• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • План - конспект психолого-педагогического семинара с педагогическим коллективом на тему: Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ

План - конспект психолого-педагогического семинара с педагогическим коллективом на тему: Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.Н. Елгина с. Теренколь





План - конспект

психолого-педагогического семинара

с педагогическим коллективом на тему: Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ



Подготовила: педагог-психолог Смагулова Р.Д.





Семинар психолога с учителями

Тема: Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ.

План:

  1. Психологический настрой. Каждый участник представляется со слов «Здравствуйте, меня зовут …, называя любимое качество, которым хотел бы поделиться на ту букву на которую начинается его имя.»

  1. Слайдовая презентация: Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ.

  2. Упражнение «Стрессовая ситуация».

  3. Доклад: Стрессовая ситуация как фактор влияния на психологическое здоровье старших школьников при подготовке к ЕНТ.

  4. Работа в группах. «Зона риска»

  5. Работа в группах «Спасательный круг».

  6. Дыхательные упражнения.

  7. Мышечная релаксация

  8. Физическая разминка. (В группе)





Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ



Одной из наиболее важных и сложных проблем в работе школьного психолога сегодня является процесс сопровождения всех субъектов учебно-воспитательного пространства в подготовке к Единому национальному тестированию.

Системное исследование результатов ЕНТ однозначно приводит к выводам: субъективный фактор - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требование к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает администрацию школы выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.

Администрация, методические объединения, педагоги, ученики. В первую очередь нужно проанализировать результаты ЕНТ за прошлый год. Стартовый контроль планирование и прогноз на текущий год. Затем полностью уделить внимание учебной деятельности учащихся. Обязательно осуществлять промежуточный и рубежный контроль. Затем анализ и коррекция и ЕНТ.

Рассматривая взаимосвязь родителей, учителей и учеников, мы видим, что педагоги и родители являются основой треугольника на которое опирается учащийся. Родители и педагоги имеют огромное психологическое воздействие на осознание детей, особенно при решении важных вопросов одним из которых является ЕНТ.

Необходимо обратить внимание, что в данной системе управления преобладает педагогический компонент и в меньшей степени представлен ученический. Понятно, что наблюдается несоответствие усилий педагогов и учащихся в подготовке к ЕНТ. Это и явилось причиной пристального изучения ученического компонента в том числе с психологической стороны.

Стрессовые ситуации как фактор влияния на психологическое здоровье старших школьников при подготовке к экзаменам.

Стресс (от анг.Stress- давление, напряжение) - термин используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные воздействия (стрессоры). Стресс может оказывать как положительное, мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер. Предупреждающих причины возникновения стресса. Причиной стресса является «стрессор» или стрессовая реактивность. Стрессор - это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и так далее. Психологические стрессоры - это факторы, действующие своим сигнальным значение: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой.

Стрессоустойчивость - адекватная реакция человека на не стандартную ситуацию. Большинству людей сегодня приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не ложен выбивать т колеи, в противном случае человек не сможет выполнять свои обязанности. Целью управления стрессом является не полное исключение его воздействия. Стрессор может быть полезным и уместным, он может играть и роль стимула. И поэтому если бы было это возможно, мы не должны исключать из нашей жизни все виды стрессовых воздействий. Наша цель - ограничить вредноносный эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни.

Психологические стрессоры воспринимаются сознанием и преобразуются в мозге, а мозг в свою очередь, дает команды всему телу, как справляться с данным стрессом. Регуляция эмоций возложена на промежуточный мозг. Он состоит из таламуса и гипоталамуса. Таламус передает сенсорный импульсы из других частей в кору головного мозга. Гипоталамус, ключевая структура стрессовой реактивности, главный активатор автономной нервной системы, которая контролирует такие основные физиологические процессы, как гормональный баланс, температуру тела, сужение и расширение кровеносных сосудов.

Говоря об управлении стрессом, мы говорим на самом деле об управлении психологическими и социальными стрессорами такими как снижение самооценки, повышение тревожности, искажение коммуникативных функций, снижение когнитивных способностей.

Ситуации наиболее часто вызывающие состояние стресса у юношей и девушек: Мысли о будущем:

Высокая ответственность:

Неспособность самовыражения:

Беспокойство о здоровье:

Проблемы с родителями:

Взаимоотношения с педагогами:

Недосыпание:

Интенсивное общение:

Трудности в принятии решений:

Сдача экзаменов:

Для формирования позитивного реагирования на стрессовые ситуации необходимо специальное обучение старшеклассников техникам выхода из стресса, установлению барьеров на различных этапах модели восприятия стресса. Для этого необходимо:

  1. Психологу школы проводить своевременную диагностическую работу по выявлению изменения психологических качеств личности.

  1. Проводить консультативные занятия по подготовке к ЕНТ.

  2. Своевременно проводить обучение позитивному реагированию на стрессовые ситуации.

  3. Использовать авторскую программу направленную на формирование навыков позитивного реагирования и навыков поведения во время экзамена.

  4. Использовать специальные приемы и методики для организации деятельности старших школьников в урочной и внеурочной работе по развитию мотивов достижения к успеху.

  5. Способствовать созданию положительного морально-психологического климата в коллективе учащихся.

  6. Взаимоотношения между взрослыми и старшими следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения.

  7. Активизировать потребность в деятельности, способствовать развитию положительной самооценки.

При работе с детьми рекомендуется аутогенная тренировка каторая включает в себя три компонента: 1-активное самовнушение, 2-мышечная релаксация, 3-дыхательные упражнения.

Педагог-психолог Смагулова Р.Д.









Семинар психолога с учителями на тему - Психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ.

Краткое содержание:

  1. Психологический настрой.

  2. Слайдовая презентация где раскрывается психологическое сопровождение участников педагогического процесса в период подготовки к ЕНТ и их взаимосвязь.

  3. Упражнение «Стрессовая ситуация».

  4. Доклад в котором озвучены стрессовые ситуации как факторы влияния на психологическое здоровье старших школьников при подготовке к ЕНТ.

  5. Работа в группах «Зона риска». Учителя работая в группах называют на какие органы организма идет наибольшая нагрузка при подготовке к ЕНТ и к чему это приводит.

  6. Работа в группах «Спасательный круг». Учителя работая в группах сами прорабатывают рекомендации по предотвращению чрезмерных нагрузок и стрессовых ситуаций.

  7. Практические упражнения как рекомендации при подготовке к ЕНТ:

Дыхательные упражнения.

Мышечная релаксация

Физическая разминка. (В группе)

Педагог-психолог Смагулова Р.Д.

© 2010-2022