Родительское собрание Адаптация пятиклассника к обучению в среднем звене

Данная статья посвещена вопросу адаптации пятиклассника к обучению в среднем звене. Рассатривается понятие психологической адаптации в сравнении с адаптацией на физиологическом уровне. К чему нужно адаптироваться пятикласснику, что нового появляется в его жизни? Смена позиций «самый старший» на «самый младший». Рассогласованность требований разных педагогов. Различный темп работы учителей, особенности речи, стиль преподавания. Учебные перегрузки. Неадекватные ожидания со стороны родителей. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации. И многое другое Также расскрываются вопросы дезадаптированности ребенка и оказания помощи в ситуации наличия проблем с адаптацией. ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Процесс адаптации можно сравнить с вхождением человека в холодную воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много.

Что испытывает человек только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже страх. Затем дискомфорт от резкой смены температуры. Затем он привыкает и не хочет выходить из воды, т.к. она ему приятна и соответствует его ожиданиям.

Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего, он должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым

Это адаптация на физиологическом уровне, но то, же самое происходит и на психологическом. Дети попали в новую ситуацию, к которой им необходимо адаптироваться.

К чему нужно адаптироваться пятикласснику, что нового появляется в его жизни?

  1. Смена позиций «самый старший» на «самый младший».

  2. Рассогласованность требований разных педагогов.

  3. Различный темп работы учителей, особенности речи, стиль преподавания.

  4. Учебные перегрузки.

  5. Неадекватные ожидания со стороны родителей.

  6. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации. И многое другое

Хочется отметить, что механизм адаптации ребенка к школе имеет свои периоды.

Первый период длится 1,5-2 месяца с начала учебного года. Здесь выделяют острый период, называемый «физиологической» бурей». Когда в ответ на новое воздействие все системы организма отвечают бурной реакцией (снижение работоспособности, физическое и эмоциональное напряжение и т.д.)

Вторая фаза относительно устойчивой адаптации, когда организм ищет и находит оптимальные варианты реакций (ноябрь), ребенок работает без напряжения.

Третий период - обострение адаптационного периода (середина декабря), длиться 2-3 недели (после 20 декабря желательно не нагружать ребенка)

Февраль - обострение заболеваний.

Необходимо указать на признаки, которые свидетельствуют о дезадаптированности ребенка:

1. Усталый, утомленный вид ребенка.

2. Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.

3.Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный ночной сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость

9. Часто расстройство стула

10. Постоянные жалобы на плохое самочувствие

И последний вопрос, как помочь подростку справиться с проблемами адаптации:

  • Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах;

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;

  • Укрепляйте уверенность в себе, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

  • Учите ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.

  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  • Используйте наказание в крайних случаях, не унижая его

  • Помогайте ребенку выполнять д\з, но не делайте их за него

  • Контролируйте соблюдение ребенком режима дня


© 2010-2022