Тренинговые занятия Искусство общениЯ (для старшеклассников)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятия 2, 3. Осмысление понятия «эффективное общение»

Цели:

  • актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;

  • выработка представления о сущности педагогическо­го общения;

  • выработка умения принимать решение в группе.

Рефлексия «здесь и теперь»

Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Варианты:

  • каждый проговаривает свое состояние: «Я чувствую...
    Я осознаю...»;

  • представляет свое состояние в невербальной форме;

  • описывает происходящее с участником и в группе на
    листе бумаги.

Примечания для ведущего.

  1. Ведущий стимулирует обсуждение, задавая участни­кам вопросы: «Как ты себя чувствуешь? Что тебя вол­нует? Что на тебя произвело впечатление? Что тебе снилось?»

  2. Процедура во времени должна занять 10-15 мин.
    Молчание более 10 с приводит к передаче слова сле­дующему участнику.

  3. 3. Ведущий анализирует свое состояние последним.

Дискуссия «Эффективность педагогического общения»

В ходе дискуссии диагностируется уровень развития про­фессиональных навыков, коммуникативных умений, вы­являются проблемы, не позволяющие каждому участни­ку группы эффективно общаться с детьми. Дискуссия проводится в три этапа.

  1. Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4-5 чело­век).

  1. Защита своей работы в групповой дискуссии.

  1. Анализ отснятых на видеомагнитофон материалов.
    Первый этап. Группа разбивается на микрогруппы.

Они расходятся по разным помещениям и в течение 1,5 ч обсуждают тему дискуссии. Консультант работает с каж­дой микрогруппой. Его задача - организовать групповую работу, не вмешиваясь в обсуждение. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые во­просы. Примечания для ведущего.

Основные шаги решения проблемы эффективности

педагогического общения:

1. Диагностика задачи. Каждый высказывает свое пони­мание поставленной задачи.

. 2. Диагностика ситуации. Каждый оценивает свою ре­альную профессиональную и личную ситуацию, в ко­торой находится. Микрогруппа определяет причины неэффективного общения с детьми и коллегами.

3. Диагностика и постановка проблем, связанных с неэф­фективным педагогическим общением.

4. Определение целей

Второй этап. Защита своей работы в групповой дискус­сии. Обсуждение предложенного материала, обмен точка­ми зрения, развитие навыков выступления перед аудито­рией.

Направленность дискуссии:

  • определение целей микрогрупп;

  • обозначение общегрупповых целей;

  • ориентация на дальнейшую работу.

От каждой микрогруппы выступает в течение 7-10 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказан­ного, выражает свое отношение к этому.

После выступления всех групп ведущий дискуссии вместе с участниками подводит итоги, анализируя все со­общения, выделяя наиболее конструктивные моменты. Обозначаются проблемы, которые будут положены в ос­нову тренинга. Примечания для ведущего.

1. Цели и правила дискуссии:

  • не уклоняться от темы;

  • все усилия направить на проведение общей темы;

  • не вдаваться в абстрагирование и не интеллектуализировать обсуждение;

  • работать на понимание изложенных мыслей каждым участником;

  • содействовать активному участию всех членов группы в работе.

2. Для получения обратной связи участникам можно раз­
дать анкету, в которой содержались бы такие пункты:

Твое отношение к проведенной работе (отрицатель­ное, положитительное). Что мешало тебе в работе?

Что дала тебе эта работа в содержательном пла­не?

♦ Сможешь ли ты использовать данную форму рабо­ты в своей профессиональной деятельности?

Третий этап. Если есть возможность, материалы же­лательно снять на видеопленку и проанализировать на следующей встрече. Ведущему при анализе следует об­ратить внимание на такие аспекты, как:

  • ролевая структура группы: лидер, критик, генератор идей, разработчик и т. д.;

  • особенности группового взаимодействия и стиль об­щения;

  • способы аргументации и умение донести свою мысль

до участников;

• соотношение вербальных и невербальных средств об­щения.

Информирование

Для того чтобы быть готовым к активному общению, чело­век должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности, как открытость и искренность в общении, соци­альная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над образом своего «Я» относится также определение своих профессиональных це­лей и установок, наиболее типичных способов реагирова­ния в сложной ситуации. Тот же анализ педагог проводит относительно своего партнера по общению.

Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам обще­ния относят:

  • описание поведения;

  • коммуникацию чувств - умение ясно сообщать о сво­ем внутреннем состоянии;

  • активное слушание;

  • эмпатию - умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.

Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов сторон.

Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Бла­гоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.

Теперь сделаем следующий шаг:

  • ты никого не можешь изменить, кроме самого себя;

  • проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и успешным с теми, кто тебе неприятен.

Рефлексия Прощание

Проговаривание пожеланий друг другу.

Занятия 4, 5, 6. Невербальные средства общения

Цели:

• формирование чувствительности к невербальным сред­ствам общения;

  • формирование понятийных представлений о невер­бальных средствах общения;

  • дестабилизация стереотипных представлений о себе,
    мотивах своего поведения.

Разминка

Упражнения на создание работоспособности.

  1. Полукруг. Каждый по очереди выходит в центр, пово­рачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все
    повторяют.

  2. Высказывание пожеланий. Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.

  3. Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его пе­редают. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволя­ет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.

4. Игра «Атомы». Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам - это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Чис­ло «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно оп­ределяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все
двигаются и объединяются друг с другом в зависимо­сти от этого. Объединяются таким образом: нужно
стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В кон­це игры называется число, равное всем участникам.

5. Участники сидят в круге. Количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий в центре круга про­сит поменяться местами тех участников, у которых есть что-то общее. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого есть брат». Все, кто обладает этим призна­ком, а также ведущий должны занять места. Кому ме­ста не хватило, продолжает игру. Для разминки можно взять любые другие игры и пси­хотехнические упражнения, предлагаемые в списке реко­мендуемой литературы. Рефлексия

Процедура 1. Немое кино Назначение:

  • формирование чувствительности к невербальным сред­ствам общения;

  • фиксация внимания участников на своих психологи­ческих особенностях;

  • выявление реакций участников друг на друга;

  • развитие умения творчески относиться друг к другу.
    Группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «Ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это - твои ге­рои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих акте­ров так, как считаешь нужным, пусть они придадут свои лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находится твой герой». По оконча­нии каждая группа предъявляет свою работу. Задача дру­гой группы - отгадать, каков был замысел, какими чер­тами наделены герои, что показалось неожиданным.

Процедуру «Немое кино» можно заменить другой - «Скульптура». Все участники «лепят» изображение каж­дого, используя ресурсы группы: самих людей, одежду, канцелярские принадлежности, мебель и др. Наиболее выразительная скульптура может стать предметом обсуждения. Прототип также может высказать свое суждение о замысле скульптора. Примечания для ведущего.

1. Обсуждение вопросов:

  • Что больше всего характеризует этого человека?

  • Совпадает ли мнение персонажей о себе с тем, как видит их режиссер?

  • Какие расхождения были у членов группы?

  • Какая тема выбрана для фильма (материал для леп­ки) и что это может значить?


  1. Желательно для представления сделать сцену и зри­тельный зал.

  2. При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником представ­ления. Ведущий слово берет последним. Целесообразно использовать видеомагнитофон. Это позволит получить обратную связь.

Процедура 2. Пантомима

Назначение:

  • выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;

  • формирование умения выразить свое состояние не­ вербальными средствами.

1. Задать тему, которую следует выразить пантомимой:

  • индивидуально: «Какой я есть?», «Каким бы я хотел быть?»;

  • для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить цветы даме», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного»,

«Перейти по узкой доске через большую лужу», «Прой­ти по качающемуся мостику через реку», «Передать ин­формацию через окно в автобусе»;

♦ для группы: «Зоопарк» (каждый, взаимодействуя с дру­гими участниками, изображает животное); «Супермар­кет» (изобразить какую-либо вещь); «Встреча друзей после многих лет разлуки».

Рефлексия

2. Игра «Видеомагнитофон». Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, ис­пользуя только мимику и жесты. Первый участник пере­дает информацию второму. Остальные сидят с закрыты­ми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг. По завершении круга первый участ­ник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он пере­давал, отмечая тех из группы, кто более достоверно вос­принял информацию.

Информирование

Основными элементами невербальной коммуникации вы­ступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакции тела скрывают правду редко. После определенной тренировки можно научиться расши­фровывать собственные скрытые социальные, эмоцио­нальные, сексуальные и другие установки, а также лучше узнать других.

К элементам невербального общения относятся:

  • тембр голоса и интонация;

  • расширение и сужение зрачка;

  • пространство, разделяющее говорящих;

  • частота дыхания;

  • жесты, телодвижения;

  • осанка;

  • одежда;

  • выражение лица;

  • символы статуса;

  • контакт глаз.

Бывает, слова не соответствуют языку тела, и это по­могает лучше понять человека. Если, например, придя в класс, вы поднимаете плечи и опускаете голову, прояв­ляете нетерпение, говорите повышенным, раздражитель­ным голосом, то у детей может возникнуть о вас одно из следующих впечатлений:

  • вам все надоело;

  • вы находитесь в стрессовой ситуации;

  • вы не контролируете события;

  • вас раздражают дети;

  • вам не нравится ваша работа;

  • вы недоброжелательны к детям;

  • вы не уважаете других.
    Правила интерпретации языка тела

  • Не делать выводы по отдельно взятой детали.

  • Учитывать национальную специфику.

• Не проецировать свое состояние и жизненный опыт
на другого человека.

Наиболее важные элементы языка тела

Мимика. Лицо - зеркало души, оно прекрасно передает

эмоциональное состояние. Широко распахнутые глаза и приподнятые брови могут выражать удивление; опущен­ные уголки рта, отсутствующий взгляд - печаль, скорбь, грусть; сжатые зубы и очень сомкнутые губы - подавляе­мый гнев; сведенные к переносице брови, но при этом рас­слабленная нижняя часть лица - задумчивость; прищу­ренные глаза и чуть заметная улыбка - иронию; поднятые брови и опущенные уголки рта - недоверие; поднятые брови и открытая улыбка - простодушие, радость и т. д.

Реакция глаз. По реакции глаз можно узнать, насколь­ко человек искренен с вами. Прежде всего необходимо представлять зависимость взгляда от работы головного мозга, его правого и левого полушарий: репродуктивная функция связана с работой левого полушария, а более сложные процессы конструирования и моделирования - правого. Если человек что-то вспоминает, хочет воспроиз­вести уже готовую информацию, реакция глаз будет направ­лена влево вверх. Когда же необходимо быстро что-либо придумать - вправо вверх. Эмоциональное состояние (воз­буждение, волнение, стыд и др.) можно проследить по движению глаз вниз. Примечания для ведущего.

Перед сообщением о реакции глаз целесообразно про­вести видеосъемку, чтобы наглядно показать участникам роль взгляда в понимании услышанной информации. Про­цедура проводится следующим образом.

Каждому участнику задается тема. Например: «Расска­жите о влиянии магнитного потока на организм человека», «Что вы знаете о дифракции?», «Кто такие капуцины?» и Др. В течение 2 мин каждый участник должен сделать не­большое сообщение. Он выходит на середину полукруга и начинает свой рассказ. По окончании процедуры происходит обсуждение отснятого материала с интерпретацией ми­мики и жестов, анализом реакции глаз. Желательно прове­сти рефлексию.

Величина зрачков. Расширение зрачка может быть ре­акцией на слово «да», тогда как сужение - «нет».

В подтверждение этого факта можно предложить игру. Участники образуют пары. Один из них прячет в руке мелкий предмет. Второй должен угадать, где находится спрятанная вещь. При этом первый игрок отвечает непра­вильно, а думает так, как нужно: «да» - рука с предме­том, «нет» - без предмета. По изменению величины зрач­ков партнер должен угадать, где находится предмет.

При истолковании следует учитывать степень освещен­ности (чем ярче свет, тем уже зрачки), глазные болезни - у близоруких зрачок всегда больше, чем у дальнозорких; употребление алкоголя или наркотиков - зрачки в таком случае широкие; отсутствие интереса, враждебность, уста­лость, стресс, похмелье - зрачок маленький. Уровень за­интересованности тоже влияет на величину зрачка: чем выше интерес, тем он шире.

Личностное пространство. Это та территория вокруг человека, которую он признает своей. Если кто-либо вхо­дит в это поле, появляется эффект вторжения, ощущает­ся дискомфорт, что влияет на эффективность общения. Чаще всего встречаются люди с личностным простран­ством 1-1,5 м в диаметре, и если его не нарушать, то все­гда можно суметь построить конструктивную беседу, ус­тановить добрые дружеские отношения. Люди с большим личностным пространством (2-3 м и более) отличаются тревожностью, аналитическом складом ума, склонны рас­сматривать себя как отличных от других. Те, у кого маленькое личностное пространство (0-0,5 м), - нетерпе­ливы, для них характерно чувство соперничества, риска; они трудно расслабляются, постоянно заняты делом, уме­ют работать в стрессовых условиях; их отличает вы­раженное «территориальное» поведение: свойственны утверждения «мой стол», «моя комната» и т. д.

В зависимости от того, как строятся отношения, лич­ностное пространство может изменяться:

  • 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общают­ся люди, находящиеся в близких отношениях;

  • 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей, допускающих соприкосновения или без таковых;

  • 1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель -подчиненный);

  • 3,7 и более - публичное расстояние, можно обменять­ся несколькими словами или воздержаться от общения.

Примечания для ведущего.

Перед изложением данного материала можно провести игру «Личностное пространство». Участники работают в парах. Определяется тема беседы, и они начинают диа­лог сначала с большого расстояния, затем подходят друг к другу все ближе, пока не сойдутся почти вплотную. После этой процедуры необходимо поделиться ощуще­ниями, определив, на каком расстоянии беседовать было комфортнее.

Одежда. Это вторая кожа человека, защищающая его от внешних воздействий. Одежда может рассказать о со­циальном статусе, эмоциональной сфере, сексуальных по­требностях. Манера одеваться отражает внутреннее личностное содержание. Чем строже одевается человек, тем он более официален. Мягкость в одежде располагает к откры­тому общению. Примечания для ведущего.

Предложить участникам придумать название своему костюму, рассказать о нем:

  • Как часто они надевают свой костюм?

  • Куда в нем ходят?

  • Как себя чувствуют в нем?

Эта процедура вызовет проекцию своих чувств, мыс­лей, переживаний. Жесты. Позитивные:

  • руки, раскрытые ладонями вверх, - дружелюбие, открытость;

  • рука у щеки - раздумья, нерешительность;

  • наклоненная набок голова - интерес;

  • почесывание подбородка - процесс принятия реше­ния;


  • пощипывание переносицы с закрытыми глазами - со­средоточенность;

  • потирание глаз, потирание за ухом - сомнение;

  • устойчивый визуальный контакт - открытость;

  • шаг вперед - проявление активности;


  • движение корпуса вперед - склонность отзываться на
    первый позыв;

  • малое количество жестов - знак высокого самокон­троля.

Негативные:

  • руки скрещены на груди, за спиной, в карманах, нога
    на ногу - закрытость, нежелание вступать в контакт,
    оборонительная позиция;

  • сжатые кулаки, поглаживание шеи - агрессия;

  • подбородок подпирается двумя пальцами - критиче­ская оценка;

  • подбородок подпирается всей ладонью - усталость,
    скука;

  • манипуляция с предметами (очками, ручкой) - не­уверенность, досада;

  • пальцы сплетены в замок - закрытость для общения;

• взгляд в сторону - подозрение и сомнение.

Поза и особенности внешнего вида.

Расстегнутый пиджак - открытость, свободное пове­дение.

Расхаживание - обдумывание, оценивание ситуации. В этом случае не стоит заговаривать, чтобы не прервать течение мыслей.

Движение плечами и головой вперед - признак готов­ности «взорваться».

Руки в карманах, большой палец обращен наружу - превосходство.

Бросание предметов на стол, резкие жесты - демон­страция раздражения, агрессивности.

Руки на боках - готовность.

Пальцы стучат о пальцы (жест «пирамиды») - вера в абсолютную правоту своих идей, доверительный кон­такт, превосходство.

Домашнее задание

Назначение: углубление опыта невербального общения.

Понаблюдать за людьми во время общения, обратить внимание на их жесты, выражение лица; подумать какие чувства они испытывали.

Познакомиться с тем, какие вы принимаете позы, какими жестами пользуетесь как средствами своего отношения к другим.


Занятия 11,12,13. Индивидуальный стиль общения

Цели:

  • отработка умений самоанализа;

  • отработка индивидуальных стратегий и тактик в об­щении.

Рефлексия

Процедура 1. Какой я есть и каким бы хотел быть

Назначение:

  • диагностика своих индивидуальных особенностей каж­дым участником;

  • осмысление различий между реальным и желаемым
    «Я»;

  • проявление неосознанных представлений о себе;

  • получение обратной связи каждым участником.


  1. Ведущий просит каждого из участников предста­вить животное, которое олицетворяет его личность. За­тем просит представить то животное, каким бы каждый хотел видеть себя. В обсуждении следует уделить внима­ние тем качествам участников, которые они хотели бы скорректировать; обсудить, что мешает им формировать полноценные отношения с людьми; почему было выбра­но то или иное животное.

  2. Упражнение «Метафора». Каждый выбирает в ком­нате предмет, от имени которого он хотел бы произнести монолог на 2-3 мин. По окончании упражнения участни­кам задается вопрос: «А могут ли думать и говорить нео­душевленные предметы?» Каждый приходит к выводу, что он выражал свои мысли и чувства. При интерпретации рассказа важны выбор предмета, его удаленность от груп­пы, постоянно ли он находится в этом помещении или при­несен лишь на время.

Примечания для ведущего.

Ценность данных техник состоит в том, что участники проецируют свои скрытые желания и потребности. Часто, действуя под чужой маской, нерешительный, скрытный человек может раскрыться. Он может почувствовать себя увереннее и метафорически выразить проблему, связан­ную с общением.

3. Техника «Снаружи - внутрь». В ряд выстроено 6-7 стульев спинкой к сиденью. Стулья изображают различные «пласты личности». Стул с левого края - внешний пласт, видимый миру и всем известный. Стул с правого края - самый глубинный пласт, сердцевина личности. Остальные стулья - это промежуточные слои.

Каждый участник по очереди выходит, садится на край­ний стул и описывает себя таким, каким он внешне пред­ставляется людям. Затем садится на следующий стул и опи­сывает себя уже в соответствии со следующим слоем. Не обязательно пройти все пласты. Можно остановиться на любом этапе, как только возникнет чувство неловкости.

Эта техника облегчает самопредставление, а также раскрывает «Я» человека.

Целесообразно обсудить следующие вопросы:

  • Что вы чувствовали во время представления?

  • Что вас удивило?

Какие различия вы увидели между разными пласта­ми человеческой личности?

Информирование

Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все рож­дены, чтобы добиться успеха, человеческий организм за­программирован на это. Самое главное - воспринимать себя позитивно. Именно такой человек успешен во всем, и в общении также. Возможны четыре вида психологиче­ских установок на общение с окружающими:

  1. У меня все хорошо - у тебя все хорошо. Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. В таком случае человек способен решить все проблемы.

  2. У меня все хорошо - у тебя все плохо. Эта установка характерна для тех, кто недобрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой пе­рекладывает ответственность за свои трудности на других. Конструктивное сотрудничество затруднено.

  3. У меня все плохо - у тебя все хорошо. Личность испы­тывает бессилие по сравнению с другими, избегает тес­ных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными.

  4. У меня все плохо - у тебя все плохо.

Эта установка близ­ка к патологической. Вызывает чувство безнадежнос­ти, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессии, непредсказуемы.

Редко кто придерживается одной из установок. Все­гда в большей или меньшей степени присутствует каж­дая из них. Чаще всего доминирует какая-то одна. Важно осознать, какая у вас доминирующая установка, поверить в то, что ее можно изменить.

Когда люди попадают в сложные ситуации, они склон­ны реагировать привычным способом. Транзактный ана­лиз выделяет три таких способа реагирования или различ­ных состояний нашего «Я»: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Родительское «Я». Состояние, перенятое в детстве от родителей. Характеризуется по преимуществу приказа­ми, запретами и правилами. Существует две стороны ро­дительского «Я»: контролирующая и помогающая. Кон­тролирующий родитель пользуется следующими слова­ми: правильно - неправильно, хорошо - плохо, никогда - всегда, разумно - неразумно; что скажут другие; всему есть предел; должен, обязан.

Помогающий родитель говорит: бедняжка; будь осто­рожен; не бойся; я тебе помогу; потерпи.

У учителей в основном развито родительское эго-состояние. Если оно становится преобладающим, могут воз­никнуть трудности в общении.

Взрослое «Я». Это зрелая, размышляющая часть чело­века. Своеобразный компьютер, собирающий, оцениваю­щий и просчитывающий информацию. Действия взросло­го продуманы и логически обоснованы. Языковые знаки такого «Я»: могу; сумею; это возможно; давай подумаем; разберемся; попробуем.

Ребенок. В этом состоянии собраны наши чувства и переживания. Характерны импульсивность, требователь­ность, спонтанность, непосредственность, послушание, же­лание идти на компромиссы; протест. Языковые показате­ли: хочу - не хочу; мне нравится; буду - не буду; помоги мне; я тоже устал; я чувствую.

Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас, и изменить свой способ поведения в зависимости от обсто­ятельств.

Процедура 2. Какие мы в контакте с другими людьми

Назначение:

  • отработка аналитических умений;

  • понимание своих эго-состояний;

  • отработка эффективных способов реагирования.
    Решение ситуаций:


  1. Разговор с учеником, который грубит учителям, полу­чает «двойки».

  2. В учительской в присутствии других тебе делает за­мечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке.

  3. Разговор с родителем, который не хочет сдавать деньги на ремонт школы.

  4. Беседа с девочкой, которая пришла в школу с ярким макияжем.

  5. Ученик тебе говорит, что не понимает, как ты объяс­няешь тему урока.

  6. Ученик обвиняет тебя в некомпетентности.

При обсуждении спросить, какие эго-состояния испы­тывал каждый участник; какие чувства испытывал; пред­ложить группе попробовать конструктивно решить каж­дую ситуацию.

Домашнее задание

Понаблюдать за своими эго-состояниями.

© 2010-2022