Консультация на тему для обучающихся «Психологическая установка на успех» «Как сдать экзамен?»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация на тему для обучающихся

«Психологическая установка на успех»

«Как сдать экзамен?»


УСТАНОВКА НА УСПЕХ

Организуйте правильно своё время!!!!!!

Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Нередко в это самое время некоторые ребята утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья. День должен начинаться с утренней гимнастики. Физическая зарядка в период напряжённого умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима.

За учебники, конспекты лучше всего садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая.

После сытного завтрака нужно сразу приступать к занятиям. Лучше приступать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, какую-нибудь работу по дому или общежитию.

После 2,5-3-х часов работы нужно сделать (20-30 минут) перерыв для приёма пищи, после чего можно позаниматься ещё 3 часа. Затем естественно отдых, например прогулка на свежем воздухе не меньше 2-х часов или сон. А потом ещё можно продолжить умственную работу. Самое благоприятное время для усвоения материала - с 7-00 до 12-00 и с 14-00 до 17-00 - 18-00. Утреннее время лучше использовать на изучение самого сложного материала.

Некоторые люди считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но это совсем не так. В этом случае утомление наступает значительно быстрее. Нормальная продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины. Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Готовясь к экзаменам, дети часто не досыпают, занимаются вечером и ночью, поддерживают себя крепким чаем или кофе. Естественно этого делать нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи, трудно будет продолжать работу, придётся сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность станет высокой. Чаще выходить на свежий воздух, это обеспечит полноценный отдых и восстановит трудоспособность.

Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание, нельзя заниматься на голодный желудок, важное значение имеют овощи и фрукты.

Необходимо раньше лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью. До начала экзамена погулять на свежем воздухе и коротко повторить учебный материал. Всё это создаст необходимое рабочее настроение. На экзамен нужно прийти точно в назначенное время, не нужно приходить заранее, потому что ожидание утомительно для нервной системы, чем экзамен, после сдачи одного экзамена не нужно сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня - время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной трудоспособности.

Стабилизация эмоционального состояния

Жизнь современных людей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы дети не становятся здоровыми: к окончанию школы около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у многих подростков преобладает высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, агрессивность и конфликтность поведения, снижено оптимистическое восприятие будущего.

Механизм фрустрации действует достаточно просто. Сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение, как говорят, бьёт по организму. В итоге образуется гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, язва желудка, бронхиальная астма, диабет и другие недуги. Как избежать перенапряжения нервной системы? Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессоров на наш организм то снимать напряжение надо медикаментами. Сейчас обычно привычными средствами являются успокоительные, но увлекаться ими не стоит, гораздо лучше использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.

Например, сбросить напряжение можно аутогенными тренировками. Дать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы - сон, в том числе кратковременный дневной (от 5-30 минут).

Как можно больше вытеснять неприятные эмоции, заменяя их приятными. Психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника выманивания может быть разнообразной. Например, усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают положительные эмоции.

Важным этапом в стабилизации своего эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания. Как нестранно звучит, но не все люди умеют дышать правильно. Тактика дыхания разнообразна и зависит от различных ситуаций: во время сна, тяжёлой работы или подъёма в горы, когда человек разгневан, или испуган, весел, грустен. Нарушения дыхания зависят от внутреннего настроя человека. Дыхательные пути обильно снабжены нервными окончаниями. Фаза вдоха возбуждает симпатический нерв, и активизирует работу внутренних органов, а фаза выдоха влияет на блуждающий нерв, оказывающий тормозящее влияние.

В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающее дыхание, при котором выдох в 2 раза длиннее вдоха, его полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. Мобилизующее дыхание, после вдоха задерживается дыхание, помогает преодолевать вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и глубокий выдох, и затем глубокий выдох - вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое волнение», но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраиваться на успех, удачу. Небольшой простой приём в само регуляции эмоционального состояния есть способ «сосчитать до десяти», прежде, чем начать действовать.

Вечером запоминайте, утром повторяйте!

Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти, 20-25 минут в день. Продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8-12 часами. Затее продуктивность памяти постепенно снижается, а с 17 часов снова медленно растёт и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

Это понятно, что всё запомнить невозможно, поэтому, решив для себя, какая именно информация вам необходима чётко нужно сформулировать цель. Например: Хочу знать, кто первым появился на планете Земля? Люди или животные? Следует, как можно больше решать задачи именно практические, с использованием той информации, которую необходимо запомнить. Условие для запоминания информации быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор, чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание - это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.

Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определённые чувства. Информация, которая безразлична, она плохо запоминается, а хорошо запоминается то, что понятно.

Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при её усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. При усвоении понятий стремиться к собственным формулировкам. Начинать запоминать материал нужно с самого трудного раздела. Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать тему полностью, написание шпаргалок - также тренирует память. Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, от режима деятельности. (У некоторых запоминается утром, у других в вечернее время. Наименее эффективно днём. Лучше запоминать вечером и повторять утром. Полезно ставить перед собой задачи для запоминания, которые превышают возможности. Правильно забыть наполовину, вспомнить.

Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Холерики быстро запоминают, но и быстро забывают. Флегматики, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти - дисциплинированность и организованность. Запоминание - нелёгкий труд, поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться прочного и долгого запоминания.

Деятельность мозга и питание - нужно хорошо питаться, с помощью пищи, самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Что происходит в мозгу? - Работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причём каждая связана с ещё 10000 других. Каждую секунду обменивается информацией и подают миллионы сигналов, для того чтобы механизм функционировал, клеткам серого вещества необходимо большое количество энергии.

Чтобы снять волнение при устном ответе, обучающимся можно посоветовать

  1. Ограничьте контакт глаз с экзаменатором, смотри в свой листок либо в сторону.

  2. Перед началом ответа вдохните несколько раз как можно глубже, стабилизируйте своё дыхание.

  3. Если вы считаете, что ваши руки выдают волнение, спрячьте их под стол.

  4. Постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений.

  5. Сконцентрируйте своё внимание на ответе, отвечайте коротко и ясно.

  6. Если вам задают дополнительный вопрос, не пугайтесь, не спешите с ответом.

  7. Прежде чем говорить сформулируйте ответ в мыслях.

  8. Старайтесь говорить последовательно, акцентируйте важные слова. Это придаст речи выразительность, ясность, убедительность.

  9. Меняйте тон голоса.

  10. Следите за мимикой. Если будете показывать, что вам неприятна процедура экзамена, то экзаменатор начнёт испытывать точно такие ощущения.

  11. Контролируйте жесты. Это внешнее выражение внутреннего состояния, которое несёт информацию о вас.

  12. И конечно же не забывайте о внешнем виде. Аккуратность и опрятность поднимет вас в глазах экзаменатора, и уверенности в ваших силах.

Продукты, которые помогут улучшить память

1. Морковь - облегчает заучивание чего - либо наизусть (стимулирует обмен веществ в мозге). Совет: перед зубрёжкой съесть тарелку тёртой моркови с растительным маслом.

2. Ананас - любимый фрукт музыкальных и театральных звёзд, тому кому необходимо удерживать в памяти большой объём текста, нуждаются в витамине «С». Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

3. Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти. (Планы, расписание уроков), за счёт жирных кислот, достаточно половины плода.

Продукты, которые помогут сконцентрировать внимание


  1. Креветки - деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть, достаточно 100 гр. в день.

  2. Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом.

  3. Орехи помогают, если предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) если долгая поездка за рулём. Укрепляют нервную систему, стимулирует деятельность мозга.

Как достичь творческого озарения?

Инжир освобождает голову для новых идей, в нём содержатся вещества по составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом.

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нём, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельчённых семян на чашку.

Успешно грызть гранит науки

Капуста снимает нервозность, т. к. снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошла «мантра», нужно кушать салат из капусты перед экзаменами.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина «С».

Черника - идеальный «промежуточный корм» для обучающихся, способствует кровообращению мозга. (Например свежие ягоды, варенье).

Что происходит в душе?

На положительные и отрицательные эмоции также можно повлиять при помощи пищи.

Например, паприка - чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» - эндорфина.

Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

Бананы содержат серотонин - вещество необходимое мозгу, и также улучшают эмоциональное состояние.



© 2010-2022