Тренинговое занятие Мастерская эффективного общения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Крым

Сакский район

МБОУ "Лесновская средняя школа"

Тренинговое занятие Мастерская эффективного общения

тренинговое занятие

мастерская эффективного общения

подготовил:

педагог-психолог

Романенко О.А

Тренинговое занятие Мастерская эффективного общения

2014г


Наша сегодняшняя встреча посвящен интересной теме - проблеме эффективного общения.

Общение одно из величайших благ и достояния человечества. Посредством общения мы делимся чувствами и мыслями, обмениваемся информацией, передаем и приобретаем социальный опыт. Владея искусством общения человек, может решить любые жизненные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием. Основным средством общения является язык, т.е. человеческая речь. Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» - спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» - ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» - ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, культурным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

Умение общаться - настоящее сокровище. И чем больше вы отдадите, тем больше прибавиться в вашей копилке - копилке эффективного общения.

И так мы начнем. Первая ступенька к эффективному общению - это приветствие. Существует множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных.

Упражнение «Чудное приветствие»

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, левым плечом, спиной, рукой, правой ногой, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

Рефлексия.

1слайд Человек - "существо социальное". Люди, живущие в обществе, являются коммуникаторами, при этом на практике далеко не всегда коммуникативные действия приводят к ожидаемому коммуникатором эффекту. Это связано с неумением правильно общаться.

2слайд Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

3слайд Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время, когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

4 слайд Итак, существует три шага эффективной коммуникации:

1.Калибровка.

2.Подстройка.

3.Ведение.

5 слайд расшифровка термина калибровка, подстройка, ведение.

Упражнение «Ожившие картины»

Цели: Развитие навыков свободного общения. Овладение приемами анализа конфликтного диалога путем ретроспективной визуализации.

ИНСТРУКЦИЯ: Группа делится на пары или небольшие звенья по 3-4 человека. Вывешивается репродукция какой-либо картины известного художника (или транслируется через мультимедийный проектор). Во время демонстрации картины, члены диады начинают говорить от имени изображенных людей, предметов, животных, вещей и др. Они должны вести спор, конфликтный диалог. Потом демонстрируется другая картина и уже новая пара дает ей комментированное сопровождение.

6 слайд Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

•коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

•интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

•перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Упражнение "Всеобщее внимание"

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

7 слайд Основные правила эффективного общения:

· Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

· Уточняйте, правильно ли вы поняли, как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

· Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

· Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

· Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

· Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

8 слайд Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

" Правило трех двадцати ":

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

9 слайд Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление - не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки», наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

10 слайд Комплимент. На первый взгляд, комплимент - самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, «помешанному» на собаках - его любимца, родителю - ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала - ужас от мысли о смерти, а потом - неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если "минус" окажется сильнее "плюса" последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены: чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте - это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Упражнение «Комплимент»

Цель: Сплоченность в коллективе.

Ведущий предлагает сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается «сшита» воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали

Рефлексия.

11 слайд Улыбка Улыбка - это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который - расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными. Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка - открытой и искренней.

12 слайд помнить имя собеседника и поднятие значимости собеседника Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени. Имя человека - это самый важный для него звук на любом языке. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость - одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных всем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим. Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза - общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное - искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

13 слайд Умение слушать

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

14 слайд 10 правил о том, как не надо слушать

1.Не принимайте молчание за внимание.

2.Не притворяйтесь, что слушаете.

3.Не перебивайте без надобности.

4.Не делайте поспешных выводов.

5.Не дайте «поймать» себя в споре.

6.Не задавайте слишком много вопросов.

7.Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю Ваши чувства», лучше - «Вы чем-то разочарованы?».

8. Не будьте слишком чувствительны к эмоциональным словам.

9. Не давайте совета, пока не просят.

10.Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.

Умение слушать играет важную роль в развитии самосознания. Умение внимательно слушать, что мы говорим и как, может помочь многое понять в нас самих. Умение слушать себя - это первый шаг к профессиональному и личностному росту.

Вывод:

Конечно же, к общению относится и невербальное общение, но в рамках нашей встречи мы остановимся на формах вербального общения. Сегодня мы рассмотрели, пожалуй, самые основные правила, которые помогут сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным, а значит и более гармоничным, и продуктивным. Общение - это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику). Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.

15 слайд Стая лебедей способна лететь так в одном ритме, потому что они подстроены. Их ведущий создает воздушную волну, а все остальные на ней катятся, как на серфинге. Когда один лебедь устает, другой становится ведущим. Лебеди ведут (и ведутся) для достижения общей цели.

УДАЧИ ВАМ!

Список использованной литературы

1. Е.И. Рогов «Психология общения», М: «Владос», 2001.

2. Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 1999.

3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996.

4. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.:






Картинки к слайдам: (если нет условий для презентации, можно вырезать на бумаге, сделать ромашку, обозначить главное цветными вставками на обыкновенной доске).



правила о том,

как не надо

слушать










Не принимайте молчание

за внимание


Не притворяйтесь, что слушаете


Не перебивайте без надобности



Не делайте поспешных выводов

Не дайте «поймать» себя в споре

Не задавайте слишком много вопросов

Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю Ваши чувства», лучше -

«Вы чем-то разочарованы?»

Не будьте слишком чувствительны к эмоциональным словам


Не давайте совета, пока не просят


Не прикрывайтесь слушанием как убежищем

коммуникативный



интерактивный



перцептивный





АСПЕКТЫ

ОБЩЕНИЯ








«В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими в нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

С.Л. Рубинштейн







три шага

эффективной

коммуникации





калибровка





подстройка





ведение








Люди, живущие в обществе, являются коммуникаторами, при этом на практике далеко не всегда коммуникативные действия приводят к ожидаемому коммуникатором эффекту.

Это связано с неумением правильно общаться











Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей,

обитающих в обществе

Человек -

"существо социальное"

12


© 2010-2022