Доклад на тему Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения

Человек должен быть самим собой, испытывая не чувство неполноценности и потребность в психологической защите, а чувство собственной адекватности, которое позволяет ему  быть восприимчивым к окружающему его миру.                                                                                                                        К.Роджерс.         Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизвольной. При произвольной саморегуляц...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияДоклад на тему Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияДоклад на тему Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияДоклад на тему Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияДоклад на тему Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения

Человек должен быть самим собой, испытывая не чувство неполноценности и потребность в психологической защите, а чувство собственной адекватности, которое позволяет ему быть восприимчивым к окружающему его миру.


К.Роджерс.


Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизвольной. При произвольной саморегуляциии человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и , контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.

При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется в основном двумя путями. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения.

Нравственный смысл поступка человека оценивается, прежде всего по его мотиву, а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно , чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер.

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека на реакцию на его чувства и далее - реакцию на жизненную ситуацию в целом.

С первых же дней обучения школьники узнают от учителя о том, что нельзя пользоваться подсказкой и самому подсказывать, что нельзя списывать у других и давать им списывать и т.п.

Какими бы на первый взгляд незначительными для нравственного строя формирующейся личности ни казались коллизии, связанные с этим правилом, в действительности за ними скрыта проблема большого масштаба, на которую указывает нравственный принцип: жить собственным трудом.

Вдумавшись в эту ситуацию, можно понять детей, которые дают списывать выполненные ими задания отношениями, которые складываются в классе, они поставлены в такие условия, что не могут отказать однокласснику. Ведь взрослым тоже приходится, как об этом известно, детям, порой выполнять работы за тех, кто не компетентен или ленив. Большинство младших школьников вслед за учителем утверждают: « Списывать нельзя давать. Если ученик что-то не знает, то ему после уроков надо объяснить, а если он ленивый и не старается, то ему помогать не надо, его нада пристыдить». Старшие же, руководствуясь соображениями одноклассников , оправдывают безнравственный поступок.

Какую позицию следует занять в этой ситуации психологам и педагогам? Вопрос этот не прост. С одной стороны , нельзя культивировать враждебность между детьми. Но вместе с тем ни в коей мере нельзя поддерживать солидарность в совершенствовании безнравственных поступков, к числу которых и относятся попытки воспользоваться трудом другого, скрыть собственную некомпетентность и ввести в заблуждение учителя, родителей и т.п.

Задача здесь должна заключаться в том, чтобы создать такие условия, при которых отставший ученик, обладая чувством собственного достоинства, посчитал бы для себя оскорбительным и унизительным воспользоваться плодами труда другого человека.

Личность утверждает себя в глазах других и собственных, прежде всего в плодотворном, приносящем ей удовлетворение и успех. Из этого следует, что противопоказано ставить перед учеником , личность которого формируется, задачи, с которыми, как это обычно заранее учителю известно, он не сумеет справиться. Когда ученик прибегает к списыванию, шпаргалкам и другим ухищрениям, он оказывается в чрезвычайно унизительном положении человека с протянутой рукой, но делает это не открыто, а всячески стремясь замаскировать свои действия от учителя. Это культивирует безнравственное отношение к своему труду, к тем кто его учит.

Таким образом, то что, к сожалению, постепенно начинает расцениваться в школе как «ничего особенного», в действительности имеет далеко идущие последствия, влечет за собой не только нарастание неуспеваемости, обеднение познавательной сферы, но, что еще более пагубно, нравственную деградацию личности - потерю достоинства, самолюбия, самоуважения.

Существенным недостатком, часто встречающемся в практике воспитания, является неучет такого момента, как необходимость при обучении детей моральным знаниям исходить прежде всего из их собственного опыта, создавая при этом условия для «упражнения» в поведении, соответствующем определенной норме, качеству.

В предъявлении детям нравственных знаний часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментально, от случая к случаю. Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школьника приводят к разрыву между моральными знаниями и моральным поведением.

Для ликвидации разрывов необходимо, во-первых, соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данного знания в поведении; во-вторых , ставит перед детьми специальные задачи по вычислению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме; в-третьих, вооружать детей специальными средствами, требующимися для применения нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в поведении, Т.Е обучить детей соответствующим формам нравственного поведения; и, наконец, в-пятых, постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.

Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем , что кто-то его обидел. Напротив , для юноши внешний , физический мир- только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций , красоту природы , звуки музыки, новые краски.

«Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики.

Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный будничной повседневностью.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого очень важно, чтобы учитель сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека нравственному воспитанию, так в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценностях другого по мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

Эффективный путь нравственного развития школьников - включение всех детей в различные виды деятельности и отношений, в том числе расширение масштабов их общественной деятельности. Учитель имеет инструмент формирования нравственности своих воспитанников - организацию классного коллектива.

© 2010-2022