К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОПЕКАЕМЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОПЕКАЕМЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.


Л.Э. Корох, магистрант

Государственный педагогический университет. Г. Новосибирск

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор - Р.О. Агавелян

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.[1]

Перцепция социальная - восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова "восприятие" кажется здесь не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима "восприятие другого человека" употребляется выражение "познание другого человека". [2]

Социально-перцептивный стиль личности - относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению. В процессе взаимодействия с другими людьми у каждого человека со временем формируется свой, индивидуальный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотнесения индивидуальных межличностных представлений-оценок и исходов взаимодействия с наиболее распространенными социальными стереотипами. Можно сказать, что социально-перцептивный стиль в содержательном плане есть результат интериоризации социальных стереотипов в процессе повседневного общения и совместной деятельности с другими людьми, а в плане технологическом - реализация в конкретных действиях восприятия и оценки партнера по общению сложившегося социально-перцептивного эталона.

В последние годы среди проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых, одно из первых мест стала занимать проблема личности. Уточняется определение этого сложнейшего образования в психике человека, углубляется представление о структуре личности и входящих в нее элементов, все более глубоко освещаются аспекты, связанные с развитием личности в онтогенезе. [1]

Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция), роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое такое восприятие в то же время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, изучение поведения человека осуществляется через уподобление себя другому.
В процессе взаимодействия с другими людьми у каждого человека со временем формируется свой индивидуальный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотнесения индивидуальных межличностных представлений-оценок и исходов взаимодействия с наиболее распространенными социальными стереотипами. Социально-перцептивный эталон формируется, в том числе, и в процессе познания человеком самого себя, являющегося условием атрибутивных действий по отношению к другим людям.[4]

Восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различение) себя с другими. Рассматриваемый в плане таких конкретных ситуаций общения процесс соотнесения себя с другими дает возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, удобной для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданности и объективированности.

  1. Восприятие себя через восприятие себя другими. Значимость указанного источника развития представления о самом себе подчеркивалась, в частности, Л.С. Выготским: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других". Можно сказать, что существо обсуждаемого источника самовосприятия заключается в опоре на межличностную обратную связь.

  2. Восприятие себя через результаты собственной деятельности.

  3. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Выделение этого источника в качестве объекта психологических исследований имеет, как известно, давнюю историю связанную с интроспективной психологической парадигмой.

  4. Непосредственное восприятие собственного внешнего облика.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, и наоборот, чем полнее раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. [5]

В этой связи важнейшей характеристикой социально-перцептивного стиля личности является перцептивная сложность -свойство личности, определяющееся ее способностью к использованию большего или меньшего числа (диапазона) социально-перцептивных оценок другой личности и самого себя (Гончаров А.И.). Социально-перцептивный стиль может быть оценен с помощью следующих критериев:

  • точность межличностного восприятия (высокая, средняя, низкая);

  • самооценка;

  • проективная тенденция, т. е. тенденция приписывать свои качества другим людям;

  • стабильность оценок, даваемых одним и тем же людям;

  • способность к эмпатической идентификации;

  • сензитивность;

  • содержание референтного эталона стиля общения и др.

Ни в малейшей степени не умаляя большой перспективности всех этих исследований и четко просматривая наличие теснейшей взаимосвязи между ними, а также взаимодополняемости получаемых результатов, в настоящее время необходимо обратить специальное внимание на целенаправленное и последовательное развитие вширь и вглубь еще одного направления в исследовании психологии личности и факторов, обусловливающих ее формирование, а именно на теоретическую, экспериментальную и методическую разработку проблем личности и общения во взаимосвязи их друг с другом.

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с трудом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживаются все психические характеристики человека, выступающего в качестве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвующую в нем личность.[1]

Уровень готовности личности опекаемых с нарушениями умственного развития к процессам межличностного восприятия характеризуется содержанием самооценки и оценки другого человека, коррекцией собственного поведения в сложных случаях общения, особенностями восприятия и интерпретации экспрессии людей, их эмоциональной системы в целом, уровнем эмпатии и особенностями ее формирования, эталонными образованиями личности, значимым кругом ее общения.

Социальная среда, общественные отношения предъявляют к личности аномальных людей определенные требования, выражающиеся в том, что они должны в зависимости от уровня активности межличностного восприятия, степени познания окружающих правильно распознавать и оценивать людей, их деятельность. Кроме того, они должны регулировать собственное поведение, уметь ориентироваться в различных ситуациях, актуализируя и обогащая свой социальный опыт, принимать решения.[3]

Актуальность данного исследования заключается в том, что как для детей, так и для взрослых, воспитывающихся в домах для психохроников, характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Многие исследователи отмечают у них нереализованную потребность во внимательном и доброжелательном отношении со стороны других людей. Недостатки эмоционального контакта в условиях депривации сочетаются с однообразными обращениями педагогов к воспитанникам, которые в большей степени направлены на регламентацию их поведения. Замкнутый круг общения по особому влияет на становление социально значимых качеств личности, не способствует усвоению социальных норм и правил взаимодействия с людьми. Поэтому остро стоит вопрос определения готовности опекаемых к жизни «на воле» и определения уровня социальной перцепции у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях дома психохроников.

Список использованной литературы

  1. Д. Узнадзе - Психология установки - Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск, 2001 г.

  1. Бодалев - Личность и общение - Москва, Международная педагогическая академия, 1995 г.

  2. Агавелян О. К. - социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития - Монографическое исследований, Челябинск 1999 г.

  3. А.К. Болотова, Ю. Жуков, Л.А. Петровская - Социальные коммуникации.

  4. Андреева Г.М. - Межличностное восприятие в группе. - Москва: Издательство МГУ, 1981г.


© 2010-2022