Родительское собрание «Наказания. Стоит ли их применять?»

Работа с родителями имеет свои особенности. Очень важно найти взаимопонимание всех участников образовательного процесса. Цель занятия:  Сформировать отрицательное отношение к применению физических наказаний и повысить уровень осведомленности о влиянии тех или иных наказаний на личность ребенка. Познакомить родителей с сущностью, видами  наказаний, а также с особенностями их влияния на личность ребенка. Задачи: - познакомить родителей  с сущностью и видами наказаний; - познакомить родителей с основными принципами применения  и ограничения наказаний; выявить их связь с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей; - проанализировать конкретные ситуации, связанные с применением наказания, в ходе групповой дискуссии.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района г.Волгограда












Родительское собрание

«Наказания. Стоит ли их применять?»











Автор:

Харькова Е. Г.,

педагог-психолог

Волгоград

2014

Тема: Наказания. Стоит ли их применять?


(Разработка родительского собрания).

Участники:: группа родителей или иных законных представителей ребенка.

Длительность: два часа с перерывом 15мин. между теоретической и практической частью.

Цель занятия: Сформировать отрицательное отношение к применению физических наказаний и повысить уровень осведомленности о влиянии тех или иных наказаний на личность ребенка.

Познакомить родителей с сущностью, видами наказаний, а также с особенностями их влияния на личность ребенка.

Задачи:

- познакомить родителей с сущностью и видами наказаний;

- познакомить родителей с основными принципами применения и ограничения наказаний; выявить их связь с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей;

- проанализировать конкретные ситуации, связанные с применением наказания, в ходе групповой дискуссии.

Организационно-педагогическое обеспечение занятия

  1. - Бланки с вопросами к ситуациям;

- Бланки для ответов;

- Правила проведения групповой дискуссии.


  1. Литература:


План занятия:


  1. Вступительная часть;

  2. Теоретическая часть;

  3. Перерыв;

  4. Практическая часть

  5. Заключительная часть.



  1. Вступительная часть.


Уважаемые родители! Сегодняшнее наше собрание посвящено теме, которая является актуальной, наверное, для всех родителей. Многие согласятся, что не всегда, к сожалению, удается найти общий язык с нашими детьми, а некоторые их поступки приводят нас в ужас и заставляют задуматься о том, что же из них вырастет, если так пойдет и дальше? Таким образом, рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью применить наказание. Есть также немалая часть родителей, которые применение наказания (в том числе, физического) считают делом обыденным и житейским, и не скупятся на шлепки и подзатыльники, объясняя расхожим оправданием: «Нас тоже пороли, и ничего, - целое поколение выросло».

Так происходит во многих семьях. Однако, правдой будет и то, что многие родители, решающие вопрос о применении наказания и о его видах, терзаются сомнениями: нужно ли наказывать, или можно без этого обойтись? А если нужно наказывать, допустимо ли бить ребенка? Знакомы ли вам , уважаемые родители, такие мысли? Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу. Как вы считаете, можно ли воспитать достойного члена общества, не прибегая к наказаниям? Или еще можно спросить иначе: а возможно ли воспитать достойного члена общества, прибегая к наказаниям?


(Родители высказываются, делятся своими взглядами. Педагог-психолог активно выслушивает все мнения, не оспаривая их).

Ну что же, вашу точку зрения мне было очень важно услышать. Замечательно то, что вы ее выразили. А теперь я хочу познакомить вас с тем, как на проблему наказания смотрит психология. Попробуем рассмотреть это с научной точки зрения, что значит, рассматривать объективно, отбросив всякого рода условности, такие как житейские стереотипы, моральные запреты и нормы, следование традиционным взглядам, закрепившимся в тех или иных семьях и т.д.

2. Теоретическая часть.


Итак, для начала дадим определение. Наказание - это способ воздействия на ребенка с целью коррекции (исправления) поведения при условии нарушенных норм поведения или намеренного их несоблюдения.

Рассмотрим различные виды наказания и их влияние на личность ребенка и того, кто наказывает:

Последствия физических наказаний.


  1. Вызывает страх и не приводит к осознанию поступка. Во время ударов наступает аффект: взрыв эмоциональных реакций: боль, обида, переживание унижения, страх, иногда переживание гнева на того, кто наказывает. Даже после того, как наказание окончено, чувство обиды и унижения остается еще долго. А тогда, когда есть эмоциональная реакция аффекта, осознание поступка невозможно!

  2. Невозможность сформировать внутренне чувство вины, как компонент совести. В результате такого наказания ребенок быстро подчиняется, но ситуативно, лишь бы пресечь источник боли. В ситуации физ. наказания формирование чувства вины невозможно, у реб-ка формируется такая философия: «Я болью уже искупил свою вину».

  3. Нарушение детско-родительских отношений:

- отрицательно влияет на эмоциональную составляющую этих отношений и увеличивает эмоциональную дистанцию. У ребенка не развивается способность чувствовать и понимать эмоциональное состояние родителей, а значит, не развивается сопереживание и желание помочь. Снижается или совсем исчезает контакт между ребенком и родителями. Родители не находят взаимопонимания с детьми.

- физическое наказание снижает эффективность педагогического воздействия за счет того, что снижается родительский авторитет. Пропорционально с возрастанием страха падает авторитет и перечеркивается все, ранее накопленное в отношениях. Пока ребенок мал и слаб, падение родительского авторитета не столь заметно, - у родителей еще есть возможность управлять ребенком с помощью силы. Но когда ребенок достигает подросткового и юношеского возраста, - компенсировать отсутствие авторитета уже нечем, так как силовые меры перестают действовать.

4. Личностные нарушения:

- поскольку физическое наказание препятствует формированию и осознанию проступка, то их результат перестает действовать в тех ситуациях, которые не контролируются родителями (мама не видит, значит, можно).

- формируются отрицательные качества личности:

а) у детей пассивного типа: безволие, подчиняемость, пассивность;

б) у детей активного типа: агрессивность, лживость.

Одним из самых серьезных последствий применения физических наказаний является то, что они блокируют развитие чувства совести! Наказывая, родители не дают возможности сформироваться совести.

Влияние физических наказаний на родителей:



  1. Ситуация применения физического наказания это также сильная аффективная реакция, переживаемая наказывающим, когда саморегуляция и контроль резко снижены или отсутствуют. Здесь различие только во времени наступления аффекта: у ребенка аффект возникает во время наказания, у родителей сначала наступает аффект, сопровождающейся потерей критической оценки и самоконтроля, который приводит к применению физического наказания. Поэтому физ. наказание - это всегда выражение родительской слабости (человек в состоянии аффекта теряет всю силу власти над собой) и педагогического бессилия.

  2. Применение физ. наказаний родителями всегда вытекает из их индивидуальных особенностей (темперамента, акцентуации характера и др.) и никогда не вызывается индивидуальными особенностями детей, которых наказывают.

  3. Есть родители, которые оправдывают применение физических наказаний своим личным, якобы положительным опытом: дескать, нас в детстве тоже наказывали ремнем, но, однако, мы вышли в люди, и может быть, именно благодаря родительским наказаниям. Тем не менее, принимать априорно такие высказывания вряд ли стоит по целому ряду причин: во-первых, подобное оправдание нередко бывает выражением своеобразной психологической защиты, отражающей не реальный опыт человека, а вымышленную модель, обесценивающую пережитое насилие. Во-вторых, за этими бодрыми словами может скрываться обида, горечь и боль, тщательно подавляемые личностью. Но пережитые в детстве обида и боль как раз и проявляются в причинении обиды и боли теперь уже собственным детям. Человек может защищаться любой, даже очень убедительной аргументацией, однако, за всем этим ясно видны его собственные психологические травмы, эмоциональные последствия которых он, так или иначе, вынужден нести всю жизнь.

Итак, вопрос о том, стоит или нет применять физические наказания каждый из вас решает самостоятельно, но для того, чтобы принять решение, необходимо учесть все возможные факторы, влияющие на последствия этих решений. Надеюсь, что информация о физических наказаниях поможет вам лучше сориентироваться в своем нелегком выборе.

Предположим, что вы решили не прибегать к физическим наказаниям. Тем не менее, можно ли применять другие виды наказаний или от них следует вообще отказаться? Конечно, было бы идеально, если бы можно было совсем отказаться от наказаний. Однако, это не соответствует реалиям жизни. Бывают ситуации, когда родители вынуждены наказывать. Поэтому я предлагаю рассмотреть особенности влияние тех или иных наказаний, их плюсы и минусы, а также познакомится с общими принципами применения наказаний.

Виды наказаний.

Вид наказания

плюсы

минусы

Вербальная агрессия

__________

Нарушение личностного развития, связанное с формированием низкого самопринятия и самооценки, мотивация избегания, зависимость, тревожность, скрытность, зависть, неуверенность в себе.

Аффективное воздействие

(гнев, ярость, крик)

__________

Ребенок теряет чувствительность, эмпатию. Может появиться страх.

Утрата родит. авторитета.



Лишение родительской любви.

Одно из самых действенных наказаний, т.к. здесь затрагиваются важнейшие жизненные потребности, чем младше ребенок, тем эффективнее этот вид наказания.

Бывает эффективно только тогда, когда ребенку очевиден преходящий, ситуативный этого наказания. Важно: применять оч.редко и кратковременно! При этом говорить «Я тебя больше не люблю, ты мне не сын!» - нельзя! Применять можно только тогда, когда в семье высокая эиоцион. близость. Если отношения эмоц.холодные. то наказание сразу теряет эффективность.

Нельзя применять у детей-меланхоликов, у детей с низкой самооценкой, т.к. может произойти нервный срыв, трагедия.

Нельзя применять часто.

Отсрочка удовольствия

Эффективно для реб-ка старше 3-х -4х лет. Для детей раннего возраста недопустимо его применение, т.к. для маленького ребенка действие - основа познания мира, сама жизнь!

Подчеркивание доминирования родителя.

Плохо, когда между проступком и наказанием нет логической связи, особенно применительно к дошкольникам, у которых наглядно-образное мышление.

Важно: часто это удовольствие, которого лишают реб-ка, имеет какой-то позитивный смысл, который утрачивается.

Кроме того, зачастую реб-ка лишают удовольствия (награды, блага), котороеон заслужил ранее.

Коллективное осуждение

Чтобы это наказание было эффективно, взрослые должны объединиться искренне, спонтанно, эмоционально против поступка, но не с целью манипулирования ребенком!

Нельзя использовать для детей до 5-ти лет, т.к. коллективное осуждение воспринимается ими как отвержение из-за несформированности словесно-логического мышления и присущего этому возрасту эгоцентризму. Очень плохо, когда объединяются родители и учитель, чтобы осуждать и бичевать ребенка, это вид социально-одобряемого предательства, порождающего комплекс отрицательных чувств: беспомощности, страха, унижения.

Ограничение активности

(поставить «в угол», запереть в комнате, не разрешать вставать, запретить играть и т.д

Можно использовать только в форме замены одной деятельности на другую, напр.: реб-к много бегает, шумит, разошелся не на шутку, - обнять, усадить с собой, предложить рассказать сказку, попить воды, «дать ножкам отдохнуть» и т.д

Вызывает чувство обиды, беспомощности и зависимости от взрослого. Провоцирует развитие пассивности либо негативизма и протестных реакций.

Если реб-ка запирают в темной комнате, может вызвать чувство страха, усилить тревожность.

Инициирование чувства вины

(выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный поступок, с целью сформировать у него чувство вины)



Может быть оправдано, если система моральных норм и ценностей еще не присвоена ребенком. Однако, и в этом случае переживание вины не должно быть чрезмерным.

Если моральные нормы и ценности уже присвоены и чувство вины само возникает у ребенка, как ответная реакция на плохой поступок, инициирование чувства вины может быть вредно и опасно,- вызвать защитную реакцию в виде обесценивания проступка. Помните, что чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте!

Принуждение к действию

(ребенка любыми способами принуждают к совершению требуемого действия, не объясняя причин)



_________________

1)формирование негативизма по отношению к родителям и соц. нормам;

2) пассивная покорность и подчинение власти;

3)снижается развитие самостоятельности и способности к саморегуляции.

Логическое объяснение и обоснование неправомерности поведения


Поскольку метод направлен на организацию ориентировки реб-ка в последствиях своих действий, то этот метод благоприятствует моральному развитию реб-ка.

Формирует сензитивность к результатам своей деятельности, развивает эмпатию, самодисциплину

Неэффектино применять в раннем возрасте

Наказание естественными

последствиями

(сломал, - сделай)

Как вид предоставления обратной связи является весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации. Важно то, что этот метод основан на личном опыте. Лучше всего применять в совместной деятельности со взрослым, как демонстратором модели желательного поведения.

Трудность заключается в том, что нужно отказаться от немедленного реагирования на поступок. Важно соблюсти выжидательную позицию, чтобы предоставить ребенку возможность самому проявить инициативу

Блокирование нежелательного действия

Можно применять только в тех ситуациях, когда существует угроза жизни реб-ка, окружающих людей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Важно немедленно остановить реб-ка, и если ситуация высокоаффективно заряжена, подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента аффективной разрядки. Все объяснение в данной случае выносятся за пределы ситуации конфликта.

У детей с активным типом темперамента может вызвать кратковременную реакцию протеста, гнева.


Принципы применения наказания

- К наказаниям следует прибегать как можно реже, иначе, если стилем и средством воспитания станут наказания, они утратят свою исключительность, а значит, эффект.

- Наказание можно применять к ребенку только тогда, когда у него сформируется понятийное мышление (после 4х лет);

- Ребенок обязательно должен понимать, за что его наказывают;

- Порицая ребенка, нельзя затрагивать его личность, недопустимо частный проступок возводить в общую закономерность (например, если ребенок испачкался, нельзя называть его неряхой, грязнулей);

- Порицание лучше выражаться в форме «Я-высказывания». Например: «Мне очень неприятно видеть такую грязную обувь», «Меня очень огорчает, что ты не послушался бабушку». Так вы сообщаете ребенку о своих чувствах, не задевая личность ребенка, что позволяет избежать включения психологических защит и возникновения чувства обиды, протеста и т.д.

- Никогда не применяйте наказание, если вы находитесь в состоянии аффекта. Собираясь наказать за что-то ребенка, подумайте о том, что эта ситуация пройдет, она временна, а наказание может отрицательно сказаться на личности ребенка. Думайте о будущем!

- Никогда не следует прибегать к наказаниям, если поступок, совершенный ребенком, является проявлением его возрастных особенностей. Например: неумение длительное время сохранять позу: («сиди тихо»). Физиологические особенности мышц и связок ребенка до 6-7 лет не позволяют ему долго удерживать статику. Кроме того, произвольное поведение - это длительный и неоднозначный процесс, у детей раннего возраста он просто отсутствует, и наказывать маленького ребенка за то, что он не удержался и взял то, что ему нельзя, бессмысленно. Правильнее организовать пространство, где находится ребенок так, чтобы не пришлось налагать запреты и провоцировать нежелательное поведение ребенка. Также необходимо учитывать, что у детей раннего возраста существуют две особенно важные потребности: потребность в общении и потребность в новых впечатлениях и лишать их ребенка недопустимо ни при каких обстоятельствах.

- Не становитесь бездумным заложником социальных стереотипов, часто основанных на пустом месте. Общественное мнение не всегда является непогрешимым судьей. «Золотая слеза не выльется!», «За одного битого двух небитых дают!», «Нас били, и ничего, - все в люди вышли!» Все эти неопределенные высказывания не могут иметь никакого отношения к вашей конкретной ситуации, которая всегда неповторима и всегда требует индивидуального рассмотрения.

- В семьях, где сформированы доверительные отношения и высок подлинный авторитет родителей, очень эффективными являются такие формы реагирования на нежелательный проступок ребенка:

- лишение наказания;

- предоставление ребенку самому выбрать себе наказание (проверено на практике, что дети, как правило, наказывают себя еще строже, чем это сделали бы родители).

Помните! Наказывая, никогда не следует лишать ребенка своей любви! На высказывания типа: «Ты мне больше не сын!», «Я тебя больше не люблю!» должно быть наложено табу. Жизнь впереди долгая, все может случиться, и часто именно сознание человеком того, что хотя бы мама его любит, может удержать его в этой жизни и помочь в трудной ситуации.

- Перед тем, как применить наказание к ребенку, задайте себе вопрос: «За что я его наказываю?» Это поможет вам разобраться в ситуации и в своих чувствах, по-иному посмотреть на поступок ребенка, и, возможно, найти другое решение


3.Практическая часть (Анализ конкретных ситуаций в форме групповой дискуссии).

Педагог-психолог зачитывает поочередно различные ситуации, в которых представлены поступки ребенка, повлекшие те или иные наказания. Затем родителям предлагается обсудить ситуации и ответить на вопросы, которые сформулированы заранее и распечатаны на листке. (Примечание: перед началом дискуссии педагог-психолог знакомит аудиторию с правилами ее проведения). Педагог не принимает участия в дискуссии, ограничиваясь ролью наблюдателя. Время проведения групповой дискуссии - 30мин, после чего представитель группы зачитывает ответы на вопросы, предложенные педагогом-психологом.

Примеры конкретных ситуаций:



1. Папа был на работе, мама пошла в школу на родительское собрание и Вова (8 лет) остался впервые дома один. Сначала он смотрел мультфильмы. Потом они ему надоели. Из раскрытой форточки доносились звуки футбольного мяча, и Вова решил посмотреть, кто из мальчишек играет в футбол. Он забрался на подоконник и стал смотреть в окно. Внизу, на площадке, шла азартная игра. Вова так увлекся зрелищем, что не заметил, как встал на подоконник во весь рост, чтобы лучше все видеть. Мальчишки бегали, передавая друг другу мяч. В один из моментов Вова решил высунуться в форточку, чтобы поддержать ту команду, за которую он «болел», но не успел он открыть рот, как поскользнулся на подоконнике и, падая на пол, непроизвольно ухватился за штору. Штора затрещала и оторвалась, потянув за собой карниз, который больно ударил мальчика по голове. Вова долго сидел на полу, потирая лоб. Он смотрел на разорванную штору и валявшийся рядом карниз и думал: что же со всем этим делать? Мама, наверное, будет ругать! А что, если родители ничего не заметят? Но карниз-то куда-то нужно спрятать? И пока он раздумывал, как быть, пришла мама. Конечно же, оторванную штору и карниз она сразу заметила. И закричала:

- Что ты тут натворил? Бессовестный! Тебя даже на полчаса дома нельзя оставить!

Вова, опустив голову, пробормотал:

- Я нечаянно…

- Что?! Как это можно нечаянно оторвать штору и опрокинуть карниз? Ты к тому же еще и врун! А ну марш в угол! Час будешь стоять!

2. В субботу мама собиралась пойти на юбилей к своей лучшей подруге. Приглашение получено было неделю назад и мама по этому случаю купила новую, очень красивую блузку. Утром она съездила в парикмахерскую, чтобы сделать прическу, а когда вернулась домой, обнаружила, что сына, 9-летнего Егора, нет дома. Бабушка объяснила, что час назад она отпустила его погулять, и он уже должен бы прийти. Прошел еще час, но Егора не было. Мама спустилась во двор, но он был пуст, только у соседнего подъезда на лавочке сидели ребята и сказали, что Егора не видели. Мама забеспокоилась: через полчаса уже нужно выходить, а Егора все нет. Вдруг с ним что-то случилось? Она обежала соседние дворы, даже сходила на школьный двор, может быть, ее сын играет на школьном поле в футбол? Но Егора нигде не было. Мама заволновалась еще сильнее. Она испытывала сложные чувства: тревогу и страх за сына, и досаду и раздражение на его легкомыслие, - он ведь прекрасно знал, что у нее сегодня важное мероприятие и так поступил! Растет эгоист, ни о ком, кроме себя не думает! Ну, вот куда он делся? Может быть, не пойти? А вдруг он скоро придет? Терзаясь сомнениями, мама все-таки поехала на юбилей, хотя и опоздала. Однако, приехав в ресторан, где было много общих друзей, она почувствовала, что не может отдыхать и праздновать, как все. Беспокойство не давало ей развлечься, она даже не смогла как следует поздравить юбиляршу и все время сидела как на иголках. Периодически она звонила домой, но расстроенная бабушка отвечала, что Егора все нет. И уже когда мама решила, что пора вызывать милицию, вдруг позвонила бабушка и сообщила, что Егор, наконец, пришел и передала ему трубку. Мама услышала, что в трубке стоит рев: от слез Егор не мог выговорить не слова. Позже выяснилось вот что: Егор отпросился у бабушки на час погулять, но во дворе он встретил Артема, который был его старше на три года. Артем и предложил Егору съездить на стадион, где должна была играть их любимая футбольная команда. У Егора загорелись глаза, и он решил, что можно быстро съездить на матч, побыть там немножко, хоть чуть-чуть посмотреть игру и успеть вернуться домой, потому что мама просила быть дома. Однако, все произошло иначе. Сначала долго не приходил трамвай, а когда приехали на стадион и началась игра, время побежало незаметно. Узнав у приятеля, который час, Егор пришел в ужас и стал рваться домой, но Артем небрежно ответил, что ничего страшного не будет, если они досмотрят до конца, а если Егор маменькин сынок, то не стоило ехать, сидел бы дома. В общем, пришлось остаться, но игра его уже не интересовала… Всю обратную дорогу Егор бодрился и делал перед приятелем вид, что все нормально. Но как только он вбежал в подъезд, чувство вины перед матерью и бабушкой, и ужас перед тем, что он наделал, больно сжали его сердце. Он представил себе, что сейчас творится дома и ему стало так жалко маму и бабушку, что он заплакал, и так со слезами и подошел к двери своей квартиры. Бабушка, открыв ему дверь, ахнула: «Слава богу! Пришел! Там мама места себе не находит, давай звони и объясняйся».

Но по телефону у Егора не получилось объясниться, из-за слез он ничего не смог сказать. Мама отложила объяснение до возвращения домой. Конечно, настроение у нее сразу улучшилось. Но идя домой, она стала думать о том, что такие поступки нельзя оставлять безнаказанно. И придумала такое наказание: лишить Егора прогулок на месяц.

Будет знать.

3. По случаю приближающегося Дня Победы в 5 «А» классе отменили два последних урока, - класс повели в Дом культуры на встречу с ветеранами. После встречи завуч и классная руководительница предложила детям возобновить прекрасную традицию прошлых лет, - шефство над ветеранами войны. Организовывалась команда активных ребят, которые должны были помогать старикам по хозяйству, сходить в аптеку и т.д. Списки и адреса ветеранов раздали желающим. Ходить к ветеранам нужно было два раза в неделю, после уроков. Лена с большим энтузиазмом приняла участие в этом прекрасном начинании. После занятий вместе с двумя одноклассниками они отправились домой к одному из ветеранов войны, одинокому старику. Там они объяснили, что пришли помогать по хозяйству: Лена подмела пол, Ксюша сбегала в магазин за хлебом, а Сережа померил давление Василию Борисовичу. Старик был тронут таким вниманием, хотя немного растерялся от ребячьего напора. Потом они все вместе пили чай с медом и Иван Борисович рассказывал, как он воевал, какие случаи были у них в зенитной батарее. Домой Лена пришла в приподнятом настроении, чувствуя себя героиней дня и сразу же стала рассказывать родителям, как они помогали ветерану. Родители очень обрадовались, с интересом расспрашивали подробности; вскоре пришли гости и мама с папой попросили Лену еще раз гостям рассказать, какое хорошее мероприятие придумали у них в школе и как Лена принимала в нем такое активное участие. Лена воодушевленно рассказала обо всем и даже чуть-чуть присочинила: выходило так, что она помогала больше всех. Мама хвалила Лену перед гостями, восхищалась ее поступком. Гости тоже проявили интерес к школьному мероприятию, расспрашивали Лену и т.д. Так прошел весь вечер. Но, собираясь спать, Лена с тревогой вспомнила, что завтра контрольная по математике, а она совершенно не подготовилась!

На следующий день она решила не ходить в школу: выйдя утром из дома, она отправилась гулять, встретила в соседнем дворе свою закадычную подругу, которая училась во вторую смену и вместе они гуляли почти полдня. Вечером мама спросила Лену о домашнем задании, но Лена сказала, что им ничего не задано, потому что двух уроков не было - их отпускали к ветеранам. Чтобы мама не усомнилась в том, что это действительно было так, Лена очень правдоподобно рассказала, какие новые «добрые» дела она сегодня делала. Родители были очень довольны Леной, и даже папа вместо нее выбросил мусор, поскольку Лена и так сегодня здорово перетрудилась. А когда Лена уснула, папа и мама еще долго не могли нарадоваться на свою дочку: папа говорил о том, как хорошо, что у Лены вырабатывается патриотизм, уважение к старшим, - это сегодня такая редкость. А мама добавляла, как хорошо, что Лена такая трудолюбивая. Родители гордились и радовались, что вырастили такую хорошую дочь, теперь и за свою старость можно быть спокойными, - Лена сумеет о них позаботиться.

И вот так и пошло: Лена с утра отправлялась на «шефскую работу» т.е. гулять, в школу она боялась идти и даже старалась не думать, что будет, если обман раскроется. Чтобы заглушить растущую тревогу, по вечерам она увлеченно рассказывала папе с мамой о своих новых трудовых подвигах.

Гром грянул неожиданно: классная руководительница позвонила маме и спросила, в чем дело, почему Лена прогуливает уроки: ведь скоро конец года! А мама, ничего не подозревая, ответила: «Но ведь вы сами направили детей на шефскую работу, так когда же им учиться, если они ежедневно помогают ветеранам!» Тут учительница все и объяснила: помощь оказывается всего два раза в неделю, только после уроков, к тому же Лена и ходила-то домой к ветерану только один раз, так что другие ребята ходят к ветеранам без нее.

У мамы от этих новостей заболело сердце. Услышав правду, папа пришел в ужас. Вечером родители ждали, когда придет их Лена и что же расскажет им на этот раз. Лена в этот день гуляла в парке, а потом пошла к подруге смотреть новый фильм. Но, придя домой, она привычно принялась сочинять. Однако в середине ее рассказа папа не выдержал, стукнул кулаком по столу и закричал: «Врешь!» От гнева он побледнел, не помня себя, он выкрикивал ругательства и даже ударил Лену по лицу. Только после этого, увидев испуг дочери, он смог немного взять себя в руки.

4. Мама в один из выходных пошла к своей подруге в кафе, где та работала администратором. И с собой она взяла своего пятилетнего сына Артема. Встретившись с подругой, мама вместе с ней и Артемом присели за боковой столик в тихом, уютном зале, - им нужно было о чем-то переговорить. «Я хочу сок!», - заявил Артем. Артему тут же принесли сок. Но он уже, похоже, расхотел его пить: он достал из кармана «Бэтмэна» и «Лизуна» и принялся шумно играть. А на сок он даже не посмотрел. Через минуту он уже тяготился сиденьем на стуле и тем, что мама разговаривает со своей знакомой, а на него не обращают внимание. Он стал двигать стулом, издавать громкие звуки, стучать ногами. «Темочка, потише, дай нам поговорить, - увещевала мама. - Пей сок».

«Не хочу я твой сок, - рассердился Артем, - Пошли лучше в парк кататься на машинках, ты мне обещала!»

«Сейчас пойдем, потерпи», - просила мама, но Артем с каждой минутой «распоясывался» все больше и больше.

Он вылез из-за стола, стал бегать по залу, не обращая никакого внимания на посетителей и на просьбы мамы не шуметь. Правда мама вся была поглощена беседой со своей подругой и делала замечания сыну как-то автоматически, не всерьез. Артем, видя, что мама по-настоящему не обращает на него внимания, стал еще больше шуметь и баловаться: носился по залу, и даже, как бы упав, катался по полу. Вот в кафе вошел в сопровождении пожилого мужчины молодой посетитель-инвалид с ДЦП. Заметив его недостатки, Артем тут же начал громко смеяться и показывать на него пальцем. Тут уже не выдержала администратор зала и строго прикрикнула на шалуна. Артем внимательно посмотрел на нее, хитро улыбнулся и, подойдя к своей маме, положил голову ей на колени. Мама погладила Артема по волосам и стала продолжать «важный разговор». Однако, спустя минуту Артем вновь стал вести себя так, как и раньше: гремел, шумел, размахивал руками, а когда мама сажала его на стул, он вдруг обмякал всем телом и делал вид, что падает. В общем, время, проведенной мамой и Артемом в кафе всем показалось очень длинным и после их ухода посетители не просто вздохнули с облегчением, но и задумались: что же делать с таким мальчишкой?

Вопросы к ситуациям:


  1. Что происходит с ребенком?

  2. Каковы главные причины его поведения?

  3. Почему было применено наказание, описанное в ситуации?

  4. Как вы считаете, следует наказывать ребенка в этой ситуации, и если да, то каким должно быть наказание? Аргументируйте свой ответ.


Заключительная часть

Уважаемые родители! В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что главной опорой в воспитании должны не наказания, как бы правильно они не применялись, а формирование глубоких, теплых и искренних эмоциональных отношений с ребенком, основанных на безусловной любви и принятии его личности. Это своего рода «вакцина» от применения наказания. Как можно больше наблюдайте вашего ребенка, учитесь чувствовать его состояние, обменивайтесь с ним эмоциями, чувствами, мыслями, общайтесь с ним, чаще вместе занимайтесь какой-либо содержательной деятельностью, будь то уборка квартиры, игра или творчество. Когда у вас будет сформирована здоровая, надежная и насыщенная содержанием эмоциональная близость с ребенком, - тогда отпадет необходимость в карательных мерах, потому что вы будете говорить на одном языке и понимать друг друга. Возможно, достаточно будет замечания, разъяснения или чуть более строгого тона!

А теперь хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями от нашего занятия. Расскажите, понравилось ли оно вам, возможно, что-то вы бы хотели изменить, задать какие-либо вопросы, - мне очень важно выслушать ваше мнение.


© 2010-2022