Рабочая программа Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению

Данная программа психологического сопровождения  имеет своей направленностью комплексное развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.В содержании программы предусмотрен ряд правил, определяющих эффективность проводимой работы. Данная программа ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активность в...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Некрасовская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

Руководитель:

_____________Сергеева И.П.

Протокол № ______

«___»__________2014 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МОУ «Некрасовская СОШ»

__________ Батяева Л.Р.

«____»__________2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Некрасовская СОШ»

___________ Мамыко С.В.

Приказ №______

«___»___________ 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса « Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

















Составитель: Ильина Н.М.

учитель начальных классов





Некрасово, 2014-2015 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа психологического сопровождения имеет своей направленностью комплексное развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.

В содержании программы предусмотрен ряд правил, определяющих эффективность проводимой работы:

 Необходимым условием при проведении занятий служит строгое соблюдение правила начала и окончания работы

 Наибольшую успешность проведения занятий обеспечивает включенность психолога-ведущего в выполнение упражнений вместе с участниками группы.

 Вариативность используемых заданий.

Данная программа ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия со взрослым и сверстниками являются важной возрастной задачей на этапе подготовки к школьному обучению.

Ожидаемый результат данной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности).

Тип программы: диагностико-развивающий

Диапазон программы: старший дошкольный возраст.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи программы:

 развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;

 развитие произвольности поведения;

 снижение уровня тревожных переживаний;

 развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

 обращение к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;

 поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Методы реализации программы:

 игра;

 беседа;

 рисуночный метод;

 методики эмоционального расслабления;

 наблюдение;

Условия реализации программы

Для проведения занятий необходимо просторный кабинет с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника, зона отдыха - место, где можно свободно двигаться. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски для рисования, пластилин, простой карандаш, альбом для рисования. Для проведения этюдов на физическое восстановление, а также с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков моря, леса и т.п.).

Содержание программы

Программа включает 5 тематических блоков. Каждое занятие посвящено одной теме. Четырнадцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем-блоков для старших дошкольников: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; отношение к здоровью; школьные конфликты.

Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.

Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира.

Периодичность занятий - 2 раза в месяц. Продолжительность - не более 30 минут. Программа рассчитана на 14 занятий.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; возможность логического запоминания; концентрация внимания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Такая интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Социальная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Несформированность одного из компонентов психологической готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Проанализировав данную литературу, можно предположить, что программа «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой будет содействовать успешному освоению учебной деятельности обучающихся.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

После каждого занятия у родителей есть возможность узнать об успехах ребенка на занятии, получить рекомендации педагогов. В курс «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению» включена диагностика на психологическую готовность к обучению в школе. По итогам программы проводится индивидуальная психологическая консультация.

Планируемые результаты:

Способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;

Усидчивость и внимательность при групповой работе;

Умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях (проигрыш, неоправданные ожидания, провокации со стороны других ребят);

Самостоятельность и организованность;

Способность проявлять инициативу и уверенность.

Тематическое планирование по курсу:

«Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

№ занятия

Тема занятия

Сказки для школьной адаптации:

1

Создание «Лесной школы»

2

Букет для учителя

3

Школьные правила

Сказки об отношении учеников к атрибутикам школьной образовательной среды:

4

Собирание портфеля

5

Госпожа Аккуратность

6

Жадность

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:

7

Домашнее задание и школьные оценки

8

Подсказка

Сказки о здоровье, в том числе психическом:

9

Обманный отдых

10

Прививка

11

Больной друг

Сказки о школьных конфликтах:

12

Ябеда. Обида.

13

Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

14

Задача для Лисенка (ложь)

Диагностика.

Консультирование родителей.



© 2010-2022