- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект группового занятия на тему: «Знакомство с понятием физическая и эмоциональная боль»
Конспект группового занятия на тему: «Знакомство с понятием физическая и эмоциональная боль»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гриднева К.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие 8.
Тема: «Знакомство с понятием физическая и эмоциональная боль».
Цель:
- познакомить детей с понятиями «физическая и эмоциональная (душевная) боль»;
- научить различать ощущения, которые испытывает во время физической и эмоциональной боли;
- учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.
1. Ритуал вхождения
Взрослый с помощью мячика спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в школе, на улице. Взрослый поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту.
2. Основное занятие
Детям предлагается посмотреть на изображение лягушонка.
- Дети, что случилось с лягушонком? Одна моя знакомая рассказала мне историю, которая с ним приключилась: Лягушонок прыгал по дорожке и о камешек поранил ножку. «Ой-ой-ой!» - заплакал лягушонок. Как же голосок его был тонок. Он листочек к ранке приложил и к лягушке - маме поспешил.
Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Вновь читает четверостишие. Задача детей - передать состояние лягушонка, поранившего ножку, с помощью мимики, жестов, пантомимики (выражение боли на лице, приподнимают «пораненную ногу», наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к маме (взрослому)
- что чувствовал лягушонок, когда ушиб ногу? (боль)
- а вы испытывали когда - нибудь боль? (ответы детей)
Боль бывает разная, есть физическая боль - больно когда: падаешь, кто-то сильно толкнул, ударил, порезал стеклом ногу или руку, ожегся чем-то горячим, ужалила оса или пчела, кто-то укусил (комар, злая собака), очень холодно.
А бывает боль душевная (эмоциональная) - больно, когда: кто-то сердито кричит, дразнит, обзывает, не хочет делиться, например игрушками, сладостями.
Давайте мы сейчас с вами определим, какую боль испытал мальчик в следующей ситуации:
Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. - Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик, там нас никто не найдет. Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре - Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо. Из подъезда вышел Юрин папа: - Возьми себя в руки сынок, ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено - и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи казак, атаманом будешь!» До свадьбы заживет.
Дети делают вывод, что мальчик ощущал физическую боль.
- Кто помог Юре почувствовать себя лучше?
- Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры?
(потерпи, вот увидишь, все будет хорошо; не падай духом; возьми себя в руки сынок, все пройдет)
- Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки?» (сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слезы)
- Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? (родные, друзья)
- Как можно назвать людей, которые приходят на помощь? (добрыми, настоящими друзьями)
- Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь? (благородные, добрые дела)
3. Выход из занятия (тренинг эмоций):
«Ой, ой живот болит».
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой живот болит!
Ой, ой меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
(проигрывается) Выразительные движения: брови приподнять, сдвинуть, глаза прищурить, туловище согнуть, живот втянуть, руки прижать к животу.
- Дети, как вы думаете, кто может помочь медвежатам? (айболит)
Добрый доктор айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит!
- Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик. А как мы можем утешить медвежат? (закрепление в речи слов умиления)
Итог: Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел».
Взрослый предлагает детям контурное изображение медвежонка. Задача детей - показать в рисунке чувства медвежонка после того, как он выздоровел.