Классный час на тему: Психологическая культура личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект классного часа в 9 классе

Тема: "Психологическая культура личности"

Автор: педагог-психолог Калугина Н.А.

Предисловие

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя и свои возможности. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (культура, самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цель классного часа состоит в формировании и расширении представлений детей о психологии, психологической культуре, самопознании, саморазвитии, самооценке, самоопределении.

Задачи:

1) формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как культура личности, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

2) способствование формированию адекватной самооценки; побуждение детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час активного общения.

Оборудование: мультимедийная презентация, анкеты для самохарактеристики, таблицы, памятки.

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - иногда ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

I. Вступительное слово "Что мы знаем о культуре и психологии?"

II. Повествовательная беседа-презентация"Что мы знаем о культуре и психологии?"

III. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна психологическая культура?"

IV. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

VI. Составление самохарактеристики.

VII. Игра «Комплимент».

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

IX. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

- Как вы знаете 2014 год был объявлен в России "Годом Культуры". За этот год на уроках и классных часах, проводившихся в разных форматах, на территории всей нашей страны, в том числе и в вашей школе, были рассмотрены многие стороны, виды и грани культуры. Но, пожалуй, самому незаметному на первый взгляд виду культуры, но играющему в жизни отдельного человека и общества в целом очень важную роль, не было уделено достаточного внимания. Я веду речь о психологической культуре личности.

Совсем скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? насколько я культурен в своем поведении и общении? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем стараться учиться отвечать на эти вопросы.

II. Повествовательная (познавательная) беседа-презентация "Что мы знаем о культуре и психологии?"

- Начнем с обсуждения вопроса "Что мы знаем о культуре и психологии?"

Итак, Кто из вас может мне рассказать о культуре: дать определение, перечислить ее основные виды?

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики, религии и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Культура является также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Виды культуры

Как правило, культуру классифицируют на основании ее структуры:

1) материальная (культура труда; культура повседневности - материальная сторона человеческого быта; культура топоса или места поселения);

2) духовная (религиозная культура; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; педагогическая культура - идеалы и практика образования и воспитания; интеллектуальная культура);

3) художественная (прикладное искусство или дизайн, насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение и т.д.; «чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематографию);

4) физическая культура (культура физического развития - от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта).

Теперь давайте с вами побеседуем о психологии. Что вы знаете о ней?

Так вот, психоло́гия (от древне-греч. ψυχή - «душа»; λόγος - знание, наука), изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Современная психология насчитывает более 50-ти направлений, среди которых педагогическая психология, психология труда, психология семьи, психологическая диагностика, психологическое консультирование, психология общения, менеджмента и мн.др. К психологическим явлениям относят: психические процессы, свойства и состояния.

III. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна психологическая культура?"

- Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

- Можете ли вы считать себя умными людьми? А культурными? Культурными с психологической точки зрения?

(Дети отвечают)

Так что же все-таки такое "Психологическая культура"?

Когда мы говорим о ком-то, что он культурный человек, то, как само собой разумеющееся, имеем в виду и его психологическую культуру. Она, как и правовая, политическая, экономическая культура человека, является одним из важнейших и необходимых элементов общей культуры. Нужно ли объяснять, насколько важна психологическая культура?

Складывающаяся на сегодняшний день информационно-компьютерная цивилизация нуждается в людях с особым типом психики, которая бы отвечала потребностям современной жизни. Человек сегодня постоянно оказывается в ситуациях, когда ему крайне желательно проявлять инициативу и предприимчивость, умение соотносить свои намерения и цели со стремлениями других людей. Здесь нужны способности понимать не только собственный, но и чужой личностный мир и психологические переживания.

В самом общем виде психологическая культура касается сферы душевной жизни человека: его мыслей, чувств, состояний, межличностного взаимодействия, словом, всего того, что принято называть психологической реальностью.

Именно умение выделять в целостных явлениях окружающего мира их психологическую составляющую или, по крайней мере, отдавать себе отчет в ее присутствии, следует считать важнейшим моментом психологической культуры человека. Назовем это умение знанием. Психологически культурный человек не тот, кто прочел много книжек по психологии и щеголяет россыпью малопонятных для других слов, а тот, для кого неочевидная, как правило, психологическая реальность столь же значима (а иногда и более) и понятна, как и наличие материальных предметов.

В то же время можно вообразить себе человека, знающего о психологической реальности, но неспособного использовать это знание в своей деятельности. Агрессия, несдержанность, несобранность нередко свойственны даже весьма образованным людям. Легко представить себе человека, болезненно воспринимающего любую, даже самую доброжелательную критику. Между тем такой человек может вполне отчетливо осознавать и свое собственное состояние, и последствия этого нелепого поведения, но справиться с собой он не может. Если такие «срывы» достаточно часты, то, скорее всего, такого человека нельзя считать в полной мере психологически культурным.

Таким образом, психологическая культура - это умение человека выделять из явлений окружающей жизни психологическую реальность, получать знание о ней, влиять с помощью полученного знания на свою внутреннюю жизнь и, соответственно, поведение. Правда, при этом следует помнить об условности «извлечения» психологической культуры из общей культуры человека. В действительности бывает довольно не просто «отделить» психологическую культуру от нравственной, эстетической ее составляющих.

Психологическая культура человека всегда рассматривается и проявляется в трех ее относительно самостоятельных аспектах: деятельности, общении, опыте самоорганизации.

- Ребята, а что можно узнать (или вы уже знаете) о себе?

Примерные ответы детей:

- Свои физические возможности, состояние здоровья.

- Свои таланты, способности (умственные, творческие).

- Свой характер, темперамент, волю.

- Свои вкусы, привычки.

- Свои сильные и слабые стороны.

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

- Узнать призвание, выбрать профессию.

- Избежать ошибок и разочарований.

- Правильно вести себя с окружающими.

- Не браться за невыполнимые дела.

- Правильно определить цель в жизни.

- Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

IV. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

- А как же можно узнать человека с правильной самооценкой?

Мною была составлена таблица признаков людей с разной самооценкой. Но признаки в ней перепутаны местами. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы посмотрим в следующих слайдах презентации. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3 минут дети работают)

- Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы).

Записи на листочках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.)

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.п.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.)

V. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

- Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Послушайте, пожалуйста, рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи.

Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя.

Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин друг Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Она считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

- К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами хорошего тона и понятием психологическая культура.

- Правильно ли оценивала себя Наташа?

- Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

- Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

- Поругалась с друзьями, которые говорили о ее недостатках.

- Ставила себе нереальные цели.

VI. Составление самохарактеристики (в зависимости от времени)

- Ребята, вы знаете, что после окончания 9 класса школа часто дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Я решила обратиться к вашей помощи для составления самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы).

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты)

VII. Игра «Комплимент»

Коммуникабельность даёт возможности - и для самореализации, и для поиска поддержки извне. Это тоже один из элементов психологической культуры человека. Я предлагаю вам очень простое упражнение, которое покажет наше с вами состояние, уровень комфорта, который мы испытываем сейчас при общении друг с другом, отношение друг к другу. Это упражнение "Комплимент". Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу приятные слова, обращаясь к соседу по имени.

Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

- Комфортно ли вы себя чувствовали сегодня на занятии?

- Что дал вам сегодняшний классный час?

- Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

IX. Заключительное слово

- Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, свой внутренний мир, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни. А с психологической культуры человека начинается его продуктивное общение с другими людьми, обретение круга друзей, товарищей, а в последствии и семьи. Я искренне желаю вам всего самого доброго в поисках и реализации себя и в целом по жизни. Очень надеюсь, что наше сегодняшнее общение будет для вас хотя бы немного полезным.












Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)


© 2010-2022