Презентация «Что должны знать родители 4 классников при переходе в среднее звено»

Эта работа предназначена для просвещения родителей четвероклассников. Работая в школе в течение нескольких лет, я заметила, что адаптация пятиклассников не всегда проходит успешно, несмотря на большую работу, которую мы проводим с педагогами - предметниками, администрацией. Проводимые осенью педагогические консилиумы по адаптации пятиклассников часто теряют смысл, так как проблемы начинаются намного раньше. В этом учебном году мы решили предотвратить сложившуюся ситуацию и заранее ознакомить род...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что нужно знать родителям о переходе в среднее звено?

Закончена начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль - роль школьника освоена успешно. Начало школьного обучения - серьезный момент в жизни любого человека. К этому событию большинство семей готовятся серьезно и ответственно.

Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент - переход в среднюю школу - в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Переход из начальной школы в среднюю неслучайно называют кризисным этапом в школьной жизни. Ведь значительно возрастает нагрузка на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий и требований обучения. Вместо одного основного учителя у детей теперь есть классный руководитель и несколько учителей-предметников. Появляется система кабинетов, в которых поначалу многие дети путаются. Разные учителя предъявляют к школьнику различные требования. Иногда именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов осложняет адаптацию у пятиклассников. Ребенку необходимо на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога. Все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие". Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о "доброй" математичке или "вредном" историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего" в начальной школе на "самого маленького" в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Очень важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от того, насколько ребенок готов к школьному обучению в средней школе, зависит качество всего дальнейшего учения.

В адаптационный период вы можете заметить изменения в своем ребенке. Дети могут стать более тревожными, уязвимыми, могут появиться или усилиться различные страхи, застенчивость, робость. Или, наоборот, вдруг появляется "развязность", чрезмерная шумливость, суетливость. Часто снижается работоспособность, ухудшается память, иногда нарушается сон, аппетит. Может снизиться интерес к учебе, нередко падает успеваемость, нарушаются взаимоотношения со сверстниками. Воспринимайте эти изменения спокойно, без паники. Подобные изменения в той или иной степени характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные явления бывают кратковременно и исчезают, как правило, через 4-5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

У адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

В любом случае родители могут и должны поддержать своего ребенка на этом сложном этапе. Как это сделать?

Как поддержать ребенка при переходе в 5-й класс

  • Заведите традицию под названием «Школьные посиделки». Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Старайтесь показать неподдельный интерес к школьной жизни ребенка. Тут не достаточно вопроса типа: «Как прошел твой день в школе?» Найдите время и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Не отмахивайтесь от желания сына или дочери рассказать мелкие подробности, запоминайте отдельные имена, события и детали, которыми ребенок делится с вами. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

  • Регулярно общайтесь с учителями. Без сомнений беседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если ребенок учится хорошо, отмечайте это, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Если в школе проблемы, покажите ребенку, то вас это волнует, настаивайте на том, чтобы он более внимательно выполнял домашние и классные задания. Не устанавливайте условия, например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  • Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.


Как определить, насколько ребенок готов к учебе в 5-м классе?

Уважаемые родители! Оцените социально-психологическую адаптацию ребенка к обучению в 5-м классе. По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка. Отметьте выбранный показатель указанным количеством баллов.

Показатели

Оценка показателя в баллах

Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий

Плохое усвоение программного материала по всем предметам

1

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий

2

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

3

Небольшие помарки, единичные ошибки

4

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

5

Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию

1

Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения

2

Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения

3

Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений

4

Ребенок работает легко, свободно, без напряжения

5

Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого

1

Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого

2

Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам

3

Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

4

Ребенок сам справляется со школьными заданиями

5

Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу

Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости)

1

Случаются проявления отрицательных эмоций:

тревожность, огорчение, иногда страх;

обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

2

Иногда бывают проявления сниженного настроения

3

Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

4

Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу

5

Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется

1

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт

2

Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами

3

Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

4

Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых

5

Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка

Низкий уровень адаптированности

1

Уровень адаптированности ниже среднего

2

Средний уровень адаптированности ребенка

3

Уровень адаптированности выше среднего

4

Высокий уровень адаптированности

5

Обработка результатов

Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально­-психологической адаптации детей:

  • нормальная адаптация - 19-30 баллов;

  • неполная адаптация - 13-18 баллов;

  • дезадаптация - 0-12 баллов.



Что должен уметь 5-классник? (Требования к школьнику)

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Параметры развития ребенка

Как должны проявляться параметры

Познавательная сфера

Произвольность психических процессов (осознанность)

Принимает и понимает цели, поставленные взрослым (учителем).

Может самостоятельно организовать свою деятельность, направленную на определенную цель.

Определяет важность и последовательность целей в рамках конкретной учебной ситуации (может решить, что нужно делать сначала, что потом).

Может сохранять (концентрировать) внимание на учебной задаче в течение всего урока

Уровень развития мышления

Владеет приемами установления причинно­следственных отношений меж­ду изучаемыми учебными и житейскими понятиями. (н-р, понимает, что такое круговорот воды в природе и может объяснить это на примере погоды).

Сформированность важнейших учебных действий

Ориентируется на всю систему требований задачи (при выполнении задания не забывает, что именно нужно сделать).

Владеет навыками применения логических операций: выделяет существенные признаки, владеет обобщением, классификацией и др.

Может систематизировать знаний, переносить учебных навыков на новый объект (т.е. выполняет задания по аналогии с уже известными, может сделать собственные выводы, опираясь на свои знания).

Уровень развития речи

Понимает смысл изучаемых понятий и речь, обращенную к школьнику.

Использует речь как инструмент мышления (применяет сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи - если,… то; так как…; потому что и др. связно излагает свои идеи, использует доказательства).

Грамотен, владеет богатым словарным запасом устной речи

Уровень развития тонкой моторики (мелких мышц рук)

Понятно и достаточно разборчиво пишет.

Аккуратно оформляет письменные работы.

Способен к различным видам ручного труда

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Сохраняет умственную активность и работоспособность в течение всего урока.

Адаптирован к учебной нагрузке.

Способен работать в едином темпе со всем классом

Общение

Взаимодействие с педагогами

Может устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне уроков. Проявляет уважения к учителю.

Способен к установлению межличностных отношений с педагогом

Соблюдение социальных и этических норм

Принимает и выполняет школьные и общепринятые нормы поведения и общения

Активность и автономность поведения

Активен и самостоятелен в познавательной и социальной деятельности

Мотивационно-­личностная сфера

Наличие и характер учебной мотивации

Ориентируется на освоение разных способов получения знания (знает, как, где, каким образом можно получить знания, пользуется словарями, библиотекой, интернетом, проводит опыты и пр.)

Проявляет интерес к закономерностям, принципам.

Предпочитает трудные задания.

Стремится к самообразованию, есть выраженный интерес к дополнительным источникам знаний

Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствуют выраженные противоречия между:

требованиями школы (педагога) и родителей;

требованиями взрослых и возможностями ребенка

Отношение школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

Эмоционально­ положительно воспринимает свои отношения со сверстниками.

Ориентируется на мнение товарищей

Отношения с педагогами

Эмоционально ­положительно воспринимает свои отношения с педагогами

Отношение к значимой деятельности

Эмоционально ­положительно воспринимает школу и учебу.

Понимает смысл учения "для себя"

Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка


© 2010-2022