Программа Профилактика наркотической зависимости у детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

по профилактике наркотической зависимости у детей



Автор программы:

Ляхова Елена Викторовна











Золотое, 2015 г.



Пояснительная записка

«Наркомания это болезнь, но без одной стадии - полного выздоровления».

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при суждении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомания признаны социальным бедствием.

Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична.

Наркоман - источник цепной реакции, и, как утверждают специалисты, вокруг каждого устойчивого наркомана крутятся пять - шесть подростков, мы получаем в недалеком будущем результат, анализировать который будет некому. Наркомания поражает молодых, но в своем росте распространяется в направлении еще более маленьких детей.

Актуальность проблемы
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация детей, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Основная работа по реализации программы осуществляется социальными педагогами, психологами. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, медицинского психолога, инспектора ОПДН и др.).
Проблема
Неподготовленность детей к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту детской преступности и к резкому расширению «черного рынка» наркотиков и увеличению спроса на них

Целью программы является теоретическое изучение вопроса по проблеме наркомании; исследовать процесс приобщения детей к употреблению наркотических средств, особенности мотивации начала наркопотребления.

Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания детей через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".

Принципы программы:

  • доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья детей.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на родительских собраниях.

4. Просвещение детей в области личной гигиены, антинаркотическая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение детей в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на один год реализации и будет проведена в период с января 2016 года по декабрь 2016 года.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (январь - март 2016)

• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

II. Практический (апрель 2016 года - ноябрь 2016 года)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

III. Обобщающий ( декабрь 2016 года)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение детей к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, психолог

2

Составление необходимой информации о детях.

январь

Социальный педагог, психолог

3

Составление базы данных по детям, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Февраль-март

Соц. педагог

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Апрель

Социальный педагог инспектор, родительская общественность

5

Организация и проведение Всероссийского "Дня здоровья".

май

Социальный педагог, психолог

6

Беседы врача нарколога и терапевта с детьми (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Социальный педагог, психолог

Медицинские работники

7

Анкетирование детей

Февраль, май, сентябрь

Социальный педагог, психолог

8

Беседы, посвященные результатам анкетирования.

Февраль, май, сентябрь

Психолог

9

Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди детей с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

июнь

Социальный педагог, психолог

10

Конкурс рисунков, посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

педагог-организатор

11

Участие в международной акции АНТИ - СПИД.

Декабрь

Социальный педагог, психолог

12

Оформить выставки книг:

"На улице - не в комнате, о том, ребята, помните",

"Берегите здоровье смолоду", "Экология и проблемы ХХI".

Январь-июнь

Библиотекарь

13

Видеопросмотры по темам:

«Наркомания и дети»,

"Наркомания", "В ХХI век без наркотиков", "Виртуальная агрессия"

Январь-июнь

Социальный педагог

14

Родительские собрания и беседы по темам: "Режим дня ребенка", ,"Физическая активность и здоровье", "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек", "ЗОЖ, закаливание", "СПИД и его профилактика", "Предупреждение наркомании", "Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья ребенка. Вред гиподинамии".

В течение всего периода

Социальный педагог, психолог

Работники здравоохранения

15

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение всего периода

Социальный педагог, психолог

16

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

Ежемесячно

Социальный педагог

17

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение всего периода

Социальный педагог, психолог

18

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни

Июнь - август

Психолог

19

Индивидуальные беседы с родителями детей

В течение всего периода

Социальный педагог, психолог

20

Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»

декабрь

Волонтерская группа

21

Встреча учащихся группы «риска» с наркологом.

Викторина по теме: «Дети и наркомания»

декабрь

Социальный педагог, психолог

Работники здравоохранения

22

Конкурс плакатов «Наркомания - это вред».

октябрь

Социальный педагог, психолог

23

Проведение Недели профилактики наркозависимости.

ноябрь

Социальный педагог, психолог

24

Рейд «Наши дети и улица»

В течение года

Социальный педагог, психолог

Работники полиции

25

Работа телефона доверия

В течение периода реализации программы

Социальный педагог, психолог

26

Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый год.

декабрь

Социальный педагог, психолог

Прогнозируемый результат внедрения "Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни":

1. Использование в воспитательном процессе "Программы" должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы дети должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода ребенка из повышенного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты
• Подготовка детей к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.


© 2010-2022