Исследование особенности осознания смерти детьми школьного возраста

Основной особенностью возрастной группы 11-14 лет (средний школьный возраст) является четкое выделение биологических причин смерти «Умирают от старости, когда сердце перестает работать, останавливается» (Оля, 11 лет), «Когда человек долго болеет, он может умереть» (Миша, 12 лет). Так, 20 человек (49 %) обратили на это свое внимание. 8 человек (19 %) из данной возрастной группы воспринимают смерть как естественное завершение жизни, духовной и физической. Такие дети рисовали мертвых людей, олицетворяя тем самым полный уход из жизни и пустоту сознания умершего. 6 человек (15 %) посчитало смерть душевным страданием, чаще всего это страх, отчаяние и душевная боль, «Для меня это значит горе, несчастье» (Ангелина, 13 лет), «Страх, то, что он не вернется в жизнь, душевная боль» (Антон, 14 лет). 4 человека (9,5 %) говорили о незавершенности и бесконечности жизненного пути. Они считают, что жизнь продолжиться в другом мире, или другом физическом облике: «Конец жизни, а может начало новой в другом мире» (Настя, 11 лет), «Попадете в рай, а там есть жизнь для всех людей» (Эвелина, 13 лет). 3 человека (7,5 %) материализовали смерть, в разговоре отводили тему от собственной смерти, говоря о ней как об одушевленном предмете.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор статьи: Антипкина Наталья Васильевна, педагог-психолог МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»;

Адрес: 655100 Республика Хакасия, п.Усть-Абакан, ул.Мира, 44а

Тел.: 89135401035

e-mail: [email protected]


Название статьи: Исследование особенности осознания смерти детьми школьного возраста.

Одной из значимых, интересных и, между тем, сложных тем в мировой культуре и нашей жизни является тема смерти. Практически нет к ней равнодушных из живущих ныне. Все воспринимают смерть по-своему. Некоторые опасаются, некоторые принимают её как данность, иные же трепетно замирают в ужасе при одной мысли об этом происшествии.

Детский возраст это период уникальных метаморфоз и интереснейших событий в жизни каждого человека. Ребёнок с рождения начинает впитывать каждой фиброй души информацию об окружающем мире, событиях и эмоциях людей, окружающих его. И рано или поздно наступает момент, когда он узнаёт о смерти. Это может произойти при разных обстоятельствах. Ребёнок может услышать это слово и заинтересоваться его значением, может увидеть по телевидению процесс смерти или же пережить смерть близкого человека.

Целью нашего исследования является анализ особенностей осознания смерти детьми школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему формирования отношения к смерти у детей различных возрастных групп.

2. Выявить особенности осознания смерти детьми школьного возраста.

3. Проанализировать и обобщить результаты исследования особенностей осознания смерти детьми школьного возраста.

Проектируя исследовательский поиск, мы выдвинули гипотезу о том, что существуют различия в осознании смерти детьми школьного возраста на каждом возрастном этапе.

Наше исследование проводилось на безе МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» п. Усть-Абакана Республики Хакасия. В исследовании приняли участие 120 учащихся 2 Б, 4 В, 7 А, 9 Б классов.

Был использован следующий блок психодиагностических методик:

1) анкета для выявления у подростков их отношения к смерти (по материалам И. Н. Лавриковой) [4; 134-137];

2) эмоционально-личностный тест «Сказка "Похороны"» (авторы М. Габрунер, В.Соколовская) [2];

3) рисуночная методика «Рисование смерти» (автор Дж. Рейнуотер) [6];

4) методика Контент - анализа для выявления и обобщения особенностей осознания смерти детьми школьного возраста [5].

В целях обстоятельного изучения отношения учеников к смерти была составлена анкета по материалам И. Н. Лавриковой.

Опросник содержит открытые вопросы, в которых испытуемые выражают свое мнение и отношение по теме. Обработка результатов осуществлялась путем качественного анализа ответов испытуемых, распределение ответов по выделенным группам.

Эмоционально-личностный тест «Сказка "Похороны"» позволяет выявить отношение ребенка к смерти, параллельно - к агрессивности и тесно взаимосвязанному с ней чувству вины. Стимульный материал методики состоит из листа, на котором написаны две сказки. Каждый ответ оценивался в соответствии с критерием «нормальный» или «настораживающий». Отсюда делался вывод о нормальном психологическом здоровье или о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве, неуверенности, страхе, а также об отношении ребенка к жизни и смерти [2; 16-17].

Следующим испытанием стала рисуночная методика «Рисование смерти». Каждому испытуемому выдают лист бумаги, карандаш, цветные карандаши, затем озвучивается инструкция: «Возьмите бумагу и карандаши или фломастеры. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Откройте глаза. Теперь выберите цвет и начните рисовать ваш символ смерти. Не нужно сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать».

Аспекты анализа рисунка подразделяются на формальные (семантика расположения в пространстве; графологические признаки) и содержательные (что нарисовано, цвет, оригинальность) [6; 208].

Анализируя рисунки школьников мы опирались на содержательный аспект, изучали, что именно нарисовано [1]. Все рисунки разделялись на группы: персонаж (материализация), биологические причины (катастрофы, болезни, аварии), атрибутика (процесс погребения, гроб, кладбище, могила), религиозные сюжеты (ангелы, продолжение жизни в раю или аду).

После проведения исследования и обработки данных были получены следующие результаты.

В группе учащихся 6-10 лет (младшие школьники) 20 человек (46 % исследуемых этой группы) материализовали смерть, в беседе заостряли внимание что смерть над человеком проделывает кто-то («Смерть это когда человека убивают, забирают из жизни», Максим,10 лет). Эта группа респондентов говорит о смерти как о явлении, которое можно избежать, преодолеть, «победить», в большинстве своем они представляют ее как нечто, не зависящее от них, непосредственно к ним не относящееся и их не касающееся.

9 человек (21 %) прямо или косвенно указывали на биологические причины смерти, «Когда человеку становиться плохо, сердце медленно бьётся» (Диана, 9 лет). Из них 8 респондентов сказали о насильственном уходе из жизни: «Когда человека убивают» (Вика, 8 лет).

8 человек (19 %) осознают смерть как различные душевные страдания «Переживание утраты, горечь потери, страх, грусть, отчаяние - это все симптомы смерти» (Милена, 9 лет), «Это горе и печаль» (Артур, 8 лет).

6 человек (14 %) не воспринимают смерть как конец жизни. 3 из них считают, что смерть это начало новой жизни на земле или в другом подобном мире «Смерть это начало новой жизни сначала в новом мире, затем в новом теле» (Виталя, 10 лет). Трое испытуемых отразили религиозные взгляды на смерть, «Это очень плохо, и бывает, когда болеешь, и он становиться привидением и живет в аду или в раю», (Оля, 10 лет).

Исследование особенности осознания смерти детьми школьного возраста.

Рис.1. Анализ результатов исследования осознания смерти детьми 6 - 10 лет.

Основной особенностью возрастной группы 11-14 лет (средний школьный возраст) является четкое выделение биологических причин смерти «Умирают от старости, когда сердце перестает работать, останавливается» (Оля, 11 лет), «Когда человек долго болеет, он может умереть» (Миша, 12 лет). Так, 20 человек (49 %) обратили на это свое внимание.

8 человек (19 %) из данной возрастной группы воспринимают смерть как естественное завершение жизни, духовной и физической. Такие дети рисовали мертвых людей, олицетворяя тем самым полный уход из жизни и пустоту сознания умершего.

6 человек (15 %) посчитало смерть душевным страданием, чаще всего это страх, отчаяние и душевная боль, «Для меня это значит горе, несчастье» (Ангелина, 13 лет), «Страх, то, что он не вернется в жизнь, душевная боль» (Антон, 14 лет).

4 человека (9,5 %) говорили о незавершенности и бесконечности жизненного пути. Они считают, что жизнь продолжиться в другом мире, или другом физическом облике: «Конец жизни, а может начало новой в другом мире» (Настя, 11 лет), «Попадете в рай, а там есть жизнь для всех людей» (Эвелина, 13 лет).

3 человека (7,5 %) материализовали смерть, в разговоре отводили тему от собственной смерти, говоря о ней как об одушевленном предмете.

Исследование особенности осознания смерти детьми школьного возраста.

Рис.2. Анализ результатов исследования осознания смерти детьми 11 - 14 лет.

В возрастной группе 15-18 лет большинство респондентов относятся к смерти как к естественному процессу завершения жизни - 18 человек (50 %). Характерные рисунки данной группы: мертвые люди, пустота и т.д. Отвечая на вопросы, респонденты описывали не причины ухода из жизни, а сам процесс смерти.

9 человек (25 %) данного возраста указали на биологические особенности смерти.

6 респондентов (16,5 %)отметили продолжение жизни души после смерти тела.

3 человека (8,5 %) материализовали смерть. Сравнивая её чаще всего с какой то определенным образом - существо в плаще с косой.

В результате нашего исследования мы выявили различия в осознании смерти детьми школьного возраста и можем сказать, что в каждом отдельном возрастном этапе процесс осознания смерти школьниками происходит по разному. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Исследование особенности осознания смерти детьми школьного возраста.

Рис.3. Анализ результатов исследования осознания смерти детьми 15 - 18 лет.

Исследование особенности осознания смерти детьми школьного возраста.

Рис 4. Сравнительный анализ осознания смерти детьми разных возрастных групп

Каждый ребёнок сталкивается с предельными вопросами - вопросами начала и конца, жизни и смерти. Поиск ответов на эти вопросы - одна из важнейших задач развития личности и создания собственной картины мира.

Закончим ответом на вопрос, который сами и поставим: «Зачем тревожить ребенка лишний раз?» Отвечаем словами И. Ялома: «Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его»; «постоянно принимая ее [смерть] в расчет, мы обогащаем жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее». Наши дети будут сильнее и живее, если мы, взрослые, сможем, не насилуя их психику, объяснить им феномен смерти, ибо они все равно размышляет о ней очень глубоко.

Библиографический список


  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. -- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003;

  2. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. 2003. № 2. С. 14-19;

  3. Ерофеева В.А. Возрастная периодизация/ Общие основы педагогики: конспект лекций [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: e-reading.co.uk/chapter.php/98165/39/Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__konspekt_lekciii.html

  4. Лаврикова И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социол. исслед. 2001. № 4. С. 134-137;

  5. Манаев О.Т. Контент-анализ. Описание метода [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу:psyfactor.org/lib/kontent.htm.

  6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах (как стать собственным психотерапевтом). - М., 1993;

  7. Ялом И. Экзистенциональная психотерапия. Перевод Т.С.Драбкиной. - М.: "Класс", 1999


© 2010-2022