Определение индивидуального маршрута сопровождения учащихся на начальном этапе обучения

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение индивидуального маршрута сопровождения учащихся

на начальном этапе обучения.



Елисеева Алла Сергеевна

Кандидат психологических наук

Педагог-психолог

ГБОУ города Москвы «Гимназия №1583 имени К.А.Керимова»

[email protected]

Аннотация: Материалы, представленные в данной статье, отражают работу направленную на определение индивидуального маршрута сопровождения учащихся на начальном этапе обучения

Ключевые слова: адаптационный период, диагностика, индивидуальная психологическая карта, рекомендации.

Психологическое сопровождение учащихся 1-х классов в адаптационный период осуществляется в соответствие с ФГОС и включает в себя диагностический, развивающий и консультационный блоки работы.

Реализуя диагностическое направление работы, на начальном этапе обучения психологической службой школы проводится углубленное диагностическое обследование учащихся 1-х классов, которое позволяет провести комплексный качественно-сравнительный анализ развития учащихся и определить дальнейший маршрут сопровождения для каждого ребёнка.

Цель диагностики: определить исходный уровень развития ребенка. На основе проведенных обследований разработать рекомендации для педагогов и родителей.

Комплексная первичная диагностика направлена на изучение:

  1. Сформированности навыков;

  2. Речевой сферы;

  3. Работоспособности;

  4. Познавательной сферы;

  5. Мотивационной сферы;

  6. Эмоционально-волевой сферы;

  7. Коммуникативной сферы.

Все рассматриваемые показатели были разделены на два блока:

1 Показатели готовности первоклассников к школьному обучению (когнитивное развитие).

2. уровень сформированности показателей в эмоционально-личностной сфере.

Первая группа показателей - рассмотрение общего развития ребёнка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы).

Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребёнка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми).

Дополнительно анализируются информация, отражающая адаптационные ресурсы ребенка:

- здоровье первоклассника

- особенности внутрисемейных отношений.

Для диагностики уровня познавательной активности учащихся первых классов нами используется следующий диагностический комплект:

I - определение общей осведомленности ребёнка по методике «тестовая беседа»;

II - изучение способности ребёнка к обобщению и дифференциации существенных признаков определяется по методике «Исключение предметов». Данные, полученные при исследовании по этой методике, позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне;

III - изучение способности делать умозаключение по аналогии; устанавливать логические связи и отношения. Используется методика «Подбор парных аналогий, и «Простые невербальные аналогии;

IV - изучение умения устанавливать последовательность событий, изучение развития речи ребёнка. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенным единым сюжетом. Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связанного рассказа по серии картинок, объединенным единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка

V - исследование сформированности пространственных представлений и временной ориентации.

VI - диагностика сформированности навыка счета.

VII - изучение понимания ребёнком прочитанного текста. Исследуется особенности понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а также особенности речи при их чтении.

VIII - изучение мотивации к обучению и сформированности у учащихся позиции школьника

IX - диагностическое наблюдение.

Общие результаты диагностических срезов анализируются совместно с учителем. На основании полученных данных учитель вносит корректировки в план воспитательной работы. Уточняет и расширяет тематику родительских собраний.

По результатам диагностики составляются индивидуальные психологические карты, которые отражают: актуальный уровень развития ребенка, соответствие возрастным нормам, прописываются рекомендации и определяется маршрут дальнейшего сопровождения.

Следующий этап включает в себя работу с родителями. Реализация данного направления заслуживает особого внимания, так как ее успешность оказывает прямое влияние на динамику развития сопровождения учащегося.

Следует учитывать, что родители первоклассников сами переживают адаптационный период в момент освоения новой социальной роли родителя первоклассника. Поэтому в плане работы педагога-психолога большее внимание уделяется работе именно с родителями данной возрастной категории. О проведении диагностических срезов мы предупреждаем заранее на первых организационных встречах. Для того, что бы имея готовые результаты сосредоточить внимание на их интерпретации, а не на технических моментах.

Результаты диагностики представляются родителям в индивидуальном порядке, что дает им возможность взглянуть на ребенка «со стороны»; скорректировать свое воспитательное воздействие на ребенка; занять активную позицию в построении индивидуальной траектории развития ребенка. В течение всего первого полугодия для родителей учащихся 1-го класса приводятся систематические консультации, направленные на развитие психологической грамотности родителей и оказание им помощи в преодолении адаптационного периода учащихся.

Таким образом, в результате комплексного исследования возрастных и индивидуальных особенностей ребенка мы можем выделить, как учащихся с определенными проблемами в развитии, так детей с признаками одаренности, что позволяет прогнозировать индивидуальный маршрут развития для каждого ребёнка.

Список литературы:


  1. Головей Л.А. Рыболко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2002.-694с.

  2. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе.- М.: ООО «Аквариум -Принт», К.: ОАО «Дом печати- ВЯТКА», 2005.- 160с.

  3. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика - М.: издательский центр «Академия»- 2003г.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.в 2-х книгах - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002- 384с


© 2010-2022