление себя - это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь.

На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление - лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, - это ли не повод попробовать терапию творчества?

Библиографический список

1. Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001.

2. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии - М., 2003.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб.: Речь, 2008.

6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.

8. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. - М.: Издательство Пирожкова, 2002г.

9. Интернет ресурсы:

nv-studio.com.ua/blog/master-klassi/tehnika-tortsevaniya-iz-bumagi.html

lediveka.ru/otdyx/xobbi/torcevanie-iz-gofrirovannoj-bumagi-kak-sdelat.html

womanadvice.ru/torcevanie-iz-gofrirovannoy-bumagi

stranamasterov.ru/technics/parting-off



© 2010-2022