«Преодолеем вместе» (программа для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









« Преодолеем вместе»

(программа для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)















Составила:

педагог-психолог

МБОУ СОШ ст. Терской

Жукова Е.Я.

(289-500-574)

Пояснительная записка

Личность как объект жизненного процесса подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций, нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, она организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Личность, переживающая кризис, стоит перед фактом, что придется претерпеть серьезные изменения, избавиться от каких-то черт характера, привычных моделей поведения и общения, которые стали препятствием на пути социализации. Кризис позволяет от них освободиться - в этом его основной положительный смысл. Он расчищает место для формирования нового в характере и усвоения новых, более эффективных моделей взаимодействия с окружающими. Кризис в этом понимании - это время потерь, позволяющих «вместить» новый жизненный опыт и обрести более полный взгляд на жизнь. Не исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых личностные психологические ресурсы ребенка исчерпываются и ему необходима помощь.

Само понятие «кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

Программа предназначена для коррекционной и профилактической работы с детьми подросткового возраста (13 - 17 лет), находящихся в кризисном состоянии после травматического события (экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации )

Цель программы:

Коррекция и профилактика эмоционально-личностной сферы подростка, находящегося в кризисной ситуации после травматического события.

Задачи:

Диагностирование адаптационных ресурсов ребенка и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние;

Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

Активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире;

Создание внутреннего, "хорошего" неперсонифицированного объекта, как ресурс восстановления личности после травмы;

Соединение тела и эмоций, работа на соединение "Я - плохого" и "Я-хорошего", "Я" и травматическое событие;

Формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;

Расширение (изменение, корректировка) информированности подростка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.

Форма работы:

Основная форма коррекционной работы - индивидуальная.

Психокоррекционная работа по данной программе строится на базе психодинамического (З.Фрейд) и экзистенциально гуманистического подхода (К.Г. Юнг, Х. К. Лёйнер) с использованием психотехник переживания прошлого (Ф.Е. Василюк).

Можно также указать некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать как при индивидуальном, так и при коллектив ном поиске решения для преодоления кризисных ситуаций (В.К. Зарецкий). Эти правила, которые можно рассматривать как необходимые условия продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях, сформулированы на основе обобщения типичных при чин неуспеха при решении творческих задач.

Правило I. Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить.

Правило 2. Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно.

Правило 3. Чтобы решить задачу, надо ее решать.

Правило 4. Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению.

Правило 5. Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к решению.

Независимо от индивидуальных особенностей мышления именно потеря желания, утрата веры в успех, «обозначение» деятельности по решению задачи вместо реального поиска и неумение увидеть в помехах путь к решению являются наиболее типичными причинами непродуктивности творческого поиска в кризисных ситуациях. Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.

При работе с психологическими травмами и ПТСР предполагается минимальный срок психокоррекционной работы - 6 месяцев, с режимом встреч 1 раз в неделю. Данная программа состоит из 17 индивидуальных и групповых встреч по 1 академическому часу. Занятия проводятся в просторном кабинете психолога, в котором созданы все комфортные условия.

Организационные условия:

В ходе работы используются:

- игровые методы;

- метод группового обсуждения;

- ролевые игры;

- «мозговой штурм»;

- работа в парах и тройках;

- арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание;

- сказкотерапия;

- метод аутогенной тренировки;

- психогимнастика.

Основная идея занятий заключается в том, чтобы не принуждать подростка к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

Для реализации продуктивной работы необходимы: коллекция миниатюрных игрушек, бумага, ватман, краски, пастель, цветные карандаши, фломастеры, аудиоаппаратура и записи релаксационной музыки. Отдельный пункт реализации программы помощи ребенку, это письменное или устное согласие (или запрос) родителей ребенка на работу в психокоррекционной программе.





Тематический план:

Направление работы

Номер встречи п/п

Тематическое содержание

(методики диагностики, упражнения, психотехники)

Форма работы

Кол-во часов

Диагностический блок

1

Встреча с подростком, знакомство, психотерапевтическая беседа, согласование рамок работы, определение путей помощи

Инд.


1 ак.ч.


2

Диагностические методики: Диагностическая анкета критических ситуаций подростка.



Инд.






1 ак.ч.


3

Встреча с родителями, определение запроса на работу, согласование рамок работы, дача рекомендаций по поддержке ребенка в сложный кризисный период.



Инд.






1 ак.ч.


4

Беседа о чувствах, упражнение «Эмоциональный дневник» (приложение № 6) (диагностика адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)



Инд.




1 ак.ч.


Коррекционно-аналитическая работа по символам и эмоциям.

5

Упражнение «Фантом» (приложение № 5)

Картина по мотиву. Аналитическая беседа.



Инд.




1 ак.ч.


6

Встреча с родителями. Дача рекомендаций по эмоциональному состоянию ребенка в процессе коррекционной работы.

Инд.


1 ак.ч.


7

Упражнение «Айсберг» (приложение №4)

(арттерапия)

Инд.


1 ак.ч.


8

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков. Проработка эмоций. (подросткам в состоянии кризиса, перенесшим травму, испытывающим депрессию и др. важно уметь распознавать и называть свои эмоции)

Инд.

1 ак.ч

9

Я в «бумажном зеркале»

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков (диагностический этап)



Инд.




1 ак.ч

10

«Бумажное отражение» (создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоционально- личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап)



Инд.






1 ак.ч.


11

Рисунок на тему "Картина про меня" (диагностика эмоционального состояния в процессе коррекционной работы, диагностика внутреннего мировосприятия)



Груп.



1 ак.ч.


12

Работа с открытками (Активизация чувствования, переживание и отреагирование, в групповой работе происходит невелирование чувства одиночества в опыте переживаний)

Груп.


1 ак.ч.


13

Диагностические методики: мониторинг. Упражнение «Продумайте свои жизненные планы» (приложение №3)

Инд.

1 ак.ч

14

Терапевтическая беседа с подростком, знакомство с видами самопомощи («розовый пузырь», «звёзды с неба» приложение №2)

Инд.




1 ак.ч.


15

Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций.

Инд.


1 ак.ч.



16

Стресс. Упражнение "Стаканчик" (приложение №1)


Инд.


1 ак.ч.









17

Терапевтическая беседа с подростком, подведение итогов, оценка подростка своего самочувствия и жизненной активности.

Инд.


1 ак.ч.




Список литературы

  1. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. (Лекции: 1-4, 5-8). Издательство: Первое сентября. - М., 2009.

  2. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов н./Д: «Феникс». 2004.

  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008.

  4. Микляева А. В. Я подросток. Программа уроков психологии (7, 8 классы). - СПб.: Речь, 2003.

  5. Долджин Ким. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012.

  6. Хухлаева О.В. Психология подростка. - Академия, 2008.

  7. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  8. festival.1september.ru









Приложение № 1

Упражнение "Стаканчик"

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: "Представь, что этот стаканчик - сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь" На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

- Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

- Кто ими управляет?

- Куда они деваются потом?

- То, что ты пережил сейчас - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в том числе и в общении с другими людьми.

- Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной энергии - внутренние (эмоциональное внутреннее состояние - гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Приложение № 2

Упражнение «Розовый пузырь»

Инструкция: закройте глаза и вообразите, что ваше заветное желание исполнилось. Представьте себе, что вы заключаете его в розовый пузырь-сферу. Почему «розовый»? Потому что этот цвет ассоциируется с теплом и сердечностью. А что ближе нашему сердцу, чем желания? А теперь вообразите, что выпускаете этот пузырь из рук. Наблюдайте, как он поднимается вверх и плывет по небу, а потом уже и во Вселенной, впитывая ее энергию для того, чтобы реально во плотиться в жизнь.

Упражнение «Звезды с неба»

Инструкция: Вам надо будет встать, поставить ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала постарайтесь свою правую руку сделать такой длинной, как будто хотите достать с неба звезду. Потом позволь те правой стороне расслабиться. Теперь тяните вверх левую руку. При этом представьте, что хотите «одной левой» схватить звезду с неба. Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставая звезды с неба попеременно правой и левой рукой. При этом дышите равномерно и глубоко.

Приложение №3

Упражнение «Продумайте свои жизненные планы»

Инструкция: Составьте план своей жизни на предстоящий год. Ответьте на нижеприведенный ряд вопросов:

1. Каковы ваши три самые главные цели в этом году? Напиши те их.

2. Что вы можете (или должны) делать, чтобы достичь этих целей?

3. Что вы уже делаете, чтобы реализовать эти цели?

4. Какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь после достижения этих целей?

5. Как вы будете себя чувствовать после достижения этих целей?

6. Кто будет рядом с вами после того, как вы достигнете своих целей?

Приложение №4

Упражнение «Айсберг».

Инструкция: ( картинка с изображением айсберга) Нужно в его надводной части нарисовать те эмоции, которые люди без проблем показывают окружающим, а в подводной - те, которые они предпочитают скрывать от дру- гих людей. По завершении работы ведущий собирает тетради и анонимно зачитывает участникам «надводные» и «подводные» эмоции. Желательно зафиксировать обобщенные списки на доске, изобразив на ней такой же айсберг. Необходимо выяснить вопрос: каких чувств больше («подводных» или «надводных») и чем чувства из разных групп отличаются друг от друга? Оказывается, есть такие чувства (правда, их не очень много), проявление которых не нравится другим людям - родителям, учителям, друзьям.

Приложение №5

Упражнение «Фантом»

Инструкция: (даны контурные изображения человека) Можно попробовать изобразить в нем собственные состояния «радость», «стыд», «страх», «печаль», «удивление» и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш соответствующего эмоции цвета и заштриховать им ее «локализацию».







Приложение № 6

Прием «Эмоциональный дневник»

Инструкция: Многие ведут дневники, или, по крайней мере, пытаются их вести. Это естественное подростковое занятие. Кроме того, как показывает изучение исто- рии и литературы, этим занятием не гнушаются даже известнейшие взрослые люди. А что, если добавить в них психологическую нотку? Нужно выбрать три карандаша, один из которых ассоциируется с плохим настроением, второй с хорошим, а третий со средним. Предварительно обсуждается, как можно чувства выразить цветом («красная девица», «серая личность», «розовые очки»).

Затем представляется способ работы с «эмоциональным дневником»:

День недели:


События

Цвет (здесь строчки не раскрашены, цвета названы словами)

Причина изменений (если они есть)



© 2010-2022