- Преподавателю
- Школьному психологу
- Практическое занятие для подростков: Подросток и конфликты
Практическое занятие для подростков: Подросток и конфликты
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова В.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема практического занятия: «Подросток и конфликты».
Цели:
1. Раскрыть концепцию культуры мира;
2. Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
3. Решение проблемы сплоченности класса.
Задачи:
-
Дать характеристику понятия «конфликт».
-
Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
-
Познакомиться с методами выхода из конфликта.
-
Дать определение понятия «компромисс».
5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его
справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;
Оборудование:
презентация «Конфликты в нашей жизни»;
инструментальная музыка;
реквизит для игры «Перетягивание каната»;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
карточки для групповой работы;
инструкция доля медиаторов;
эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;
квадратики черного, красного, зеленого цвета;
Памятки.
Ход занятия:
I Введение в тему занятия.
В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.
Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)
1. Чтение притчи «Коробочка». (Показ слайда № 1)
Слайд №1
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
2.Беседа.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
«Конфликты в нашей жизни или…» (Показ слайда №2) Пока тема нашего разговора звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку.
Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
3.Сообщение задач занятия.
- Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по-разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. Приложение №1)
-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.
II. Работа над темой занятия:
1.Определение понятия «конфликт».
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
-Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №3, 4)
Слайд №3.
Конфликты - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.
Уильям Линкольн
Слайд №4.
КОНФЛИКТ - противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ - столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.
2. Игра «Перетягивание каната».
-Давайте разделимся на две группы: одна - мальчики, другая - девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру - перетягивание каната.
(Играют)
-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?
-А из - за чего он мог возникнуть7
Ученики:
Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.
-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?
Ученики дают варианты ответа. В качестве вывода - показ слайда №5
Слайд №5
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:
-участники конфликта (оппоненты);
-предмет конфликта.
3. Упражнение «Да - нет»
-А теперь разыграем другую ситуацию.
(В центре класса - два добровольца показывают упражнение «да - нет» на примере ситуации с дежурством по классу).
-Я дежурил вчера.
-Нет.
-Дежурил.
-Нет.
-Да.
Нет и т.д.
-Конфликт ли это? Почему?
Ученик дают варианты ответа.
-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора - дежурство.
-Исследователи различают типы конфликтов (Показ слайда №6):
Слайд №6
-внутриличностный (между долгом и совестью);
-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);
-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
(Краткий комментарий содержания слайда).
4. Работа в группах.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Слайд №7
-
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
Слайд №8
-
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
Слайд №9
-
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Слайд №10
-
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы - показ слайдов №7-10.
Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. (Показ слайда №11)
Слайд №11.
Компромисс - это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
5.Игра «Триада»(интерактивная игра в группах).
-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».
В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс.
Сейчас мы образуем три группы:
I группа состоит только из девочек;
II группа состоит только из мальчиков;
III группа состоит из мальчиков и девочек.
Карточки для групп.
Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.
Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.
Инструкция для медиаторов
-
Медиатор - посредник в конфликте.
-
Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
-
Медиатор должен быть готов решить проблему.
-
Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
-
Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
-
Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй - из 2-й, третий - медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.
На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.
Вопросы к участникам игры:
-
Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
-
Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:
-способность уступать;
-наглость;
-трусость;
-равнодушие;
-мягкотелость;
-стремление к справедливости;
-миролюбие.
Вывод (Показ слайда №12)
Слайд №12
Компромисс (от лат. сomromissum) - соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
7.Игра «Подели шары».
-А теперь я попрошу вас разделиться на группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую - те, у кого он зеленого цвета, а в третью те, у кого пьедестал синего цвета.
Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится одна минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения, затем показывает вторая группа, а вариант решения предлагает третья группа, далее показывает третья группа, а вариант решения предлагает первая.
Варианты решения конфликта:
-
оба проиграли;
-
оба выиграли;
-
один выиграл, другой проиграл.
-Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный?
-Так как же можно продолжить тему нашего классного часа? (Показ слайда №13)
Слайд №13
«Конфликты в нашей жизни или выиграть может каждый»
III. Итог.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
-
«Да» - красный квадратик
-
«Нет»- черный
-
«Сомневаюсь» - зеленый
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому-то пригодится и в жизни.
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
-Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.
Приложение №1
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю - 2 балла; редко - 1балл.
-
1.Угрожаю или дерусь.
-
Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
-
Ищу компромиссы.
-
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
-
Избегаю противника.
-
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
-
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
-
Иду на компромисс.
-
Сдаюсь.
-
Меняю тему.
-
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
-
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
-
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
-
Предлагаю мир.
-
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
-
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
-
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
-
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
-
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
-
Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Интерпретация:
-
«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
-
«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
-
«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
-
«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
-
«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека - уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.