Программа Психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением».

Введение.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Причины - отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменений ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений.

Для предупреждения и эффективной коррекции девиантного поведения у подростков важнейшим направлением является его психологическое сопровождение. Основой психологического сопровождения является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности.

В данной проограмме мы руководствовались разработками таких авторов, как И.В.Дубровина, Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Е.Д. Змановская, А.Е. Личко, И.В.Рожков, Г.И. Макартычева и др.

На формирование поведения подростка влияние оказывает окружение, в котором формируется его личность. Важную роль в этом играет воспитание ребенка в семье, его взаимоотношение с педагогами. Поэтому для повышения эффективности психокоррекционной работы с подростками девиантного необходимо проводить работа, как с родителями, так и педагогами.

В своей работе по психологическому сопровождению подростков нами были выделены три блока:

  1. Работа с подростками.

  2. Работа с родителями.

  3. Работа с педагогами.

На каждом этапе решались следующие задачи:

  1. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.

  2. Психодиагностическая работа с родителями направленная на изучение детско-родительских отношений.

  3. Анкетирование педагогов с целью определения знаний в области девиантологии.

  4. Индивидуальная работа по установлению контактного взаимодействия с подростками.

  5. Групповая коррекция девиантного поведения учащихся, психологическая и социальная адаптация подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса учащихся.

  6. Информационно-просветительская работа с педагогами лицея в основе, которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия.

  7. Информационно-просветительская работа с родителями, в основе, которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной культуры.

Работа с подростками.

Направление деятельности

Цели

Содержание, тематика

Диагностический этап.

- выявление подростков с признаками девиантного поведения.

- беседа с классными руководителями, педагогами;

-наблюдение за подростками во время учебного процесса;

-диагностика предрасположенности к отклоняющему поведению (схема Бандура А., Уолтерс Р.);

-тест акцентуации характера К.Леонгарда;

- диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н.Орел

Коррекционно-развивающий этап

I этап

- установление контактного взаимодействия с подросткам девиантного поведения

- установление контактного взаимодействия с подростками, методика Филоновой Л.Б. [10]

IIэтап

-развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;

-стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности;

-формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.

Занятие 1. [6]

Цель: знакомство участников группы, информирование о целях занятий, принятие групповых правил.

Занятие 2.

Цель: развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков партнерских отношений, сплочение группы.

Занятие 3.

Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, выработка адекватной самооценки.

Занятие 4.

Цель: знакомство с миром чувств.

Занятие 5.

Цель: развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.

Занятие 6.

Цель: развитие навыков принятия оценки со стороны.

Занятие7.

Цель: развитие навыков саморегуляции и терпимости к людям.

Занятие 8.

Цель: знакомство с понятием «конфликт», видами конфликтов и способами их разрешения.

Занятие 9.

Цель: обучение на практике способам разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.

Занятие 10.

Цель: знакомство с понятием «внутриличностный конфликт»

Занятие 11.

Цель: развитие навыков сотрудничества, управление своими эмоциями и искреннего общения.

Занятие 12 .

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.

Занятие 13.

Цель: развитие доверия по отношению к партнерам, выработка умения принимать критику, осознавать полноту дружеских отношений.

Работа с родителями.

Направление деятельности

Цели

Содержание, тематика

Диагностический этап.

- выявить уровень знаний у родителей о проблеме отклоняющего поведения среди подростков;

-диагностика детско-родительских отношений.

- анкетирование родителей; [10]

- «Опросник родительских отношений» А.Я.Варги, В.В.Столина.

Информационно-просветительский этап.

- профилактика дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

- изменение отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия;

- развитие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростками.

Занятие 1. [6]

Цель: определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, развитие навыка выявления своей позиции и позиции ребенка по методу транзактного анализа, получение правовой информации об ответственности родителей в воспитании детей.

Занятие 2.

Цель: развитие умения разделять события, связанные с поведением ребенка, на те, за которые ответственен он сам, и те, ответственность за которые несут родители. Обучение способам передачи ребенку ответственности за свои поступки, получение информации об ответственности родителей за правонарушения несовершеннолетних.

Занятие 3.

Цель: выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ребенку ответственности за его поступки, и отстаивать свою позицию; повышение самооценки.

Занятие 4.

Цель: определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов.

Занятие 5.

Цель: обучение равноправным взаимоотношениям с ребенком, формирование адекватной самооценки в роли родителя.

Работа с педагогами.

Направление деятельности

Цели

Содержание, тематика

Диагностический этап

- выявить психологические затруднения педагогов в работе с учащимися девиантного поведения.

- анкетирование педагогов. [10]

Информационно- просветительский этап

- повышение уровня психологических знаний у педагогов в области девиантологии;

- разработка рекомендаций по осуществлению индивидуального подхода к подросткам с отклоняющимся поведением, координации работы по изучению личностных качеств учащихся;

- обучение навыкам эффективной коммуникации с родителями учащихся;

- семинар «Девиантное поведение. Виды девиации. Причины отклоняющегося поведения подростков»;

- семинар «Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения подростков»;

- семинар «Профилактика девиантного поведения среди подростков»;

- семинар с элементами тренинга «От толерантного педагога к толерантному ученику»;

- семинар с элементами тренинга «Учимся управлять эмоциональным состоянием»;

- рекомендации для педагогов «Организация работы с подростками девиантного поведения»;

- рекомендации для классных руководителей «Как общаться с родителями трудных подростков».

Библиографический список

  1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Наука, 1999.

  2. Башкатов И.П. Признаки отклоняющегося поведения, М.,2005.

  3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004.

  4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

  5. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.

  6. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.; Речь, 2007г.

  7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник.

Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.

  1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г..

  2. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

  3. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.

  4. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М., 2003.

  5. Эйдемиллер Э.Г. "Методы семейной диагностики и психотерапии». Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.



© 2010-2022