Тренинговое занятие для педагогов Внутренние ресурсы - витамины жизни

Цели: Øпредоставить участникам тренинга информацию о здоровье и факторах, которые влияют на формирование здоровья; Øраскрыть понятие «психологическое здоровье»; Øсформировать видение и осознание участниками собственных приоритетных ценностей, необходимых для полноценной жизни; Øактуализировать, сконцентрировать и отыскать внутренние ресурсы участников; Øпродолжать вырабатывать навыки поведения в стрессовых ситуациях; Øсовершенствовать умения педагогов по сохранению психологического здоровья. Профессия педагога, как мы знаем, принадлежит к категории стрессогенных и требует  больших резервов владения собой и саморегуляции. В педагогической деятельности постоянно наблюдают состояние эмоционального напряжения. После пребывания в сложных ситуациях педагог все чаще чувствует истощение, угнетенность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента - и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Педагогам необходимо владеть ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по сохранению психологического здоровья

«ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ - ВИТАМИНЫ ЖИЗНИ».

Цели:

  • предоставить участникам тренинга информацию о здоровье и факторах, которые влияют на формирование здоровья;

  • раскрыть понятие «психологическое здоровье»;

  • сформировать видение и осознание участниками собственных приоритетных ценностей, необходимых для полноценной жизни;

  • актуализировать, сконцентрировать и отыскать внутренние ресурсы участников;

  • продолжать вырабатывать навыки поведения в стрессовых ситуациях;

  • совершенствовать умения педагогов по сохранению психологического здоровья.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ПРАВИЛА РАБОТЫ

обязательное выполнение инструкций к заданиям и упражнениям - это принесет результат (положительный) от нашей встречи.

УПРАЖНЕНИЕ «РОМБ ПЕЗЕШКИАНА».

Согласно теории Носсрата Пезешкиана (немецкого невролога, психиатра и иранского психотерапевта) всю жизненную энергию человек распределяет в четырех сферах:

Тело - поддержание физического здоровья, поддержание гигиены тела, забота о внешнем виде.

Деятельность - работа, общественные обязанности, наша инициатива.

Контакты - общение с родными, друзьями, коллегами по работе, знакомыми.

Интуиция, мечты, духовность - сфера, которая отвечает за наши мечты, желания, психологическое равновесие, интуицию.

Инструкция: представим, что Ваша жизненная энергия составляет 100%. Распределите ее на четыре сферы своей жизни так, как это отображает Ваша жизненная ситуация на данный момент.

Обсуждение:

Как бы Вы хотели распределить свою энергию, чтобы Вам было комфортно?

Интерпретация:

Для того, чтобы человек развивался гармонично, все сферы жизни должны получать по 25%(+- 10%) энергии. Но в реальной жизни все происходит по-другому, бывает дисбаланс.

Данные этой субъективной экспресс-диагностики действительны только сейчас. Поэтому завтра, через месяц из-за разных жизненных ситуаций у Вас может быть совсем другое соотношение.

При возникновении проблем одни люди «бегут» в болезнь(тело), другие с головой погружаются в работу(деятельность), третьи замыкаются в себе(контакты), четвертые погружаются в фантазии(мечты, духовность).

Скажите, каким образом Вы реагируете на жизненные проблемы?

«ХОЧЕШЬ КАКИХ-ЛИБО БЛАГ, ВОЗЬМИ ИХ У СЕБЯ».

Жизненные ситуации… Обычные и сложные, радостные и печальные - они организовывают, закаляют человека в безграничных просторах Жизни. Жизнь неоднозначна. Иногда нам кажется, что все складывается не так, как мы этого хотели бы. На человека сваливаются проблемы, трудности, которые усложняют жизнь. Говорят: все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Развитие личности объединяет в себе разной глубины и сложности, которые рождают как положительные, так и негативные новообразования.

Развитие является результатом целой системы изменений: прогрессивных и регрессивных, количественных и качественных, обратимых и необратимых, стабильных и нестабильных, направленных и схоластических. Процесс развития будто бы пробивается, прокладывает себе путь сквозь многочисленные флуктации, отклонения, изменения.

Известный психолог, специализирующийся по личностным кризисам, Владимир Васильевич Козлов, абсолютно уверен, что «что личность не может стать мудрой в обыденности»; «учитель рождается в горниле кризиса»; любой человек, который чего-то стоит, формируется только через опыт кризиса; «ценность людей, которые пережили глубинный кризис, необычайно велика не только для духовной, но и для материальной социальной жизни общества». Ученый настаивает на своем мнении о том, что: «Кризис является той истиной и жизнью, которая приводит человека к глубоким смыслам человеческого существования. Кризис является уроком самого важного Учителя - Жизни. И услышьте голос его…».

УПРАЖНЕНИЕ-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ «Истории из «мешочка»».

Участники по очереди достают из мешочка любой предмет и от его имени презентуют себя.

Например, «Я шпилька для волос, очень красивая, полезная, всегда на виду, ко мне часто прикасаются, стою дорого, но выгляжу просто…».

САМОРЕГУЛЯЦИЯ.

Профессия педагога, как мы знаем, принадлежит к категории стрессогенных и требует больших резервов владения собой и саморегуляции. В педагогической деятельности постоянно наблюдают состояние эмоционального напряжения. После пребывания в сложных ситуациях педагог все чаще чувствует истощение, угнетенность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента - и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Педагогам необходимо владеть умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния, чтобы сберечь и укрепить психологическое здоровье.

Очень действенный метод релаксации, связанный с умственной деятельностью - это Аутотренинг(самонавеивание) - использование силы человеческой мысли. Основной технический прием - мысленное многоразовое повторение шести словесных формул, которые описывают состояние релаксации:

  • 1-я формула связана с тяжестью,

  • 2-я - с телом,

  • 3-я - «сердце бьется спокойно и ровно»,

  • 4-я - «дыхание спокойное и ровное»,

  • 5-я - «тепло в солнечном сплетении»,

  • 6-я - «прохлада в голове».

Как на йти свой баланс и достичь внутренней гармонии? Где брать силы для жизни?

«Витамины жизни» - это внутренний ресурс, сила хорошего самочувствия. Зная себя, чего мы хотим и как себе в этом помочь, мы создаем жизнь с удовольствием.

Показателями уровня психологического здоровья человека является то, как он относится:

  • к себе;

  • к другим людям;

  • к жизненным преградам.

Признаками психологически здорового отношения к себе являются умения оценивать собственную личность:

  • толерантно;

  • адекватно;

  • позитивно;

  • уравновешенно;

  • с уважением;

  • уверенно.

Признаками психологически здорового отношения к другим людям можно считать такие умения:

  • любить и уважать их;

  • учитывать их потребности и интересы;

  • доверять людям;

  • не унижать людей и не позволять им унижать себя;

  • быть ответственным за себя и за других;

  • чувствовать себя частью группы.

При столкновении с жизненными трудностями и проблемами психологически здоровый человек:

  • стремится решить неполадки;

  • не боится взять на себя ответственность;

  • ставит реально достижимые цели;

  • умеет самостоятельно принимать решения;

  • прилагает усилия к выполнению заданий, не ищет легких путей.

Психологическое здоровье - это не совокупность установок, качеств и функциональных способностей личности, состояние, которое способствует наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека, и содержит высокое сознание, развитое мышление, значительную внутреннюю моральную силу.

© 2010-2022