Цикл развивающих занятий «Мы начинаем меняться» для учащихся 5-х классов

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл развивающих занятий

«Мы начинаем меняться»

для учащихся 5-х классов


Цель- помочь подросткам осознать свои изменения.

Задачи:

  • способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся;

  • стимулирование самопознания;

  • улучшение эмоционального состояния;

  • сплочение коллектива.

Методы: игра, релаксация, беседа, дискуссия, диагностика.

Форма работы: групповая.

Продолжительность каждого занятия 40 минут.

Материалы и оборудование: бумага, ручки, фломастеры, магнитофон, диск с записью релаксационной музыки.

Цель занятия

Содержание занятия

Занятие

№1

Кто я?

Осознание своих качеств; мотивация к занятиям психологией

Упражнение «Те,кто…»

Психолог предлагает задания для проверки быстроты реакции: «Дотроньтесь до кончика носа все, кто любит смотреть ужастики по телевизору» или «Топните левой пяткой те, кто сегодня утром чистил зубы» и т.п. Далее роль дающего группе задания выполняют все ребята по очереди. Упражнение «Кто Я?»

Психолог говорит учащимся, что каждый взрослеющий человек задает себе вопрос «Кто я?» . И иногда ответить на него труднее, чем решить самую сложную задачу. Затем в качестве примера сам отвечает на этот вопрос (я- дочь, спортсменка, читатель, садовод и т.п.). Предлагается учащимся ответить на этот вопрос письменно. Затем дети по желанию читают написанное вслух.

«Нарисуй свою роль»

Учащимся предлагается выбрать свою любимую роль из написанных и нарисовать себя в ней. После этого учащиеся по желанию показывают свои рисунки, остальные угадывают, в какой роли они себя изобразили.

Занятие №2

Я могу

Осознание своих качеств и повышение самооценки

Упражнение «Моя ладошка»

Учащиеся обводят свою ладошку на листе бумаги. Посередине «ладошки» они должны написать «Я», а на каждом «пальчике»- что-либо хорошее о себе (качества или способности). Затем детские работы собираются и по очереди зачитываются, а ребята определяют, кому какая «ладошка» принадлежит.

Упражнение «Я могу, я умею..»

Ребята в быстром темпе перебрасывают мяч друг другу. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое-либо свое умения (я умею петь, бегать и т.п.).

Работа со сказкой «Фламинго» О.Горькова (Прил.1).

Занятие №3

Я общаюсь



Совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга;

формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Информирование о невербальных каналах коммуникации

Упражнение "Визуальное чувствование"

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

Упражнение "Через стекло"

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

Упражнение "Дискуссия"

Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и парали­тика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

Занятие №4

Я

наблюдаю

Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения

Теория «Техника активного слушания»

Анкетирование (Прил.2).

Теоретич. Часть.:Типичные приемы слушания:

Упражнение «Карусель»

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Занятие №5

Доверие

Осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими, усиление

групповой сплоченности




Упражнение «Скала»

Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник. 10 мин.

Упражнение «Правда или ложь»

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. «Слепой» завязывает глаза платком.

Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного с окружающим миром, передать свое отношение. 5-7 минут, меняемся ролями.

В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры.

Упражнение «Доверительное падение»

Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

После игры участники садятся в круг.

Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства.

Занятие №6

Давайте сочинять!


Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне,

развитие воображения и эмпатии.

Упражнение "Передача движений по кругу"

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз

Игра «Три зверя»

Инструкция: Кто из вас бывал в театре? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами - в своем воображении. Я хочу показать вам, как это можно сделать.

Сядьте поудобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в детской театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?

Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?

Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты - то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное - человек, которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты.)

Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза... Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.

Анализ упражнения:

- Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины?

- Что было для тебя труднее всего?

- Удивило ли тебя что-нибудь?

- Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении? Если да, то кого - больше всех?

- Как ты в жизни ведешь себя с человеком, которого любишь? Ты ему это показываешь? Как?

- Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь?

- Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи?

Упражнение «Дрессированный медведь»

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Ты умеешь быстро думать? Возьми бумагу и карандаш и поразмышляй - для чего бы тебе мог понадобиться дрессированный медведь? Может быть, для того, чтобы носить твой портфель? Или охранять квартиру? Хотел бы ты, чтобы он был твоим личным охранником? У тебя есть три минуты, чтобы придумать и записать как можно больше идей. Не надо выбирать между "хорошими" и "плохими" идеями. Если у тебя появится десять идей - это будет превосходно. Если ты напишешь пятнадцать идей - это будет невероятно! (3 минуты.)

Теперь разбейтесь на четверки. Покажите друг другу свои листы. Что твои друзья думают о том, что ты написал? Попытайтесь придумать еще пять идей вместе.

Дальше эти рабочие группы Вы можете использовать для мозгового штурма. Дети могут выбрать какой-нибудь другой объект, чтобы вместе за три минуты сформулировать как можно больше идей. Наверняка они напридумывают много - до десяти идей, а может и больше. По окончании пусть группы сами выберут еще один объект. И здесь кто-то один из группы должен будет вести протокол. Главное правило мозгового штурма - не оценивать!

Анализ упражнения:

- Какие из идей тебе особенно понравились?

- Какой собственной идеей ты остался доволен более всего?

Занятие №7

Я мечтаю

Упражнение «Я невидимка»

Учащимся предлагается пофантазировать на тему «Что бы я делал, если бы превратился в невидимку на 5 минут (на час, сутки)».

Упражнение «Закончи предложение»

Ребята заканчивают предложения «Пятиклассники обычно мечтают о …», «Учителя обычно мечтают о …», «Директор школы обычно мечтает о …»

Упражнение «Зачем люди мечтают»

Психолог рассказывает ребятам об одних родителях, которые «приходили к нему на консультацию». И вот они поспорили друг с другом. Отец сказал: «Зачем вы учите моего сына фантазировать? Это совершенно бесполезное занятие, денег оно не приносит. Лучше развивайте его память». А мама возражала: «Разве может человек жить без мечты?»

Психолог спрашивает ребят, с кем бы они согласились и почему.

Работа со сказкой «Сказка о мечте» В. Чувакова (Прил.3)

Упражнение «Мои мечты».

Психолог просит учащихся нарисовать рисунок или написать маленькое сочинение на тему «Мои мечты».

Занятие №8

Давайте играть!

Снятие напряжения, создание дружественной обстановки, сплочение группы.

Упражнение "Поздороваться носами"

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством людей. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

Упражнение "Остров "

Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

Упражнение «Путаница"

Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.

Упражнение "Живой мост"

Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.

Упражнение"Бесконечное кольцо"

Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

Занятие №9

Мы умеем отдыхать


Нормализация психоэмоционального состояния, создание дружественной обстановки, сплочение группы

Упражнение «Мешочек»

Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Упражнение-релаксация «Полет бабочки» (Прил.4).

Занятие №10

мы умеем отдыхать

Нормализация психоэмоционального состояния, создание дружественной обстановки, сплочение группы

Упражнение «Я подарю тебе…»

Каждый участник группы по очереди говорит о том, что он хотел бы подарить каждому из коллег по тренингу.

Упражнение-релаксация «Полет к звезде» (Прил.5).




Приложение 1


Сказка «Фламинго» (О.Горькова)


В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет и любой, кто когда-либо увидел такое, никогда этого не забудет.
Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.
Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками - туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат.
Однажды мимо нашего Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они очень понравились Облачку, и ему захотелось полетать с ними и посмотреть на закат поближе. Облачко решило поговорить с птичками.

- Куда вы летите? - спросило оно.
- Мы, птички, куда хотим - туда и летим,- сказала одна.
- Да, да, - сказала другая.- Мы можем летать, куда нам хочется.
- Возьмите меня с собой,- попросило Облачко.
- Ха-ха-ха,- засмеялись птички,-да ты же не умеешь летать и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое Облако, которое летит туда, куда дует ветер,- сказали птички и улетели.
Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти не с кем не разговаривало и все время думало: "Какое я несчастное, неуклюжее, серое Облако. Я даже не умею летать". А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: "Маленькое, глупое, неуклюжее, серое Облако".
Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.
"Какая разница,- подумало Облако.- Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым Облаком". Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.
- Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, облака, только мешаетесь нам - ветрам. За это я разобью тебя о скалу,- сказал Ветер.
Облачко пыталось справиться с порывом Ветра, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но Ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: "Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать".
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облако решило в последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.
"Неужели я его больше не увижу,- подумало Облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день.- Что же мне делать?.. Надо попробовать улететь от ветра".
В этот момент Ветер со всей силы кинул его в скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь, но Ветер схватил его и с силой швырнул опять. Облачко подумало: "Мне надо постараться, у меня обязательно получится". Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако, разогнался и кинул его на скалу.

"У меня все получится. Я не сдамся",- решило Облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за Облаком. Облако старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: "Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от Ветра". И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.
Облачко думало: "Какое же это чудо. Я - птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу". Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: "Какая красивая птица и как хорошо она летит".

Маленькое серое Облако превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали Фламинго.

Вопросы для обсуждения:

- Почему грустило Облачко в начале сказки?

- Что оно думало о себе?

- Какие мысли помогли ему победить ветер?

- Что бы вы загадали, если бы встретились со Скалой Желаний?














































Приложение 2


Анкета


Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

Интерпретация

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).












Приложение 3

Сказка о мечте (В. Чуваков)



Эту историю мне поведал мой старый добрый друг - капитан дальнего плавания, который побывал в разных странах, избороздил все моря и океаны. Плавал он и в самом-самом холодном океане, который называется Северным Ледовитым, был он и в теплых водах Индийского и Тихого. А начиналась эта история так...

На берегу небольшой речушки лежал чуть пожелтевший от сырости кусок пенопласта. Ветер обдувал его задеревеневшие бока, капельки воды стекали по щекам и спине. Но ему было уже все равно. Чувство, что он никому не нужен, что его все бросили, не покидало его. Он давно забыл, кем был раньше, где жил, с кем общался... Грязь, лежащая повсюду, стала уже частью его самого.
Однажды ночью пенопласт почувствовал, что вокруг происходит что-то неладное - по нему забарабанили жесткие и холодные струи дождя, загремел гром и засверкали молнии, поднялся сильный ветер и на берег покатились первые волны. Вдруг он ощутил, что земля уходит у него из-под ног. Огромная волна смыла его в бурлящий поток разбушевавшейся реки. Вода застлала его глаза так, что он ничего не видел, а шум перекрывал любые другие звуки. Но пенопласт не испугался, зная, что утонуть он просто не может (это известно даже самым маленьким пенопластикам еще с детства). Наоборот, он представил себе, что теперь он не просто кусок какого-то там материала, а быстроходная парусная яхта. И он так сильно стал мечтать об этом, что почувствовал, как неожидан¬но увеличивается в размерах. У него и впрямь появилась длинная, стройная мачта, на которой развернулись яркие белоснежные паруса. И он поплыл вниз по течению, чтобы выйти в открытое море и посмотреть на мир, он хотел стать кому-нибудь полезным, найти друзей.

Тут-то его и повстречал мой друг-капитан (который тогда был еще мальчиком), и они стали неразлучными товарищами, а через несколько лет отправились в свое первое кругосветное плавание... Но это уже другая история.


Вопросы для обсуждения:
- Как помогли мечты куску пенопласта?
- Что значит «очень сильно мечтать»?
- Всякая ли мечта приносит человеку пользу?











Приложение 4

Релаксационное упражнение «Полет бабочки»

Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Анализ:

  • Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?

  • Удалось ли расслабиться?

  • Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?

  • Можем ли мы дальше продолжать занятие?










Приложение 5


Релаксационное упражнение «Полёт к звезде»

Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.

И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…

А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…

Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот - приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня… И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…


© 2010-2022