Статья Исследование психотипа личности обучающихся

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОТИПА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Бакланова В.А,

ГБОУ Многопрофильный образовательный комплекс

«Братиславский», г.Москва

Ливинская С.А.,

Кафедра «Технологии индустрии питания»,

ФГБОУ «Московский государственный университет», г.Москва

Аннотация

Тестированием изучены психотипы студентов 1993-1995 годов рождения и школьников 1999 и 2001 годов рождения. Психотипы опрошенных школьников представлены интровертами и амбивертами. Анализ анкет показал, что экстравертов среди тестированных школьников нет.

Среди студентов, которые старше опрошенных школьников на 5-7 лет выявлены экстраверты, интроверты и амбидекстеры.

Ключевые слова: экстраверт, интроверт, амбиверт, школьники, студенты

Известно, что для характеристики психотипов людей уже более 100 лет используют понятие интроверсии-экстраверсии. [2]. Хотя понятия интроверсия и экстраверсия впервые были введены Юнгом, но их современное понимание и употребление в психологии отличаются от изначального значения. Юнг определял интроверсию как «поведенческий тип, который характеризуется направленностью жизни на субъективное психическое содержание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, который характеризуется концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир). В настоящее время психологи признают, что экстраверсия проявляется в дружелюбии, разговорчивости, энергичном поведении, а интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Экстраверсия и интроверсия рассматриваются как единое пространство измерений: высокие показатели одной из характеристик подразумевают низкие показатели другой [1]. Таким образом, интроверты и экстраверты - два принципиально разных психоэмоциональных типа личности, определяющие многие поведенческие характеристики.

Амбиверты проявляют качества обоих психотипов. [2]

Целью исследования была разработка меню для современной школьной столовой. Для решения этой цели были сформулированы задачи:

- изучить психотипы личности школьников и студентов;

- на основе тестирования среди школьников и студентов выделить экстравертов и интровертов;

Объектом исследования были школьники ГБОУ МПОК «Братиславский» 1999-2001 года рождения и студенты 1993-1995 года рождения ФГБОУ МГУПП.

Предметом исследования были психотипы школьников.

В маркетинговом исследовании использован 2-х ступенчатый тест. В исследовании приняли участие 82 школьников и 77 студентов. На первом этапе тестируемым было предложено выбрать из перечня утверждения, соответствующие их мнению о себе. Выбранный перечень утверждений характеризует тип тестируемой личности. На втором этапе тестируемый выбирает варианты из определений, которые корректируют выбор психотипа личности.

Характерным для экстравертов является поведение, при котором человек стремится: к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках. Психологи отмечают, что экстравертам не достаточно собственной энергии и для полноценной жизни они ищут подпитку в окружающем их мире: общество других людей, привлекают к себе внимание, хотят быть на публике, в центре внимания. Экстраверту для комфорта нужно присутствие других людей.

Считается, что интровертам свойственно поведение, которое больше связанно с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверту комфортно работать в одиночестве. Работая, они используют свои энергетические ресурсы, которых им достаточно на целый день. Это позволяет им заниматься своими делами или творчеством в одиночестве. У них нет острой необходимости в общении с другими людьми, им комфортно и наедине с собой. Индивидуалистические качества интровертов позволяют добиваться им успехов в деятельности не связанной с постоянным пребыванием в коллективе, они не навязчивы, комфортны в общении для клиентов. Но эти же черты могут затруднить выход из критической ситуации: страх вызвать негативную реакцию, нежелание привлекать к себе внимание помешают предотвратить конфликт.

Некоторые персоны умеют проявлять себя как экстравертом, так и интровертом, таких представителей относят к амбивертам. Если человек умеет управлять своей экстраверсией и интроверсией, то ему доступны оба варианта поведения. Как правило, такие люди добиваются успехов во многих видах производственной деятельности. Многие люди от природы проявляют качества и экстравертов, и интровертов и гораздо эффективнее моновертов, которым важно научиться альтернативному поведению: экстравертам -интровертивному, а интровертам - экстравертивному. Со временем обладатель новых способностей становится амбивертом - человеком, уважающим как свои интересы, так и учитывающим интересы клиентов, сотрудников, и в результате получает максимум успеха.

В целях выявления интроверности или экстраверности, им было предложено ответить на вопросы 2-х ступенчатого теста [1]. Полученные данные приведены на рис 1. Анализ рисунка показывает, что 46% среди опрошенных составляют экстраверты, на втором месте амбиверты - их количество 37%. Количество интровертов - 17%. Выявленное преобладание среди студентов экстравертов позволяет предположить, что современные студенты - люди, ориентированные на яркие события, нуждаются в мероприятиях, на которых они сами станут активными участниками.

Статья Исследование психотипа личности обучающихся

Рисунок 1. Количество психотипов среди опрошенных студентов 1993-1995 г.р.

В целях выявления интроверности или экстраверности среди школьников 1999 (16 лет, 10 класс) и 2001 (14 лет, 8 класс ) годов рождения, им было предложено ответить на вопросы этого же теста [1]. Анализ данных анкет школьников 1999 года рождения показал, на первом этапе около 50 % тестируемых школьников отнесли себя к экстравертоам, но на втором этапе выявилось, что 57% - интроверты, а 43% - амбиверты. Экстравертов среди опрошенных было не выявлено ни одного. Результаты приведены на рис 1. Выявленное преобладание среди школьников интравертов позволяет предположить, что современные школьники - люди, ориентированные на внутренний мир личности, события, не нуждаются в ярких мероприятиях.

Статья Исследование психотипа личности обучающихся

Рис 1. Интроверты и амбиверты, школьники 1999 г.р.

Аналогичное тестирование было проведено среди школьников 2001 года рождения. Среди этих тестируемых на первом этапе также около 50% отнесли себя к экстравертам, однако, на втором этапе не было выявлено ни одного экстраверта. Количество интровертов в этом возрасте уменьшилось до 34%, а амбивертных персон увеличилось до 66%. Результаты анкетирования приведены на рис.2.

Статья Исследование психотипа личности обучающихся

Рисунок 2. Интроверты и амбиверты, школьники 2001 г.р.

Полученные результаты показывают, что старшеклассники (57% и 34%) проявляют свойства интровертов, и, следовательно, связаны с жизнью посредством идей, впечатлений, надежд и ценностей. Вторая половина школьников (43% и 66%) находятся где-то посередине. Как амбидекстры, они и интровертны, и экстравертны. Такие люди могут чувствовать, что разрываются между потребностью побыть в одиночестве и желанием выйти на люди. Такие люди судят себя посредством собственных размышлений и ощущений и через стандарты, принятые в обществе. Это обеспечивает широкий кругозор, но временами может оказаться, что они видят ситуацию с обеих сторон и не знают, какова их позиция. Следует особо подчеркнуть, что отнесение школьников себя на первом этапе теста к экстравертам свидетельствует об общей симпатии школьников к качествам экстравертов. Такая картина согласуется с данными ежедневного общения со школьниками.



Список литературы

1. Шамис Е. Дети, взрослые, образование и Теория поколений: стратегические выборы 2003-2023 годов. [Электронный ресурс]: regenerations.ru/2015/06/13/ дата обращения: 1.11.2015

3. Изучение типов личности студентов / М.С.Денисович, С.А. Ливинская, В.А.Бакланова // Отчет и НИР студентов. МГУПП, 2015. - с.

4. Подорожнюк, Бакланова В.А., Ливинская С.А. Изучение психотипов обучающихся. -М.: МГУПП, 2015, - 184с.

5. Лэйни, М. Непобедимый интроверт. [Электронный ресурс]:. regenerations.ru/2015/06/13/ дата обращения: 1.11.2015


© 2010-2022