- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинговые занятия Искусство общениЯ (для старшеклассников)
Тренинговые занятия Искусство общениЯ (для старшеклассников)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чижова Е.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятия 2, 3. Осмысление понятия «эффективное общение»
Цели:
-
актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;
-
выработка представления о сущности педагогического общения;
-
выработка умения принимать решение в группе.
Рефлексия «здесь и теперь»
Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.
Варианты:
-
каждый проговаривает свое состояние: «Я чувствую...
Я осознаю...»;
-
представляет свое состояние в невербальной форме;
-
описывает происходящее с участником и в группе на
листе бумаги.
Примечания для ведущего.
-
Ведущий стимулирует обсуждение, задавая участникам вопросы: «Как ты себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что на тебя произвело впечатление? Что тебе снилось?»
-
Процедура во времени должна занять 10-15 мин.
Молчание более 10 с приводит к передаче слова следующему участнику. -
3. Ведущий анализирует свое состояние последним.
Дискуссия «Эффективность педагогического общения»
В ходе дискуссии диагностируется уровень развития профессиональных навыков, коммуникативных умений, выявляются проблемы, не позволяющие каждому участнику группы эффективно общаться с детьми. Дискуссия проводится в три этапа.
-
Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4-5 человек).
-
Защита своей работы в групповой дискуссии.
-
Анализ отснятых на видеомагнитофон материалов.
Первый этап. Группа разбивается на микрогруппы.
Они расходятся по разным помещениям и в течение 1,5 ч обсуждают тему дискуссии. Консультант работает с каждой микрогруппой. Его задача - организовать групповую работу, не вмешиваясь в обсуждение. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые вопросы. Примечания для ведущего.
Основные шаги решения проблемы эффективности
педагогического общения:
1. Диагностика задачи. Каждый высказывает свое понимание поставленной задачи.
. 2. Диагностика ситуации. Каждый оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа определяет причины неэффективного общения с детьми и коллегами.
3. Диагностика и постановка проблем, связанных с неэффективным педагогическим общением.
4. Определение целей
Второй этап. Защита своей работы в групповой дискуссии. Обсуждение предложенного материала, обмен точками зрения, развитие навыков выступления перед аудиторией.
Направленность дискуссии:
-
определение целей микрогрупп;
-
обозначение общегрупповых целей;
-
ориентация на дальнейшую работу.
От каждой микрогруппы выступает в течение 7-10 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказанного, выражает свое отношение к этому.
После выступления всех групп ведущий дискуссии вместе с участниками подводит итоги, анализируя все сообщения, выделяя наиболее конструктивные моменты. Обозначаются проблемы, которые будут положены в основу тренинга. Примечания для ведущего.
1. Цели и правила дискуссии:
-
не уклоняться от темы;
-
все усилия направить на проведение общей темы;
-
не вдаваться в абстрагирование и не интеллектуализировать обсуждение;
-
работать на понимание изложенных мыслей каждым участником;
-
содействовать активному участию всех членов группы в работе.
2. Для получения обратной связи участникам можно раз
дать анкету, в которой содержались бы такие пункты:
Твое отношение к проведенной работе (отрицательное, положитительное). Что мешало тебе в работе?
Что дала тебе эта работа в содержательном плане?
♦ Сможешь ли ты использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности?
Третий этап. Если есть возможность, материалы желательно снять на видеопленку и проанализировать на следующей встрече. Ведущему при анализе следует обратить внимание на такие аспекты, как:
-
ролевая структура группы: лидер, критик, генератор идей, разработчик и т. д.;
-
особенности группового взаимодействия и стиль общения;
-
способы аргументации и умение донести свою мысль
до участников;
• соотношение вербальных и невербальных средств общения.
Информирование
Для того чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над образом своего «Я» относится также определение своих профессиональных целей и установок, наиболее типичных способов реагирования в сложной ситуации. Тот же анализ педагог проводит относительно своего партнера по общению.
Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам общения относят:
-
описание поведения;
-
коммуникацию чувств - умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;
-
активное слушание;
-
эмпатию - умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.
Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов сторон.
Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.
Теперь сделаем следующий шаг:
-
ты никого не можешь изменить, кроме самого себя;
-
проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и успешным с теми, кто тебе неприятен.
Рефлексия Прощание
Проговаривание пожеланий друг другу.
Занятия 4, 5, 6. Невербальные средства общения
Цели:
• формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
-
формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения;
-
дестабилизация стереотипных представлений о себе,
мотивах своего поведения.
Разминка
Упражнения на создание работоспособности.
-
Полукруг. Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все
повторяют. -
Высказывание пожеланий. Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.
-
Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его передают. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.
4. Игра «Атомы». Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам - это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все
двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно
стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
5. Участники сидят в круге. Количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий в центре круга просит поменяться местами тех участников, у которых есть что-то общее. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого есть брат». Все, кто обладает этим признаком, а также ведущий должны занять места. Кому места не хватило, продолжает игру. Для разминки можно взять любые другие игры и психотехнические упражнения, предлагаемые в списке рекомендуемой литературы. Рефлексия
Процедура 1. Немое кино Назначение:
-
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
-
фиксация внимания участников на своих психологических особенностях;
-
выявление реакций участников друг на друга;
-
развитие умения творчески относиться друг к другу.
Группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «Ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это - твои герои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих актеров так, как считаешь нужным, пусть они придадут свои лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находится твой герой». По окончании каждая группа предъявляет свою работу. Задача другой группы - отгадать, каков был замысел, какими чертами наделены герои, что показалось неожиданным.
Процедуру «Немое кино» можно заменить другой - «Скульптура». Все участники «лепят» изображение каждого, используя ресурсы группы: самих людей, одежду, канцелярские принадлежности, мебель и др. Наиболее выразительная скульптура может стать предметом обсуждения. Прототип также может высказать свое суждение о замысле скульптора. Примечания для ведущего.
1. Обсуждение вопросов:
-
Что больше всего характеризует этого человека?
-
Совпадает ли мнение персонажей о себе с тем, как видит их режиссер?
-
Какие расхождения были у членов группы?
-
Какая тема выбрана для фильма (материал для лепки) и что это может значить?
-
Желательно для представления сделать сцену и зрительный зал.
-
При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником представления. Ведущий слово берет последним. Целесообразно использовать видеомагнитофон. Это позволит получить обратную связь.
Процедура 2. Пантомима
Назначение:
-
выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;
-
формирование умения выразить свое состояние не вербальными средствами.
1. Задать тему, которую следует выразить пантомимой:
-
индивидуально: «Какой я есть?», «Каким бы я хотел быть?»;
-
для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить цветы даме», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного»,
«Перейти по узкой доске через большую лужу», «Пройти по качающемуся мостику через реку», «Передать информацию через окно в автобусе»;
♦ для группы: «Зоопарк» (каждый, взаимодействуя с другими участниками, изображает животное); «Супермаркет» (изобразить какую-либо вещь); «Встреча друзей после многих лет разлуки».
Рефлексия
2. Игра «Видеомагнитофон». Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг. По завершении круга первый участник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он передавал, отмечая тех из группы, кто более достоверно воспринял информацию.
Информирование
Основными элементами невербальной коммуникации выступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакции тела скрывают правду редко. После определенной тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также лучше узнать других.
К элементам невербального общения относятся:
-
тембр голоса и интонация;
-
расширение и сужение зрачка;
-
пространство, разделяющее говорящих;
-
частота дыхания;
-
жесты, телодвижения;
-
осанка;
-
одежда;
-
выражение лица;
-
символы статуса;
-
контакт глаз.
Бывает, слова не соответствуют языку тела, и это помогает лучше понять человека. Если, например, придя в класс, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, говорите повышенным, раздражительным голосом, то у детей может возникнуть о вас одно из следующих впечатлений:
-
вам все надоело;
-
вы находитесь в стрессовой ситуации;
-
вы не контролируете события;
-
вас раздражают дети;
-
вам не нравится ваша работа;
-
вы недоброжелательны к детям;
-
вы не уважаете других.
Правила интерпретации языка тела -
Не делать выводы по отдельно взятой детали.
-
Учитывать национальную специфику.
• Не проецировать свое состояние и жизненный опыт
на другого человека.
Наиболее важные элементы языка тела
Мимика. Лицо - зеркало души, оно прекрасно передает
эмоциональное состояние. Широко распахнутые глаза и приподнятые брови могут выражать удивление; опущенные уголки рта, отсутствующий взгляд - печаль, скорбь, грусть; сжатые зубы и очень сомкнутые губы - подавляемый гнев; сведенные к переносице брови, но при этом расслабленная нижняя часть лица - задумчивость; прищуренные глаза и чуть заметная улыбка - иронию; поднятые брови и опущенные уголки рта - недоверие; поднятые брови и открытая улыбка - простодушие, радость и т. д.
Реакция глаз. По реакции глаз можно узнать, насколько человек искренен с вами. Прежде всего необходимо представлять зависимость взгляда от работы головного мозга, его правого и левого полушарий: репродуктивная функция связана с работой левого полушария, а более сложные процессы конструирования и моделирования - правого. Если человек что-то вспоминает, хочет воспроизвести уже готовую информацию, реакция глаз будет направлена влево вверх. Когда же необходимо быстро что-либо придумать - вправо вверх. Эмоциональное состояние (возбуждение, волнение, стыд и др.) можно проследить по движению глаз вниз. Примечания для ведущего.
Перед сообщением о реакции глаз целесообразно провести видеосъемку, чтобы наглядно показать участникам роль взгляда в понимании услышанной информации. Процедура проводится следующим образом.
Каждому участнику задается тема. Например: «Расскажите о влиянии магнитного потока на организм человека», «Что вы знаете о дифракции?», «Кто такие капуцины?» и Др. В течение 2 мин каждый участник должен сделать небольшое сообщение. Он выходит на середину полукруга и начинает свой рассказ. По окончании процедуры происходит обсуждение отснятого материала с интерпретацией мимики и жестов, анализом реакции глаз. Желательно провести рефлексию.
Величина зрачков. Расширение зрачка может быть реакцией на слово «да», тогда как сужение - «нет».
В подтверждение этого факта можно предложить игру. Участники образуют пары. Один из них прячет в руке мелкий предмет. Второй должен угадать, где находится спрятанная вещь. При этом первый игрок отвечает неправильно, а думает так, как нужно: «да» - рука с предметом, «нет» - без предмета. По изменению величины зрачков партнер должен угадать, где находится предмет.
При истолковании следует учитывать степень освещенности (чем ярче свет, тем уже зрачки), глазные болезни - у близоруких зрачок всегда больше, чем у дальнозорких; употребление алкоголя или наркотиков - зрачки в таком случае широкие; отсутствие интереса, враждебность, усталость, стресс, похмелье - зрачок маленький. Уровень заинтересованности тоже влияет на величину зрачка: чем выше интерес, тем он шире.
Личностное пространство. Это та территория вокруг человека, которую он признает своей. Если кто-либо входит в это поле, появляется эффект вторжения, ощущается дискомфорт, что влияет на эффективность общения. Чаще всего встречаются люди с личностным пространством 1-1,5 м в диаметре, и если его не нарушать, то всегда можно суметь построить конструктивную беседу, установить добрые дружеские отношения. Люди с большим личностным пространством (2-3 м и более) отличаются тревожностью, аналитическом складом ума, склонны рассматривать себя как отличных от других. Те, у кого маленькое личностное пространство (0-0,5 м), - нетерпеливы, для них характерно чувство соперничества, риска; они трудно расслабляются, постоянно заняты делом, умеют работать в стрессовых условиях; их отличает выраженное «территориальное» поведение: свойственны утверждения «мой стол», «моя комната» и т. д.
В зависимости от того, как строятся отношения, личностное пространство может изменяться:
-
0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях;
-
0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей, допускающих соприкосновения или без таковых;
-
1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель -подчиненный);
-
3,7 и более - публичное расстояние, можно обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.
Примечания для ведущего.
Перед изложением данного материала можно провести игру «Личностное пространство». Участники работают в парах. Определяется тема беседы, и они начинают диалог сначала с большого расстояния, затем подходят друг к другу все ближе, пока не сойдутся почти вплотную. После этой процедуры необходимо поделиться ощущениями, определив, на каком расстоянии беседовать было комфортнее.
Одежда. Это вторая кожа человека, защищающая его от внешних воздействий. Одежда может рассказать о социальном статусе, эмоциональной сфере, сексуальных потребностях. Манера одеваться отражает внутреннее личностное содержание. Чем строже одевается человек, тем он более официален. Мягкость в одежде располагает к открытому общению. Примечания для ведущего.
Предложить участникам придумать название своему костюму, рассказать о нем:
-
Как часто они надевают свой костюм?
-
Куда в нем ходят?
-
Как себя чувствуют в нем?
Эта процедура вызовет проекцию своих чувств, мыслей, переживаний. Жесты. Позитивные:
-
руки, раскрытые ладонями вверх, - дружелюбие, открытость;
-
рука у щеки - раздумья, нерешительность;
-
наклоненная набок голова - интерес;
-
почесывание подбородка - процесс принятия решения;
-
пощипывание переносицы с закрытыми глазами - сосредоточенность;
-
потирание глаз, потирание за ухом - сомнение;
-
устойчивый визуальный контакт - открытость;
-
шаг вперед - проявление активности;
-
движение корпуса вперед - склонность отзываться на
первый позыв; -
малое количество жестов - знак высокого самоконтроля.
Негативные:
-
руки скрещены на груди, за спиной, в карманах, нога
на ногу - закрытость, нежелание вступать в контакт,
оборонительная позиция; -
сжатые кулаки, поглаживание шеи - агрессия;
-
подбородок подпирается двумя пальцами - критическая оценка;
-
подбородок подпирается всей ладонью - усталость,
скука; -
манипуляция с предметами (очками, ручкой) - неуверенность, досада;
-
пальцы сплетены в замок - закрытость для общения;
• взгляд в сторону - подозрение и сомнение.
Поза и особенности внешнего вида.
Расстегнутый пиджак - открытость, свободное поведение.
Расхаживание - обдумывание, оценивание ситуации. В этом случае не стоит заговаривать, чтобы не прервать течение мыслей.
Движение плечами и головой вперед - признак готовности «взорваться».
Руки в карманах, большой палец обращен наружу - превосходство.
Бросание предметов на стол, резкие жесты - демонстрация раздражения, агрессивности.
Руки на боках - готовность.
Пальцы стучат о пальцы (жест «пирамиды») - вера в абсолютную правоту своих идей, доверительный контакт, превосходство.
Домашнее задание
Назначение: углубление опыта невербального общения.
Понаблюдать за людьми во время общения, обратить внимание на их жесты, выражение лица; подумать какие чувства они испытывали.
Познакомиться с тем, какие вы принимаете позы, какими жестами пользуетесь как средствами своего отношения к другим.
Занятия 11,12,13. Индивидуальный стиль общения
Цели:
-
отработка умений самоанализа;
-
отработка индивидуальных стратегий и тактик в общении.
Рефлексия
Процедура 1. Какой я есть и каким бы хотел быть
Назначение:
-
диагностика своих индивидуальных особенностей каждым участником;
-
осмысление различий между реальным и желаемым
«Я»;
-
проявление неосознанных представлений о себе;
-
получение обратной связи каждым участником.
-
Ведущий просит каждого из участников представить животное, которое олицетворяет его личность. Затем просит представить то животное, каким бы каждый хотел видеть себя. В обсуждении следует уделить внимание тем качествам участников, которые они хотели бы скорректировать; обсудить, что мешает им формировать полноценные отношения с людьми; почему было выбрано то или иное животное.
-
Упражнение «Метафора». Каждый выбирает в комнате предмет, от имени которого он хотел бы произнести монолог на 2-3 мин. По окончании упражнения участникам задается вопрос: «А могут ли думать и говорить неодушевленные предметы?» Каждый приходит к выводу, что он выражал свои мысли и чувства. При интерпретации рассказа важны выбор предмета, его удаленность от группы, постоянно ли он находится в этом помещении или принесен лишь на время.
Примечания для ведущего.
Ценность данных техник состоит в том, что участники проецируют свои скрытые желания и потребности. Часто, действуя под чужой маской, нерешительный, скрытный человек может раскрыться. Он может почувствовать себя увереннее и метафорически выразить проблему, связанную с общением.
3. Техника «Снаружи - внутрь». В ряд выстроено 6-7 стульев спинкой к сиденью. Стулья изображают различные «пласты личности». Стул с левого края - внешний пласт, видимый миру и всем известный. Стул с правого края - самый глубинный пласт, сердцевина личности. Остальные стулья - это промежуточные слои.
Каждый участник по очереди выходит, садится на крайний стул и описывает себя таким, каким он внешне представляется людям. Затем садится на следующий стул и описывает себя уже в соответствии со следующим слоем. Не обязательно пройти все пласты. Можно остановиться на любом этапе, как только возникнет чувство неловкости.
Эта техника облегчает самопредставление, а также раскрывает «Я» человека.
Целесообразно обсудить следующие вопросы:
-
Что вы чувствовали во время представления?
-
Что вас удивило?
Какие различия вы увидели между разными пластами человеческой личности?
Информирование
Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все рождены, чтобы добиться успеха, человеческий организм запрограммирован на это. Самое главное - воспринимать себя позитивно. Именно такой человек успешен во всем, и в общении также. Возможны четыре вида психологических установок на общение с окружающими:
-
У меня все хорошо - у тебя все хорошо. Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. В таком случае человек способен решить все проблемы.
-
У меня все хорошо - у тебя все плохо. Эта установка характерна для тех, кто недобрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. Конструктивное сотрудничество затруднено.
-
У меня все плохо - у тебя все хорошо. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными.
-
У меня все плохо - у тебя все плохо.
Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессии, непредсказуемы.
Редко кто придерживается одной из установок. Всегда в большей или меньшей степени присутствует каждая из них. Чаще всего доминирует какая-то одна. Важно осознать, какая у вас доминирующая установка, поверить в то, что ее можно изменить.
Когда люди попадают в сложные ситуации, они склонны реагировать привычным способом. Транзактный анализ выделяет три таких способа реагирования или различных состояний нашего «Я»: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Родительское «Я». Состояние, перенятое в детстве от родителей. Характеризуется по преимуществу приказами, запретами и правилами. Существует две стороны родительского «Я»: контролирующая и помогающая. Контролирующий родитель пользуется следующими словами: правильно - неправильно, хорошо - плохо, никогда - всегда, разумно - неразумно; что скажут другие; всему есть предел; должен, обязан.
Помогающий родитель говорит: бедняжка; будь осторожен; не бойся; я тебе помогу; потерпи.
У учителей в основном развито родительское эго-состояние. Если оно становится преобладающим, могут возникнуть трудности в общении.
Взрослое «Я». Это зрелая, размышляющая часть человека. Своеобразный компьютер, собирающий, оценивающий и просчитывающий информацию. Действия взрослого продуманы и логически обоснованы. Языковые знаки такого «Я»: могу; сумею; это возможно; давай подумаем; разберемся; попробуем.
Ребенок. В этом состоянии собраны наши чувства и переживания. Характерны импульсивность, требовательность, спонтанность, непосредственность, послушание, желание идти на компромиссы; протест. Языковые показатели: хочу - не хочу; мне нравится; буду - не буду; помоги мне; я тоже устал; я чувствую.
Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас, и изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств.
Процедура 2. Какие мы в контакте с другими людьми
Назначение:
-
отработка аналитических умений;
-
понимание своих эго-состояний;
-
отработка эффективных способов реагирования.
Решение ситуаций:
-
Разговор с учеником, который грубит учителям, получает «двойки».
-
В учительской в присутствии других тебе делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке.
-
Разговор с родителем, который не хочет сдавать деньги на ремонт школы.
-
Беседа с девочкой, которая пришла в школу с ярким макияжем.
-
Ученик тебе говорит, что не понимает, как ты объясняешь тему урока.
-
Ученик обвиняет тебя в некомпетентности.
При обсуждении спросить, какие эго-состояния испытывал каждый участник; какие чувства испытывал; предложить группе попробовать конструктивно решить каждую ситуацию.
Домашнее задание
Понаблюдать за своими эго-состояниями.